Ностальгия 2020

Моим родителям —
Платониде (Полине) Алексеевне Щербаковой (Красноперовой),
Ивану Петровичу Щербакову — посвящаю…

В эпоху повсеместной алчности, беспринципного обогащения, распутства и повальной вседозволенности моральная чистоплотность не лезет ни в какие ворота по соседству с этическими извращениями. Всё идёт наперекосяк.
Чумовая элита, усевшаяся на дармовых золотых яйцах, не подпускает к кормушке посторонних, выжигая на корню похоти таких же пройдох, желающих обогатиться за народный счёт. Изоврались все. Никто уже не верит кремлёвским царедворцам. Народ посылает министров куда подальше, над олигархами откровенно злорадствует, желая им геены огненной, политикам отказывается верить. И где здесь правда, брат?
В призрачном тумане сомнительных нью-капиталистических преобразований растворяется архаичный смысл жизни, свойственный предкам: честность, трудолюбие, патриотизм, самопожертвование ради отчего края. Выстраиваемый веками моральный кодекс человека скорее вызывает иронию и сарказм, чем руководство к действию. Перевернулось мировоззрение подрастающего поколения. Повсеместно правит бал ненасытная жадность и неуёмное желание оседлать золотого тельца.
Теперь вот пропаганда личного обогащения гипнотизирует через зомбоящики телеканалов разных уровней. Непонятно кому прислуживающей властью в мозги обывателей вдалбливается необходимость прямого управления жизнью человека по вертикали. Слов нет, насколько неоправданно циничным убийцей обрисован коронавирус, хотя статистика показывает обратное.
Мороз по коже, если без лекарств представится возможность околеть вне очереди — медицина-то вдоль и поперёк продажная, платная. От бессилия руки опустятся, когда врач объявит в больничке беспощадный приговор. Лечить-то всё равно нечем, только капли в нос, бесполезный «Арбидол», да клизма натощак. Как говорится: «Свят, свят,свят».
Не всякое слово в строку пишется. Однако и не всякий нормальный человек может адаптироваться к социальной помойке. В дерьмовых условиях воспитывается только хорошо адаптированная сволочь, что мы и наблюдаем на выходе из псевдоцивилизованного ошибочно-порочного гражданского лифта. Родину нувориши уже не любят. Даже их челядь живёт в забугорных резиденциях. Двойное, а то и тройное гражданство у депутатов стало обыденным делом.
Кругом лицемерие, ложь, откровенное предательство интересов государства. В конце года даже единственных исторических партнёров на Южном Кавказе сдали турецкому султан-паше. Скорее всего, циничные интересанты без зазрения совести через измену отмыли баснословные деньжищи. Куда в большой политике без поцелуя Иуды? Как говорится, — закон жанра.
Может быть, скукожиться до размеров напёрстка, убежать куда подальше, спрятаться за сказочными горами, лесами, долами? Хотя в подсолнечном мире ничего не изменилось: люди рождаются и умирают, а земля, родная сторонка остаются и, скорее всего, переживут ещё множество поколений. Не мы так решаем, по всей вероятности Создатель за нас распоряжается. Проверено.
Неизбежно, как только ты осознал настоящее, актуальная данность со скоростью света уже стала прошлым. Раз и навсегда события вошли в разряд вчерашнего дня, впоследствии обернувшись седой историей. Так уж человек устроен, что вместе с неизбежным старением до самого конца склонен питать надежды на благоприятный исход мечтаний.
Вот они: грёзы о лучших годочках, когда и клетки были молодыми, и генетический код не давал сбоев, и по наивности ещё обуревала мечта выстроить хлебосольное будущее. Поведаю со всей серьёзностью о делах минувших дней.
…Милое сердцу раздолье постоянно живёт радужными образами в моём воображении. Частичка души навсегда осталась в домашних просторах. Без утайки смею предположить очевидное. Скорее всего, светлое отображение привычной среды обитания угаснет с внутренним миром. Закон жизни.
Только сейчас не надо печалиться, здесь и сейчас пока всё хорошо. Так устроены подлунные просторы: плохое соседствует с хорошим, после слепого дождя обязательно появляется радуга, перед рассветом — самый тёмный час. Лучше вспомнить замечательные, светлые мгновения обозначенного присутствия в белосветном долгоденствии.
