7. 4 Падение души в материю. Часть 3

                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

 (стр. 331) «Малые мистерии окончились, вновь вступившие стали мистами, что означает закрытые покрывалом. … Между ними и внешним миром возникло как бы облако. И в то же время, в них раскрылось внутреннее зрение, посредством которого они смутно различали иной мир, полный манящих образов, которые двигались в безднах, то сверкающих светом, то темнеющих мраком.

Великие мистерии, которые следовали за малыми, носили также название священных Оргий, и они праздновались через каждые пять лет осенью в Элевзисе.

Эти празднества, в полном смысле символические, длились девять дней; на восьмой день мистам раздавали знаки посвящения: тирсы и корзинки, увитые плющим. Последние заключали в себе таинственные предметы, понимание которых давало ключ к тайне жизни.

В этот день из Афин переносили в Элевзис в торжественной процессии статую Диониса, увенчанную миртами, которую именовали Iaккос. Его появление в Элевзисе  означало великое возрождение. Ибо он являл собою божественный дух, проникающий всё сущее, преобразователя душ, посредника между небом и землёй.

На этот раз, в храм входили через мистическую дверь, чтобы провести там всю святую ночь или «ночь посвящения». … Последний же герольд заставлял клясться, под страхом смерти, не выдавать  ничего из увиденного. Он прибавлял: «Вот вы достигли подземного порога Персефоны. Чтобы понять будущую жизнь и условия вашего настоящего, вам нужно пройти через царство смерти; в этом состоит испытание посвящённых. Необходимо преодолеть мрак, чтобы наслаждаться светом»

Затем, посвящённые облеклись в кожу молодого оленя, символ растерзанной души, погружённой в жизнь плоти. После этого гасились все факелы и светильники, и мисты входили в подземный лабиринт. Приходилось идти ощупью в полном мраке. Вскоре начинали доноситься какие-то шумы, стоны и грозные голоса. Молнии, сопровождаемые раскатами грома, разрывали по временам глубину мрака. При этом вспыхивающем свете выступали странные видения: то чудовища химеры или дракона; то человек, раздираемый когтями сфинкса; то человеческое привидение.

Но самые необычные переживания, соприкасавшиеся с истинной магией, происходили в склепе, где фригийский жрец, одетый в азиатское облачение с вертикальными красными и чёрными полосами, стоял перед медной жаровней, смутно освещавшей склеп колеблющимся светом. Повелительным жестом заставлял он входящих садиться у входа и бросать на жаровню горсть наркотических благовоний. Склеп начинал наполняться густыми облаками дыма, которые, клубясь и свиваясь, принимали изменчивые формы.

  От времени до времени жрец Цибеллы простирал свой короткий жезл и тогда магнетизм его воли вызывал в многообразных облаках новые быстрые движения и тревожную жизненность. «Проходите!» - говорил Фригиец. И тогда мисты поднимались и входили в облачный круг. Большинство из них чувствовало странные прикосновения, словно невидимые руки хватали их, а некоторых даже бросали с силой на землю. Более робкие отступали в ужасе и бросались к выходу. И только наиболее мужественные проходили, после снова и снова возобновляемых попыток; ибо твёрдая решимость преодолевает всякое волшебство.

После этого мисты входили в большую круглую залу, слабо освещённую редкими лампадами. В центре, в виде колоны, поднималось бронзовое дерево, металлическая листва которого простиралась по всему потолку. Среди этой листвы были вделаны химеры, горгоны, гарпии, совы и вампиры, символы всевозможных земных бедствий, всех демонов, преследующих человека».

                Чтобы  был выбор нужны противоположности, из которых можно выбрать. Так земной мир состоит из двух противоположностей: добро и зло, мужчина и женщина, любовь и ненависть и другие.  Чтобы душе выйти и земного мира, необходимо преодолеть эти противоположности. Чем наполнит человек свою душу, туда и попадёт после смерти физического тела.

«Под деревом восседал на великолепном троне Плутон-Аид в пурпуровой мантии. Он держал в руке трезубец, его чело было озабочено и мрачно. Рядом с царём преисподней, который никогда не улыбается, находилась его супруга, стройная  Персефона».

                Почему Плутон? Трезубец – символ трёх сил, трёх миров? Не улыбается? Нет чувств?

«Это уже не прежняя Девственница, вышивавшая покрывало Деметры в тихом гроте; теперь она знает жизнь низин и страдает. Она царствует над низшими силами, она – властительница среди мертвецов; но всё её царство – чужое для неё. Бледная улыбка освещает её лицо, потемневшее под тенью ада. Да! В этой улыбки – познание Добра и Зла, то невыразимое очарование, которое налагает пережитое немое страдание, научающее милосердию. Персефона смотрит взглядом сострадания на мистов, которые преклоняют колена и складывают к её ногам венки из белых нарциссов. И тогда в её очах вспыхивает умирающее пламя, потерянная надежда, далёкое воспоминание о потерянном небе».

                Интересно до этого момента, когда душа спустилась в земной мир, какой мир был на земле? Бездушный? Нарцисс – символ желания. Они (мисты) желают обрести душу?

«Внезапно, в конце поднимающейся вверх галереи, зажигаются факелы и подобно трубному звуку разносится голос: «Приходите мисты! Iаккос возвратился! Деметра ожидает свою дочь! Эвохэ!!» Звучное эхо подземелья повторяет этот крик.

