Тавро

------------------------------------------------   

      Тавро – это метка для скота, которая делается   с помощью прикладывания особого раскаленного устройства (клейма) к уху, шее или ноге животного. По этой  метке  хозяева  отличают свой  скот от чужого.


      Мне  было   около  шести лет, когда  я первый  раз  был   очевидцем  таврения молодняка,  перед  выгоном  на выпасы скота. Это было в нашем дворе, на карде*.

      На карде была тёлка, пять - шесть овец, баран и несколько ягнят. Меня всегда занимали эти домашние животные, которые находили между собою лад.


      Я был очень  любопытным,  и поэтому мешался под ногами у взрослых,  за что неоднократно отец беззлобно поругивал  меня матерком. Наблюдая за работой взрослых, я примечал для себя как они таврили жиаотных.


      Сейчас я не помню подробностей  моего становления как таврильщика, но это  имело печальное последствие   для моего  очень доброго  и безобидного брата Виктора.


      Наступившим вечером   потрескивала   сухими дровами печь в натопленном доме. Колеблющийся фитиль керосиновый лампы бросал на стены  то темные полосы, то светлые. А вокруг  размерено кипела жизнь нашей семьи.


      Взрослые, после  трудового дня занимались  своими делами и на нас  не обращали  внимания. Отец, прилег отдохнуть на кровать, мама на кухне мыла, после использования,  сепаратор, старшие  братья  готовили уроки.


      Мое внимание   привлекла кочерга своей раскаленной  лапкой. Её,  после  промешивания углей, чтобы никто  не обжегся, еще  до бела   раскаленную, положили в поддувало.
Возможность  на практике применить увиденное днем на карде , я использовал    мгновенно.


      Витька не успел даже дернуться, кочерга зашипела  на его ноге, послышался неистовый   крик  и по комнате пошел неприятный запах  горелого человеческого  мяса.


     Родители еще долго успокаивали Витьку, смазывая  обоженное  место ноги гусиным салом...


     А меня главное, даже не лупили, более  того  я смутно  припоминаю, что разбуженный  отец   ругал  всех, кроме  меня.


     И, наверное, больше  всего  обидно  было  перепуганному Витьке.  Он как бы был   источником беспокойства  в семье.


     Я был  ещё маленький , поэтому  мне    все сходило   с рук.   Видно  все-таки  очень  мудрым был   у нас отец. Умысла  в моем   грехе  он не видел,  а значит  и ругать несмышленыша  было  не за что.


     Вечер    закончился  ужином  за большим семейным  столом.  Еще  долго всхлипывал  Витька,   и долго  успокаивала  его мама.  Про меня все забыли,  каждый  занимался  приготовлением  ко сну: кто мыл ноги,  кто убирал со стола, кто собирал  портфель назавтра.


      Так  я первый раз столкнулся с понятием "тавро". А впереди, буквально через 6 лет мне предстояло самостоятельно выгонять в степь отару овец в шестьсот пятьдесят голов.
----------------------------------------------------
    
   Май 2002г.        г.Мурманск.

* карда- загон для скота.
.               


Рецензии
Интересный рассказ про Ваше детство. Содержание повествования увлекает красивым простым изложением события. Как не суди, пишущий человек оставляет будущему поколению хоть и крохотную, но интересную историю. Спасибо.
С уважением, Ильхам Ягудин.

Ильхам Ягудин   13.01.2021 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Идьхам за Ваше мнение.
С уважением, Григорий Ерохин.

Григорий Ерохин   14.01.2021 00:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.