Вот здесь, у этой кучерявой берёзки, ожидал свою первую любовь. Волновался, конечно, аж сердце выпрыгивало из груди. Страшно признаться в симпатиях, но и не признаться тоже невозможно — божественная симфония поднимала к небесам и приземляла в луговое разноцветье.
Примяв начищенными ботинками лазоревую травку, накурился городских сигарет вдоволь, даже на звёзды погадал, романтик. Весь горизонт высмотрел, глазоньки устали. Вдруг озарятся лучезарными сполохами просторы и окаянные райские птицы, принесут на крыльях нестерпимо жаркую любовь от ненаглядного предмета обожания? Чего греха таить, суровая правда жизни продиктует свои условия.
Эх, парень! Возьми себе в толк, что жар-птицы стаями не летают. Окольцевать бы лебединую шейку, одну-единственную на все времена.
Нет, и ещё раз нет причудам воображения, лучше порассуждаю на ромашке, тем более что адреналин мутит голову. И почему это у сердца только два ручья для одухотворённой кармы: вход-выход? Нет спасительного исхода взбунтовавшимся чувствам.
Зря беспокоился, не находил себе места — она придет. Всё как никогда на удачу в тот момент сложится благоприятно. Однако не один я такой беспроблемный счастливчик. Спросите родителей. В таких случаях многим везло. В любви фарт — непреложная прелюдия игривых взаимоотношений.
И ты подобное деревце-то запомни на всякий случай, мил человек. Пройдет лет тридцать-сорок, приедешь откуда-нибудь из далёких мест и приложишься с трепетом к повзрослевшей раскудрявой подруге. Оглянешься стыдливо, увидишь, что никого нет поблизости, обнимешь беспорочный ствол имени Адама с Евой и поцелуешь вспомнив, самый дорогой на свете вечер, когда полыхала небесная заря ангельски праведной любви.
А еще, дружок, посмотри на дорогу, идущую за горизонт.
Нет, ты погляди, внимательно погляди. Перед взором запылённая магистраль из лучезарного детства, ведущая в светлую перспективу. Вот и телеграфные столбы туда пошагали — наконец-то долгожданную весточку доставят по проводам.
Подойди ближе, послушай. Чувствуешь, как под резкими порывами ветра до звона в ушах упруго гудят натянутые стальки? Еще раз пристально изучи затуманенный большак. Задумайся и пойми, что любовь в первооснове — это зависимость, это теневая сторона беспомощности, это наиболее слабая точка в притягательной душе. Однако нельзя же любить только себя родимого — не случится эволюции генетического кода. Перестань унывать, не тоскуй долго, впереди событий множество.
Однажды на свете появится человек, от которого с лёгкостью можно потерять голову. При всём желании, чисто теоретически у него не сыщешь недостатков. Без особых причин, не за что станешь обожать — «химия» вскружит разум. Вполне реалистично получившиеся семейные персоны станут лучшими на бескрайней земле. Эмоциональной натуре станет хорошо от одной мысли, что бесценные родственные души существуют.
И надо же такому случиться: они могут быть рядом, в соседней комнате, но могут быть и далеко — на соседней улице, в других городах и деревнях, даже в других странах.
Естественный нерв эмоций заставит чётко осознавать, что реальные субъекты эксклюзивного творения с непосредственным участием притягательной личности — есть, и они тоже любят вашу милость. Просто так. Потому что знают — именно ты персонально любишь их. По этой причине, если кто захочет быть счастливым — любите без остатка и будьте взаимно преданными.
За одну ночь нельзя изменить жизнь. Но за одну ночь можно изменить мысли, которые навсегда изменят твою жизнь. В конечном счёте, ни о чём не жалей, потому что в момент принятия решения совершенно искренне находился где-то в районе между седьмым небом и благодатной звездой пленительной нирваны.
Теперь не напрягайся, просто загляни в глаза. Без всякой сыворотки правды, русской водки, золотые слова бескорыстно выскажу. Не торопись при диагностике на прочность, оцени свои возможности без дураков, по существу. Может быть, уйдешь туда, где в обилии манна небесная и заживёшь благополучно. Только не спеши с принятием решения. Далеко не факт, что изменчивая фортуна повернётся лицом. Везде хорошо, где нас нет — это не сегодня и не мне сказали. Между прочим, здесь, в отчем краю тоже неплохо.
