В краю песен

               
               

   Карелия…С ее суровостью, капризами погоды, трудными дорогами сталкиваешься сразу. Ее мягкость живописность особая красота открываются постепенно и пленяют на всю жизнь.
   На первый взгляд кажется – и народ здесь суровый, и песня – не частая гостья.    А он удивительно мягкий, хотя по северному немногословный, а песня с давних времен – хозяйка его души. Недаром, главный герой «Калевалы» - песнопевец Вейнемейнен. Когда он плачет, синяя утка достает его слезинки. Они превращаются в драгоценные камни. Каждый камень – мелодия.
    А знаете, откуда в Карелии берутся песни?

Раз проснувшись утром рано,
Из избы своей я вышла
И пробравшись сквозь ольшаник,
Очутилась в чистом поле
Там себе облюбовала
Я немало новых песен,
Там слова для них нашла я,
Стала веткой погонять их
По тропе поближе к дому,
На плечах несла как ворох.

                -*-
    Северная Карелия. Леса. Леса. Озера.
Тикшозеро. Полуострова, островки – их здесь больше, чем дней в году. У каждого характер: остров – ягодник, остров грибной, олений – на нем растет ягель, остров луговой, скалистый – голые скалы и больше ничего. Лишь немногие старик знают название каждого. А бывает и так: сорвется остров со своего исконного месса и тихонько поплывет по озеру – «за грибами уехал» острят старожилы.
На скалистых берегах Тикшозера – поселки лесорубов. Чтобы подобраться к их летникам, нужно плыть по извилистым проливам, похожим на подземные пещеры.
Наверху показался дымок. А вот и пристань, незатейливая – просто скала с настилом. Недалеко постукивает передвижная электростанция. По каменистому склону можно пройти в сосновый бор. Молодой лесоруб подтягивает к дереву кабель, включает электропилу. Медностволая красавица последний раз шумит кроной, стремительно салютуя родному лесу… Срезаются ветки. Кончено: вместо дерева - древесина, такая плотная что утонет, если сплавлять ее сейчас… Только через год – подсохшую –сбросят со скалы в озеро и погонят по воде к пристани и пароходам.
    А вечером, когда озеро как бы спускается вниз, в туманную мглу преисподней, а верхушки сосен загораются золотом, сердце человека забирает в плен поэзия летнего вечера. Те, кто днем умело, с озорной ловкостью управлялись с пилой , надолго замолкают… В самом чутком сердце начинается песня. Она еще – подземный ручей, родничок меж камней  вырвется позже, дальше.
    А знаете, что такое залом на капризной карельской реке? Что такое сплавщик-виртуоз?
Мокрые бревна пляшут, вертятся, тонут пд ногами. А он с багром в руках совершает на них танец мужества. Нужно подобраться к залому, разрушить его… опасность большая. Но еще больше важна смелость, точность движений. Порожистые реки  Карелии рождают удальцов. Пятнадцатилетними орлятами они уже «летают» на бревне через пороги под рев воды. И песня провожает их с детства.
                -* -
    Онежское побережье, бывшая Олонецкая губерния. «Повенец – свету конец» - такова старинная поговорка. Суровая жизнь была когда-то в этих местах. Темнота нищета, церковь, водка. Земля не кормила. Целыми деревнями уходили в лес или на сплав. День и ночь под открытым небом – в снегу, в болоте, в воде… О человеке никто не думал, за жизнь его не отвечал, Много гибло людей. Не тот нынче Повенец. Отсюда  через канал корабли выплывают в морские просторы. Судоверфь строит эти суда.
За Повенцем тоже леса – без края и конца. Поселки. В них – клубы, школы, библиотеки, радио. И песни.
                - * -
   А были ли вы на озере Куйтто? О, тогда вы не знаете Карелии, не поймете ее Калевалы. Куйтто – песня. Каждый мысок на берегу Куйтто, каждая сосна, каждая деревня с древних времен до наших времен  песню слагали и слышали песню. Песня здесь возникает всегда: когда валится сосна в снежную порошу, когда осушается болото, а затем на ее месте зеленеет молодой ячмень, когда трактор корчует пни на трассе, когда рыбаки борятся с непогодой.
   Направимся в тихий зеркальный залив. Вот дом, еще один. Рядом бор… Это деревня Венеярви.
 В народе бытует песня:
                О Венеярви недаром толкуют
                Места не сыщешь пригожей.

    Причалим к мосткам… Лодки? Их делают в Венеярви  для всех деревень побережья.
    Заглянем в избу. Неласково встретят? В Карелии – гость слово святое.
Может быть в этой избе жили герои Калевалы, умывались под этим умывальником, повесили связку вяленой рыбы, берестяное лукошко и конечно заячью лапку у печи. Стол свеже выскоблен. Хозяева просят присесть. Сюда – на лавку. Не подведет – приделана к стенке. Правда, как пахнет – деревом, сухими травами, чистотой. А по  углам прячутся руны…Тихонько послушаем…
    А теперь – по деревне, к озеру…
    Теперь понимаете, почему именно здесь было собрано больше всего рун? Почему это край песен? Он так и называется – край Калевалы. Виновато колдовское озеро, берега, бор сосновый, холмы…
Белая ночь потихоньку переходит в ясный день. Перламутровое озеро не шолохнет. Оно только подражает небу – незаметно меняет оттенки...Сядем в лодку. Поплыли… Массив впереди? Это Суури-Саари -   Большой остров. И с него постепенно  сползает голубой прозрачный шарф.
    Взгляните, там далеко – скала. Она голая. На ней сосна. Кажется, там нет места для корней, нет соков для ствола и веток.А дерево, вцепившись в камень, живет, тянется вверх.
Оно выросло здесь для жизни.






 


Рецензии