Швырс. 5. Последний поворот

1. Иди, Идай.http://proza.ru/2021/01/04/1813
2. Арнохейское крепкое. http://proza.ru/2021/01/05/930
3. Десять шагов вправо, тридцать прямо. http://proza.ru/2021/01/05/1298
4. Хроника подлых времен. http://proza.ru/2021/01/06/830



“Только тебе могу признаться, тебе и никому другому - и то потому, что на самом деле не знаю, встретимся мы или нет.  Я очень устал и от темноты, которая притворяется светом, и от света, который приходится поддерживать в темноте. На мой век хватит факелов, чтобы освещать стол и рукописи на нем, но моего века не хватит на то, чтобы прочитать все. ”


- Ты нашел или нет?!
- Да. - отрывисто ответил Хтон. - Нашел.
- Люди на многое способны, когда жить очень хочется. Давай сюда.
- Тронешь его, убью.. - тихо сказал Идай.
- Какой ты все-таки дурак… Зачем мне его трогать?  Вы мне оба нужны: и в лодке, и когда до арнохейцев доберемся. У них в особенности пригодитесь.
- Это как?!
- Он все рассчитал. - задумчиво проговорил Хтон. - Посмотри, как красиво получается. Я - его враг и книжник. Ты - его враг и воин. Ни воин, ни книжник не стали его трогать, хотя могли бы, правильно? Значит, не такой уж он и мерзавец, если столь разные люди последовали за ним по своей воле. Значит, даже враги нашли в нем что-то человеческое. А раз так, может быть, и арнохейцы будут к нему благосклоннее. Ну что, Крат, верно я рассуждаю?
- В целом, да. Покажи, что нашел. И давай скорее.
- Вот, возьми. К чему такая спешка?

Крат выхватил из рук Хтона свиток, развернул и впился в него глазами.

- Ты что-нибудь понимаешь?
- Да. - ответил Хтон. - До последней мелочи.
- Отлично. - Крат заметно повеселел и вернул карту. - Тогда пора идти. Все объясню, когда уплывем отсюда.
- Подожди. А как же все...это? Я отобрал некоторые свитки. Конечно, все с собой не увезешь, но…
- Но некоторые можно. - кивнул Крат. - Уверен, что ты отобрал не те, в которых восхваляют меня или мне подобных.
- Именно так. Я отобрал совсем другие.
- И это замечательно! - широко улыбнулся Крат. -  Тем лучше будем выглядеть в глазах арнохейцев.  Раскаявшийся правитель  в сопровождении двух достойных мужей, спасенные рукописи… Красиво. Им понравится.

- Ничего не выйдет..

Если бы этот голос прозвучал при свете дня, можно было бы сказать, что Крат побелел лицом. Но в хранилище было темно, и дрожащее пламя факела выхватило лишь его глаза, внезамно округлившиеся от ужаса., и рот, что приоткрылся, но слова застряли глубоко в горле и, кажется, не давали ему дышать.

- Ты?! - наконец прохрипел он.
- Я. - откликнулась фигура, выступающая из темноты. Этот человек был не один, за его спиной стояли еще четверо. - А чего или кого еще ты ждал?

Голос показался Идаю знакомым. Ровный, спокойный, холодный.  Властный и не знающий жалости. Теперь этот человек стоял совсем рядом, факел осветил его лицо.

- Крат… - пробормотал Хтон. - Настоящий. Как же я не…
- Даже старые хитрецы рано или поздно дают промашку. - усмехнулся правитель. -  Надо было бы поблагодарить тебя за службу. Но, полагаю, благодарности ты все-таки не заслужил.

Эти слова были обращены к двойнику, который стоял, опустив голову и даже не пытался оправдаться.

- Ты, значит, решил стать мной по-настоящему? Признаться, получалось похоже. По крайней мене, то, что я слышал, мне понравилось, а я многое слышал. Тут, знаешь, в стенах есть такие специальные отверстия… Да… Не зря я тебя в свое время подобрал в том грязном балагане. У тебя просто талант к перевоплощению. Смотри-ка, и старику заморочил голову, а он не из глупцов. И вояку тоже почти приручил, хоть он и собирался твою душу богам преподнести. Я тебе больше скажу - арнохейцам бы такой Крат понравился гораздо больше, чем настоящий. Но вот в чем твоя беда: ты сделал все, что нужно и больше мне не требуешься.

Крат чуть повернул голову, качнул ей, и в то же мгновенье один из охранников коротко и сильно ударил двойника кинжалом в низ живота.
- Не надо! Прошу… - успел вскрикнуть лже-Крат.