У меня было время путешествовать за тридевять земель, любоваться заморскими краями, отдыхать на лучших курортах мира. Воочию лицезрел красивые здания, нарядные гостиные, роскошных женщин, воспитанных, очень культурных людей, которые без стеснения, легко входили в респектабельные залы, раскованно сидели, развалившись в кожаных креслах, болтали о многомиллиардных пустяках, курили дорогие сигары, пили эксклюзивный кофе из Эквадора. Много ещё чего видел диковинного.
Однако краешком судьбы, прикоснувшись к шикарной жизни, всё-таки не потерял осторожность в восприятии реального положения дел. Червячок сомнения сверлил голову. Смотря со стороны на праздник разнузданной жизни, думал: "Это, что ли, и есть та самая заветная мечта? Неужто стоит веселиться ради крайне сомнительного пира во время чумы? Не моё! Ох, не моё это дело с промытыми мозгами ущербно существовать на белом свете."
Что-то противилось чуждой красоте, мнительной непринужденности, смутным ценностям. Чувства не обманешь, когда бравада тащится из всех углов: роскошные машины, дорогие гаджеты, одежда от Версаче, парфюм от Диор. Получается, что демонстрация псевдораскрепощённой свободы — это  уже тоже по-своему несвобода.
Правда, иногда возникали чувства неуверенности в себе. Но было понятно, что в результате нерешительности можно погубить желания, усложнить и без того непростую жизнь, разрушить заветные мечты, упустить радужные перспективы. Каждый сам себе барин, выпестовывая зачастую нелёгкую судьбу. У меня получилось так, как получилось. Скорее всего, в настоящий момент уже поздно умничать и начинать новую жизнь с чистого листа. 
Обычно «нет» говорят не тем, кто спрашивает, а тому, кто проявляет излишнюю робость. Поэтому я никогда не боялся публичности своих желаний, иногда даже завышенных, никогда не боялся показаться неправильным. Старался добиваться фантасмагорических целей — это же было моей прихотью, моей надеждой, моим иллюзорным зацепом за вполне достижимые результаты.
Ха, по поводу внешности. Лысые всегда украшали мир. Вот и мне не пристало комплексовать из-за своего наружного облика, ведь каждый человек по-своему красив. А ещё в народе говорят: «Не суди человека по лицу, Бог дал лицо и подлецу». Так что сетовать из-за напрасно растраченных сил не стоило: индивидуальность никуда не терялась, что способствовало достижениям желаемого результата. При таком отношении к делу проще было раскрыть свой потенциал, реализоваться в полной мере.
Добиваясь поначалу невозможного, понимал, что зачастую не получится соответствовать чужим ожиданиям. В итоге научился иметь свою точку зрения. Впоследствии умел отстаивать её при любых достаточно сомнительных обстоятельствах. Кстати, как бы ни было неприятно, не стыдился услышать критику в свой адрес.
По жизни уяснил, что успех не приходит за один день. Боязнь перед неизведанным приводит к нежелательным колебаниям. В свою очередь, излишний трепет перед опасностью капитально губит веру в себя, в победу, в торжество триумфа. Излишняя неуверенность диктует ложные правила. Если поддаваться страхам, не стоит рассчитывать на большой успех.
Наличие фобий — это тоже в корне неверная позиция в авангарде великих дел. Тревога, паника, испуг — плохие помощники при достижении цели. Честно скажу, признаюсь как на духу — случалось испытать греховодные инстинкты. Но сколько живу на белом свете, столько и борюсь, буквально испепеляю их калёным железом в характере.
Идеальных людей нет. Невозможно нравиться каждому встречному, да оно того и не стоит. Не следует отвлекаться по пустякам. Так что мой девиз — вперёд и с песней! Спросите, откуда такая беззастенчивая уверенность в собственных силах, здоровая наглость, оптимистичный задор? Скажу без обиняков, отправлю к историческим корням.
В нашем деревенском доме была неложная естественность. Нигде больше не встречалась такая ясная, простая, законченная атмосфера, как в жилище мамы — сельской учительницы. В существовании на земле, в судьбах людей, в округе, в воздухе витала непоколебимая определённость: естественность, правдивость, доброта, бескорыстие, стремление помочь личности, попавшей в беду. Отношения в обществе выстраивались от фундаментального принципа: человек человеку друг, товарищ и брат.
Без всякого двуличия в народе говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным и точным в определениях. Там жила шутка, песня по праздникам, хотя все очень много работали.
