Тарковщина

Херово в СССР был экранизирован роман братьев Стругацких "Пикник на обочине". Вообще ни о чём. И что толку кому-то из сумасшедших постоянно включать его в свой весьма спорный и крайне субъективный "список лучших кинопроизведений всех времён"?

Это такой же ясный психиатрический диагноз, как и тот пресловутый "Чёрный квадрат" так называемого художника Казимира Малевича, в котором он, так сказать, "исследовал базовые возможности цвета и композиции". И доисследовался, нагло заявив в итоге, что "Чёрный квадрат", по его идиотскому "замыслу", является частью некоего загадочного "триптиха", в составе которого также присутствуют "Чёрный круг" и "Чёрный крест".

Н-да. Таким образом, в "творчестве" Малевича и обрисовалась тенденция к беспредметности. Беспредметность - склонность вести сплошь отвлечённые, неконкретные разговоры, беседы, споры, не имеющие предмета, сущности, цели; беспричинно проявлять эмоции. Например, одним из интереснейших открытий данного психиатрического заболевания явился художественный метод хаотичного капания пациента красками на холст или бросания их для получения - внимание! - "сложного лабиринта динамичных линеарных форм"...

...Вот так же произошло и со "Сталкером" кинорежиссёра Андрея Тарковского (не плачь, Алиса, не путай его с музыкальным композитором Андреем Державиным). Недаром этот пустопорожний фильм сразу же и провалился на самое дно просмотров в русском народном сортире и получил всего лишь какой-то приз "Экуменического жюри" на Каннском кинофестивале 1980 года.

Экуменизм - это же ересь. Примерно такая же, как и коммунизм. И об этом все православные люди прекрасно знают. Они всегда так и говорят таким умникам: "Ты несёшь ересь, дорогуша!". Если ещё короче - преобладающая роль в этой псевдохристианской идеологии принадлежит протестантским организациям...

...Вот именно поэтому перед тоже теперь всегда протестующими нами на советском экране вдруг и появился "этот уж абсолютно точно не тот" всегда и по определению находящийся в бегах и вне закона лихой сталкер Рэдрик Шухарт, а всего лишь какой-то очередной (в данном случае тарковский) князь Мышкин или донельзя обмирщённый какими-то посторонними к религии философиями чудак Иешуа Га-Ноцри - прямой выходец не из смертельно опасной Зоны отчуждения и даже не из отшельнического мастер-класса реальных монастырей (если уж на то пошло), а просто убогий "подкустовный выползень" из всевозможных интеллигентских кухонных пьянок периода застоя. О чём и говорят мужчины: тарковщина...

...Смотрите сами, внимательно: если чуть-чуть повернуть кинокамеру в сторону - и перед нами в исполнении Александра Кайдановского вместо настоящего сталкера опять был бы всё тот же грустно и безнадёжно спивающийся образ хлипкого музыканта-саксофониста Алексея Селивёрстова (Петра Мамонова) из "Такси-блюз" ("Чернуха! Гони чернуху! Жри витамины!").

Чуть-чуть в другую - и вылитый бытовой алкоголик-добрячок Женя Лукашин (Андрей Мягков) из "Иронии судьбы", точно так же интеллигентно заблудившийся спьяну в своих личных трёх соснах на 3-й улице Строителей, дом №25, квартира 12 ("Пить надо меньше! Надо меньше пить!").

Также совершенно чётко прослеживается и нарочито инфантильный образ подслеповатого до тошнотворной наивности студента 3-го курса какого-то московского института и "собирателя народного фольклора с ритуальными возлияниями" Шурика Тимофеева (Александра Демьяненко) из "Приключений Шурика" (изначально именовался Владиком)...

...И так далее. Всё это - одного поля ягодки. Падение мужественности и жажды правды. Проживание жизни не так, как должны жить мужчины. "Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр... Правильно! И мух отгоняй".

Даже после ясного осознания данного факта они не становятся мужчинами в реальности, а продолжают уютно оставаться в удобно искажённом ими кино лишь убого рефлексирующей по какому-то "потерянному раю" советской интеллигенцией, блуждающей своим падшим умом по всяким бытовым наваждениям: шестидесятники, восьмидесятники и так далее...

...По внутреннему содержанию все они, типа, насквозь уже пропитого фрика Бориса Гребенщикова. Ну или его мяукающего последователя Ильи Лагутенко, с их нарочито идиотическими стихотворениями, беспардонно претендующими на лавры великого Даниила Хармса...

...Достойно умершего, кстати, совсем не как они в "светлом будущем", а как самый настоящий классический сталкер: 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда, в наиболее тяжёлый по количеству голодных смертей и вражеских бомбёжек месяц, в чудовищно страшном отделении психиатрии больницы знаменитой хоррор-тюрьмы "Кресты" (город Санкт-Петербург, Арсенальная улица, дом №9)...