Руки его сжимали рану, как будто пытались заткнуть ее, обмануть или хотя бы отсрочить неминуемое.  Он упал на бок и заерзал по полу, словно пытаясь дотянуться коленями до подбородка.

- Ну, что смотрите? - холодно сказал Крат, повернувшись к своим людям. - Доделайте то, что начали.

Двойник дернулся, захрипел и затих.
Наступила тишина. Ее нарушали лишь мерный плеск речной воды до постукивание лодки о каменный берег . Однако, через несколько мгновений к этим привычным звукам добавился еще один - не очень громкий, но резкий и неожиданный.

- Не смей! - рявкнул Крат, но было уже поздно.

Пока взгляды были прикованы к умирающему двойнику, Хтон отступил в темноту и начал рвать карту. Окрик повелителя лишь заставил пальцы двигаться еще быстрее, и теперь в руках старика осталась пара клочков. Еще несколько только что с легким шелестом присоединились к лежащей на полу кучке.

Идай думал, что знает, как выглядит злое лицо. Оказалось, он ошибался.

- Убить бы тебя. - процедил Крат, его и без того тонкие губы, сейчас, казалось, исчезли совсем. - Знаешь., тут есть кому тобой заняться. Тот, кого ты только что видел в деле - самый неумелый. Он только кинжалом тыкать может. Иногда получается ловко, хотя в этот раз вышло не очень. Зато остальные трое - мастера. Вот этот, стоит мне только кивнуть, выдавит тебе глаза. Второй - видишь, он уже сделал шаг вперед, но дальше не ступит без моего приказа - замечательно раскалывает черепа. Я один раз присутствовал, до последнего мгновенья помнить буду. А третий… Даже не стану тебе рассказывать, что он с тобой сделает, причем медленно, с удовольствием, напевая себе под нос. Но…
- Но ты не отдашь приказ ни одному из них. - перебил его Хтон. - Потому что знаешь,. что я запомнил весь путь. Весь, до последнего поворота. Поэтому ты будешь меня беречь, как драгоценный сосуд, ты волосу с моей головы не дашь упасть. Так ведь?
- Почти.

Крат сделал знак рукой, и Хтон, согнувшись, застонал от боли.

- Еще, повелитель? Только прикажи, и я выброшу его глаза в реку.
- Дурак. Глаза-то как раз  нам очень пригодятся. Может быть, потом я тебе и разрешу. Видишь ли, Хтон, я не так уж плохо к тебе относился, хотя ответного уважения как-то не заметил.  Но твое уважение мне, в общем-то, не нужно, кто ты такой, чтобы я из-за этого переживал?  Копайся себе в разной гнили, бурчи под нос - все равно ни этот один свиток не увидит настоящего света. Только найди мне дорогу к арнохейцам, когда придет черный день. Черный день настал, а ты нашел дорогу.  Я доволен.
- Ненавижу. - прохрипел Хтон. - Ненавижу вас всех. Подлых, продажных, безжалостных. И трусливых, ведь вы, на самом деле, трусы. Что ж ты не остался во дворце, не принял бой, как мужчина?
- Еще чего, - усмехнулся Крат. - Не вижу смысла подыхать от удара грязного меча. Такие, как я, должны умирать в старости и достатке. Уверяю тебя, так и будет, а ты хоть захлебнись от ненависти - мне плевать. А теперь заткни свой поганый рот, и чтобы ни слова больше.  Думал разрешить тебе взять с собой несколько свитков, а вот теперь передумал. С арнохейцами я и так договорюсь. Есть, что им предложить. Ну, а с тобой что делать?

Идай понял,к кому относились последние слова. Повелитель рассматривал его, как покупатель рассматривает  раба на невольничьем рынке - еще мгновение, и заставит показать зубы.

- Ты, насколько я успел понять, понравился моему двойнику. - Крат кивнул в сторону лежавшего на полу тела. - Кажется, понимаю, почему.  Мускулистый. Храбрый. Умелый.  Ну что, послужишь мне?

Хтон подмигнул Идаю - соглашайся!

- Что мне будет, если скажу “Да”?
Надо же, он еще торгуется!  Кстати, в лодке на тебя места нет. Но вот что я думаю - если и вправду хочешь мне послужить, докажи на деле, что годишься. Меч у тебя хороший, но и у моих людей не хуже. Ну что, один против четверых? До первого, кто отправится к богам. По-моему, отличная мысль. Начали! Погасить факелы!
- Швырь двуногий! - крикнул Хтон, но Крат и остальные оставили этот крик без внимания.