Собственно говоря, вокруг далеко непраздного, зачастую невыносимо тяжёлого труда и вращалась непростая жизнь. Она начиналась рано утром, затихая поздно вечером, далеко за полночь. Она не угнетала людей, не озлобляла, не заставляла исполнять невозможное через пень-колоду. С ней засыпали и просыпались. Никто не хвастался сделанным новаторским чудом, соседи не оскорбляли за промахи, молодых учили уму-разуму.
Простые труженики бравурными словами о чести и достоинстве не бросались. Зато все знали, чем жив и крепок человек, чем он нищ душой: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие осуждались.
До сих пор я живу с таящимися в глубине сознания переживаниями, что когда-нибудь вернусь на малую родину навсегда. Может быть, мне это нужно для того, чтобы постоянно воспринимать в себе житейский запас прочности. Не исключено. При таком мироощущении всегда есть куда сделать отход, произвести рокировку и начать сызнова.
Если станет невмоготу, именно так и придётся поступить: махну рукой, выйду из игры, подамся в родные пенаты. Пойти на попятную — тоже поступок, заслуживающий уважения. В гонке по вертикали не все становятся олимпийскими чемпионами. Кого хочешь возьми в пример — у любого своя высота.
Хотите вы того или нет, но рано или поздно каждого посещают свидетели неправедно совершённых событий, дел, а тёмные лошадки обиженных личностей могут ещё долго преследовать в самых кошмарных снах. Не все выдерживают прессинга собственной совести. Лично мне нечего стыдиться, на протяжении долгих лет с моралью всё было в порядке. Хотя есть люди, которые чувствуют себя очень плохо, когда другому хорошо.
Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться. Совсем другой случай, когда отступать некуда. Думаю, что русского человека во многом выручает сознание сопричастности к родимой сторонке — есть ещё куда возвращаться, есть сокровенное местечко, где можно отдышаться, собраться с духом, есть где высушить слёзы обид и где поймут без условностей.
Какая-то огромная мощь чудится мне там, по месту небезызвестного рождения. Именно в палестинках Отчизны здравствует животворящая сила, которой стоит коснуться, чтобы обрести утраченный напор крови. Видно, мощнейшая жизнеспособность, стойкость духа, какую привнесли наши предки, до сих пор живет с благодарными потомками. Не зря верится, что родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
Рано или поздно, но придётся распрощаться с устоями сформировавшими мою харизматичность. Назреет острая необходимость уйти из этого беспокойного, мучительно-сладострастного мира. Почему же в сердце живет мысль, что именно на знакомом погосте я останусь навсегда, и другие вариации развития событий во внимание не берутся?
Хотелось бы знать, когда наступит этот загадочный час икс, на каких ставках остановится барабан моей судьбы? Ведь непохоже по жизни, что сдал или ослаб в старческой немощи — всё-таки почти 65. Однако ещё есть порох в пороховницах.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на пустяки, диеты, жадных и стервозных женщин, утопические проекты, заведомо ложные пути-дорожки, плохое настроение. Отчего же сентиментальные мысли захлёстывают по самую маковку? Скорее всего, даёт о себе знать заложенное с детства, извечное, неистребимое ощущение сопричастности к родимому краю.
Если постоянно ковыряться в прошлом, жить событиями давно минувших дней, скулить об упущенных возможностях, можно не заметить, как действительность пройдёт, буквально просвистит мимо без твоего участия.
Бесполезно с ностальгическими ощущениями бороться. Чем старше, тем сильнее воспоминания, позитивнее отношение к давно минувшим дням. Нет ложной бравады, насмешек, язвительности, всё-таки колыбель места рождения постоянно напоминает о себе перестукиванием в сердечной мышце. Где крайности, там и драматургия. Неужто светлый образ так и погаснет вместе со мной? Видимо, так и случится. Чему быть, того не миновать.
Благословляю тебя, моя малая Родина. Достатка с трудом и разумом человеческим. Если будешь процветать, то и я до скончания веков буду счастлив.

Эпилог

Их отличает неуёмная харизма, приятная внешность, живой аналитический ум, хорошее воспитание и манеры, за которыми всегда спрятан мужественный подход к судьбоносным невзгодам. Они радуют окружающий мир. Баловней судьбы любят многие, очень многие уважают.
Всем оппонентам кажется, что личное счастье у пассионариев плещется через край. Однако внешне сильные люди, изнутри тоже бывают чужды окружающим, становясь одинокими странниками в скоротечной жизни. Почти такими же одинокими, как и моя временно замершая в депрессивном упадке печальная малая Родина.

Декабрь 2020 года


Рецензии