- Илья (также и Борис и так далее), откройте нам тайну ваших текстов. Как они к вам приходят? Вроде и понимаешь, о чём вы поёте, а конкретно, на пальцах, фиг объяснишь. "Он порежет меня на меха, и границы потеряют контроль" - о чём это вы?

- Это была шутка. Первый куплет у меня очень быстро родился, но одним куплетом в песне не отделаешься, поэтому историю надо было продолжить. Я представил, что это преследование, а жертвы - редкие животные, например, амурские тигры, они могут погибнуть - отсюда "порезать на меха". Браконьеры охотятся за ними ради шкур, которые хотят положить на полы в своих особняках миллионеры.

- Мм... А какая у вас получилась красивая... "Девочка"... Или мальчик? Уже точно и не вспомню: "Меня предали, без синих глаз оставили, тарелкой в меня кинули, разбив стакан любви..." А "Кораллы" - это тогда про морскую экологию, ага?

- "Кораллы" я написал, сидя на яхте в переходе от Владивостока до острова Русского. Мы с друзьями весело болтали ногами в воде, и рассматривали, что там, в глубине, и воображали себя разноцветными кораллами, хотя под водой были только ракушки.

- Наверно это были устрицы с шампанским, которых вы ждали на завтрак. Илья, вы только не смейтесь, но есть такая теория: художник всегда должен быть чуточку голодным и несчастным, иначе он ну никак не достигает творческих вершин. Вы же, судя по вашим гениальным текстам, постоянно очень счастливы, а теперь уже и навсегда обеспечены. Не ощущаете некоего творческого спада: всё у вас предельно комфортно, чего ради крутить педали?

- Значит я не объект для этой теории. Да и не считаю, что спад, успокоение - это плохо. Я пробовал очень много разных вещей в этом мире, но лучше всего получается писать песни. То, что я сочинял в свои 13 - 14 лет, их до сих пор слушают как свеженькое. Уже и страна другая у нас, а мои песни работают! Так что какие бы там ни были теории, я уже имею право...

...И с их мягкотело-приключенческой (нет, не остросюжетной в жизни) любовью к книгам, поэзии, гитарам, вину, сигаретам, отличницам-спортсменкам-комсомолкам, модным рубашкам-ковбойкам, мелким подработкам на стройках (принеси-подай-иди-на...), туристическим рюкзакам и прочим псевдоэтнографическим "экспедициям", не имеющим абсолютно никакого отношения к действительно реальной сталкерской жизни, да и самой истории человечества вообще...

...Кстати, буквально по пятам следующим за ними, но, к сожалению, точно таким же уныло философствующим пустозвоном с гитарой вырос и современный 64-летний подросток Олег Митяев с до сих пор по-юношески ломающимся голосом и явно не спешащей отрастать на щеках седой порослью:

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Я вчера пошёл за пивом - прямо обомлел. Я стоял бы, любовался до скончанья дня, вместе с нашим участковым, молча под грибком. Но в пакетике прозрачном дырка у меня, и всё время утекает пиво из него... Извиняюсь, что всю зиму гриппом проболел...

...А где сталкер-то? Ихтамнет! Ведь основные морально-этические столкновения всех этих "собирателей народного фольклора с ритуальными возлияниями" происходят именно с ним.

Они всегда будут испытывать страх перед этой мужественной ключевой фигурой, откровенно подтрунивающей над ними практически во всех произведениях братьев Стругацких - и лукаво уходить в свой привычный нарочито-смиренный вид вечных фарисеев от искусства, то есть интеллигентно тусоваться в различных протестантских конфессиях или на курортах за рубежом, лишь бы не смотреть правде прямо в глаза.

Что-то заставляет этих недомужчин даже в текстах и на видео всё меньше вырабатывать в своих яйцах тестостерон, и это давно уже должно рассматриваться ими же как повальная эпидемия, но именно этому они и не уделяют достаточного внимания.

- Надо было менять всё. Не одну жизнь и не две жизни, не одну судьбу и не две судьбы - каждый винтик этого смрадного мира надо было менять... Нет на свете ничего такого, чего нельзя было бы исправить. Но удивительная, между прочим, вещь: как ни придёшь - вечно эти бармены бокалы протирают, словно у них от этого зависит спасение души! А я - животное, ты же видишь, я животное. Но если Ты на самом деле такой... Всемогущий, Всесильный, Всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть всё, что Тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал!

Русский народный герой, сталкер Рэдрик (Рэд, Рыжий) Шухарт, город Хармонт, 1972 год от Рождества Христова.


Рецензии