Драться здесь, в узких проходах между горами рукописей, в темноте, с больным плечом? Идай  перескочил через стол, это оказалось труднее, чем он думал, отбежал несколько шагов по ближайшему проходу, развернулся. Где же вы? “Свитки попортим. Жалко” - промелькнула в голове неуместная мысль, и в это же мгновение он почувствовал - нет, почуял, как загнанный зверь - вот они! Все четверо сразу или кто-то остался позади?

- Того, кто прикончит этого храбреца, назначу своим заместителем!

Ну же, глаза, привыкайте к темноте скорее, вам не впервой. Уши, ловите каждый звук, каждый шорох. Рука, оставшаяся без поддержки второй, не подведи!  Боги, не оставьте меня. Вот, кажется… Да!

Кто-то из тех четверых задел груду свитков, и шорох осыпающихся на пол рукописей заглушил шаги. Но нет, нет… Осторожно, крадучись, кто-то переступает по чужой памяти и оставлял на ней грязные следы. Здесь!
Идай нанес удар вслепую, и два меча лязгнули, ударившись друг о друга. Этот человек, кажется, был выше, значительно выше Идая.  Если так, то это мастер по раскалыванию черепов…
Он очень, очень силен. Зато я проворен. Я…

Идай присел, оттолкнулся от пола и прыгнул, выставив меч вперед.  Он  сразу понял, что не промахнулся - лезвие вошло в тело, судя по всему, в срамное место.  Провернуть, выдернуть, отскочить назад. Еще на шаг.  Пожалуй, достаточно. 

- Я так понимаю, что место в лодке освободилось? - послышался голос Крата. - Ну что ж, так тому и быть. Убил его?
- Ранил, но очень сильно. Не выживет. - ответил Идай, перешагивая через стонущее и корчащееся тело. Плечо вновь разболелось так, что кружилась голова , а все, что они с Хтоном выпили и съели за последнее время, подкатило к горлу.
- Добей.
- Сами добивайте. - огрызнулся Идай. - Есть кому.
- Не больно ты послушен.
- Какой есть. Не нравится - давай сюда следующего, освобожу еще одно место в лодке для чего-нибудь более нужного.
- Непослушен, но смел… Пригодишься.  Левша?
- Нет.
- Почему меч в левой? Впрочем, можешь не отвечать. Я и так вижу. Молодец. Отлично дерешься. Но предупреждаю - если не сможешь грести, прикажу выбросить из лодки. Все. Пора.  Добейте того, если он еще жив. А с этих двоих глаз не спускать.

Через несколько мгновений короткий вскрик перешел в клокотание и булькание, потом все затихло.


- Вот, возьми, - прошептал Хтон.. -Спрячь.

Предмет, который он вложил Идаю в руку, на ощупь показался крошечным сосудом. На металл не похоже. Глина?

- Натрешь этим плечо. Только не надо использовать все сразу, раздели примерно на три части. Ты ведь запомнил весь путь, не ошибешься?
- Да. Все помню в точности.  Хочешь еще раз проверить?
- Хотел бы, но нет времени. Теперь обещай, что все сделаешь так, как я скажу. 
- Сначала скажи, потом посмотрим.
- Дурак! - зашипел Хтон. - Обещай.
- Хорошо. Обещаю.
- Вот и молодец. Если немного проплыть против течения, найдешь лодку. Надеюсь, что найдешь. Она должна там быть. Выживи, выберись отсюда. Может быть, однажды вернешься, и если так - ты знаешь, что тут нужно спасать.
- А ты?
- Я… Я выведу их к арнохейцам, а там видно будет.
- Почему не вместе?
- Потому что. - отрезал Хтон. - Не задавай лишних вопросов.  Как только скажу “на память” - беги. Где бы ты в этот момент ни находился - беги.

- Эй, о чем это вы там шепчетесь? - раздался голос Крата. - Я кому сказал присматривать за ними?!
- Так они же ничего не делают, повелитель.  Стоят себе.
- Стоят они… - буркнул Крат. - Все. Садимся в лодку и отплываем. Заметите хоть что-то подозрительное, хоть какую-то мелочь - молодого убить, старого проучить, но так, чтобы жив остался.
- Слушаюсь, повелитель.


***
Управляться с тяжеленным, неудобным веслом оказалось настоящей мукой. Пот мгновенно залил глаза,, больное плечо грозилось  оторваться от тела и шлепнкться  в воду. Лодка ползла вперед неохотно, нещадно скрипела, всячески сопротивляясь любой попытке ускорить движение. Гребли четверо: Идай, трое  кратовских воинов, Хтон сидел на носу и держал факел.

