Али-Баба, виртуальные экосистемы и общество потреб

Али-Баба, виртуальные экосистемы и общество потребителей
Однажды, собирая хворост в лесу, Али-Баба случайно оказывается свидетелем разговора сорока разбойников. Вход в пещеру, где хранятся награбленные ими сокровища, открывается при помощи магических слов «Симсим, откройся». Узнав этот секрет, Али-Баба после ухода бандитов проникает в пещеру и забирает с собой мешочек с золотыми монетами.

Пропускная способность систем обработки данных Alibaba и Visa в 2009-2017 гг.
...В отличие от Amazon компанию Alibaba нельзя называть розничным продавцом в традиционном смысле – мы не приобретаем и не создаем запасы товаров, а логистические услуги у нас предоставляются сторонними поставщиками. Alibaba – это координатор всех связанных с розничной торговлей функций в широкой онлайновой сети продавцов, маркетологов, поставщиков услуг, логистических компаний и производителей. Иными словами, Alibaba делает то же, что и Amazon, eBay, PayPal, Google, FedEx, все оптовики, значительная часть производителей в Соединенных Штатах и изрядная толика финансового сектора. Однако она не берет все эти функции на себя. Alibaba использует технологические решения для реализации и координирования усилий тысяч китайских компаний, создавая уникальную виртуальную деловую экосистему (функционирующую и управляемую в онлайновом режиме), которая быстрее, интеллектуальнее и эффективнее традиционной деловой инфраструктуры.
...Немалая доля покупок приходилась на заветные для китайцев импортные продукты – почти 3 млн канадских и 1,6 млн аргентинских креветок были куплены к 4:00; более 5000 т сухого сухого молока и миллиард подгузников к 9:00. Ажиотаж не спадал весь день. Чуть позже 13:00 объем продаж превысил совокупный результат 2016 г.
За день гейзер электронной торговли выбросил 812 млн посылок, которые нужно было доставить получателям в Китае и по всему миру...
Цзэн Мин. Alibaba и умный бизнес будущего: Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию. 2018
https://vk.com/doc452664536_498785502
https://megaplan.ru/blog/books/alibaba/
Главный тренд — все сервисы в одном месте — привел к тому, что ИТ-гиганты стали диверсифицировать свои источники дохода (или, по крайней мере, сферы деятельности), захватывая все новые сегменты, в том числе даже не свойственные им. Производители смартфонов занимаются благотворительностью, банки — доставкой еды, а крупнейший онлайн-ритейлер открывает сеть офлайн-магазинов, но без продавцов. Накануне очередной крупной конференции, но на этот раз российского Сбербанка, а не зарубежных Apple или Amazon, «Хайтек» проанализировал феномен экосистем и объяснил, почему растущие потребности клиентов приносят не только прибыль ИТ-корпорациям, но и доверие.
...Экосистема, по версии MIT, это совокупность продуктов и услуг в непересекающихся вертикалях: мобильная связь, банкинг, фудтех, стриминг, e-commerce и так далее. В свою очередь, они получают выгоду от сетевого эффекта: единой клиентской базы, кросс-продаж, бренда и цифровых технологий. Рост цифровой плотности уже привел к тому, что доля экосистем превзошла традиционные индустрии: совокупная капитализация топа-10 экосистем мира (Apple, Amazon, Google и так далее) в три раза выше капитализации топа-10 нефтегазовых корпораций (BP, Shell и прочие).
Меняется и потребительская парадигма: пользователь теперь хочет получить все в одном месте, а если это возможно — то и одним нажатием в смартфоне. Наиболее отражающая такой подход бизнес-модель называется «драйвером экосистемы» и сочетает в себе полную интеграцию в экосистему и максимальную близость к пользователю.
Экосистемы легко масштабируются, не имея практически никаких физических ограничений, а самое главное — они успевают за «цифровым пользователем», которому свойственно «ветреное поведение»: «Сегодня я хочу это, а завтра — то». Так онлайн-компании начинают выходить в офлайн, чтобы удовлетворять нарастающие потребности и аппетиты акционеров, «захватывать» все больше сегментов экономики и занимать даже не свойственные себе индустрии. Огромный по масштабу финансовый резерв и доверие потребителей приводят к тому, что крупные ИТ-игроки (цифровые экосистемы) монополизируют целые отрасли, подчиняя свои бизнес-стратегии простой истине, которую озвучил бессменный СЕО Amazon Джефф Безос: «Ваша прибыль — возможность для моего роста».
...Над созданием собственной экосистемы Сбербанк работает уже в течение нескольких лет, поглощая других игроков в различных сегментах и предлагая при помощи коллабораций новые сервисы, которые до этого момента клиентам банка были недоступны.
По словам главы Сбербанка Германа Грефа, речь идет о создании вокруг человека очень удобной системы оказания спектра услуг, необходимых для его жизни. «Набор сервисов, который совершенно бесшовно, очень удобно для вас — с минимальными потерями времени, в очень высоком качестве и за маленькие деньги — может оказывать одна компания».
Есть у Сбербанка и свое видение безосской стратегии. В российском варианте она звучит так: «Ваша проблема — это наша возможность». При этом Герман Греф особо отмечает, что речь идет не о создании экосистемы для Сбербанка, а для его клиентов.
«Это система, где клиент является главным лицом и главным дирижером этой экосистемы. Мы являемся вторичными по отношению к клиенту. <…> Если мы видим, что у вас появилась какая-то проблема, то мы уже придумываем, как ее решить», — заявляет Греф.
Действительно, сегодня в активах Сбербанка целый спектр сервисов, которые в традиционном плане уже можно считать полноценной экосистемой, аналогов которой просто нет: «СберФуд», «СберМобайл», «СберАвто», «СберПрофайл», «СберМаркет», онлайн-кинотеатр Okko, корпоративный университет Сбербанка, интернет-издания Lenta.Ru, Gazeta.Ru, порталы Rambler, Afisha.Ru и прочие...
Артур Киреев. В эпоху экосистем: как ИТ-гиганты превращаются в интерфейсы нашего быта. 21 сентября 2020


Рецензии