Персефона настораживается на своём троне, словно разбуженная после долгого сна и пронизанная сверкнувшей мыслью, восклицает: «Свет! Моя мать! Iаккос!» Она хочет броситься, но Плутон удерживает её властным жестом, и она снова падает на свой трон, словно мёртвая.

В то же время лампады внезапно угасают, и слышится голос: «Умереть, это –возродиться!». А мисты направляются к галереи героев и полубогов, к отверстию подземелья, где их ожидает Гермес и факелоносец. С них снимают оленьи шкуру, их окропляют очистительной водой, их снова одевают в льняные одежды и ведут в ярко освещенный храм, где их принимает Iерофант, первосвященник Элевзиса, величественный старец, одетый в пурпур.

Что же сказал великий Iерофант? Каковы были эти священные слова, эти верховные откровения?

… верховное благословение Iерофанта Элевзийского означало: да возвратят тебя твои желания к душе Брамы!

Посвящённые узнавали, что божественная Персефона, которую они видели посреди ужасов и мучений ада, являл собой образ человеческой души, прикованной к материи в течение земной жизни, а в посмертной – отданной химерам и мучениям ещё более тяжёлым, если она жила рабой своих страстей. Её земная жизнь есть искупление предыдущих существований. Но душа может очиститься внутренней дисциплиной, она может вспоминать и предчувствовать соединённым усилием интуиции, воли и разума, и заранее участвовать в великих истинах, которыми она овладеет вполне и всё цело лишь в необъятности высшего духовного мира. И тогда Персефона станет чистой, сияющей, неизречённой Девственницей, источником любви и радости.

Что касается её матери Деметры, она являла собой в мистериях символ божественного Разума и интеллектуального начала человека, с которым душа должна слиться, чтобы достигнуть своего совершенства».

                Теперь можно узнать, какие символы были у мистов в корзине.

«Золотые предметы, заключённые в корзине, были: сосновая шишка (символ плодородия), свернувшаяся змия (эволюция души: падение в материю и искупление духом), яйцо (олицетворяет полноту или божественной совершенство, цель человека)».

                Как я их понимаю? Сосновая шишка – в Едином множество (одна шишка, а в ней много семян); свернувшаяся змия – возможность, после падения, вернуться к Истоку; яйцо – стать Богом, создателем новой Вселенной.

«По учению мистерий, экстатические видения храма производились посредством самого чистого из всех элементов: духовного света, уподобляемого божественной Изиде. Оракулы Зороастра называли его Природой, говорящей через себя, то есть элементом, посредством которого маг даёт мгновенное и видимое выражение своей мысли, и который служит также покровом для душ, являющих собою лучшие мысли Бога. Вот почему  Иеофант, если он обладает властью производить это явление и ставить посвящённых в живое общение с душами героев и богов, был уподобляем в эти мгновения Создателю, Демиургу, факелоносец – Солнцу, то есть сверхфизическому свету, а Гермес – Божественному Глаголу.

Но каковы бы ни были эти видения, в древности существовало лишь одно мнение о просветлении, которым сопровождались конечные откровения Элевзиса. Воспринявший их испытывал неведомое блаженство, сверхчеловеческий мир спускался в сердце посвящённого. Казалось, что жизнь побеждала, душа стала свободной, и тяжёлый круг существований пришёл к своему завершению. Все проникали, исполненные светлой веры и безграничной радости, в чистый эфир Мировой Души».

                Человек, а именно его душа входила при посвящении в определённое состояние. У Гурджиева это состояние называет пробуждением.

«Таким образом, посвящённые отождествляли себя постепенно с божественной деятельностью. Из простых зрителей они становились действующими лицами и познавали, что драма Персефоны происходила в них самих.

И как велико было изумление, как велика была радость при этом открытии! Если они и страдали, и боролись вместе с ней в земной жизни, они получали подобно ей надежду снова найти божественную радость, вновь обрести свет верховного Разума. Слова Иерфанта, различные сцены и откровения храма давали им предчувствие этого света.

Само собой разумеется, что каждый понимал эти вещи по степени своего развития и своих внутренних способностей. Ибо, как говорил Платон – и это верно для всех времён – есть много людей, которые носят тирс и жезл, но вдохновенных людей очень мало.

И мистерии продолжались до эдикта императора Константина, приказавшего сравнять с землёю храм Элевзиса, чтобы покончить  с этим верховным культом, в котором магическая красота греческого искусства воплотилась в наиболее высокие учения Орфея, Пифагора и Платона.

Ныне убежище античной Деметры исчезло с берегов тихого Элевзиского залива безследно, и лишь бабочка, этот символ Психеи, порхающая в весенние дни над лазурным заливом, напоминает путнику, что некогда именно здесь великая Изгнанница, Душа человеческая, призывала к себе Богов и вспоминала свою вечную родину».

                Почему происходит то возрождение познания, то его падение? Состав человеческих душ, преходящих на Землю, всё время меняется. Души, достигшие просветления, уходят в высшие миры, а на смену им из низших миров приходят непросветлённые. Тогда из высших миров в земной мир спускаются добровольно светлые души, чтобы помощь этим душам. Есть ли конец этому? 

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы.


Рецензии