- А ну, быстрее! - командовал Крат, вольготно расположившийся на корме. -  Навались, лентяи. Ну что, старик, правильно плывем? Смотри у меня!
- Смотрю. - спокойно ответил Хтон. - Ты бы замолчал, что ли, повелитель. Мешаешь. Свернем не туда - сам виноват будешь.  Знаешь, есть там один очень важный поворот, совсем незаметный - направо. Его и так-то легко пропустить, а под твои речи и подавно.

Идай вдруг похолодел. Направо?! Нельзя там направо, ты же сам говорил. Нельзя…

- Это очень важный поворот, - спокойно продолжал Хтон. - Именно он выводит к тому месту, где река впадает в море. Там нужно выйти и подняться по потайной лестнице, а дальше будет совсем недалеко и до солнечного света, и до арнохейской земли. Но до него еще далеко, очень далеко.
- Смотри лучше. - пробурчал Крат.
- Слушаюсь, повелитель. - усмехнулся старик. - Смотрю очень внимательно, все в голове прокручиваю. Несмотря на возраст я никогда не жаловался на память. Никогда не жаловался НА ПАМЯТЬ!

В то же мгновение Идай отшвырнул весло и перевалился через борт.
Нырнуть поглубже, отплыть подальше. Поглубже, подальше, еще подальше.

- Прибейте его! - взвизгнул Крат. - Веслами, мечами - ну же!
- Не видно, повелитель. Ничего не видно. Может быть, пошел ко дну.
- Заберите у старика факел и дайте мне! Зажгите еще!

В легких кончился воздух, Идаю пришлось вынырнуть..
Оказалось, он отплыл довольно далеко. Факел в руке Крата горел ярко, но света все равно было недостаточно, чтобы достать до Идая.

- Дурак! - кричал Хтон. - Погибнешь! Зачем ты это сделал?!

Зачем?! Потому что ты сказал, потому что я тебе обещал. Или что-то пошло не так? Поздно… Возвращаться нельзя, теперь уж точно нельзя.

- Ну и подыхай! Ты прав, старик, он действительно дурак. Ладно, передайте ему факел, потушите второй. Видели когда-нибудь, чтобы повелитель греб наравне со своими подданными? Сейчас увидите. Вот. Раз, два, навалились.
- И когда темнота окружит тебя, когда тело откажется служить тебе, помни, что где-то помнят и ждут.  И тогда найдутся силы, обязательно найдутся. Так написано. -  крикнул Хтон. - И нас тоже ждут. Прощай, Идай!
- Заткнись, а не то прикажу заткнуть твой поганый рот грязными тряпками. Раз-два, раз-два. Быстрее. Дружнее! Проклятые лентяи, берите пример с вашего повелителя.

Плеск воды и голоса становились все тише и вскоре к темноте, окружавшей Идая, присоединилась гулкая, гнетущая тишина.
“И когда темнота окружит тебя”... Все. Уже окружила.

Боги, зажгите на этих каменных сводах хоть одну звезду!  Человеку нельзя быть одному, когда спускается ночь, а на небе нет ни одной звезды, потому что тогда из тьмы выходят тени, им, теням, нужен этот человек, нужны его душа и тело. Но вот что я вам скажу - не получите вы ни того, ни другого.

На самом деле, в голове было так же пусто и гулко, как и в проклятом подземелье. Идай плыл медленно и осторожно, чтобы не растерять силы и не слишком нагружать больное плечо.
Почему я не натер плечо, как советовал Хтон? Да потому что некогда было, дурак ты безмозглый. Плыви давай. Плыви и слушай, потому что смотреть бесполезно. Это место не для человеческих глаз.


Силы, как ни экономил их Идай, заканчивались. Сколько еще плыть?  Вода холодная, еще немного - судорога схватит ноги, и прощай, глупый Идай, никому теперь не нужный Идай, бывший воин, не сумевший сделать то, что обещал и хотел.

В черноте появились оттенки серого, Идай почувствовал дуновение сквозняка. Вот еще, еще… Ближе к берегу, если это можно назвать берегом!
Кажется… Кажется, мы отплывали отсюда!

Река не хотела отпускать, у нее были на Идая другие планы. Поглотить, утянуть на дно - медленно, неотвратимо, без всякой надежды. Не выйдет! Ничего у тебя не выйдет.
Собрав последние силы, он вырвал тело из воды, ладони заскребли по камню, пытаясь найти хоть какую-то зацепку, выступ. И нашли.

Когда Идай рухнул на спину у самого края, усталость и боль заполнили все тело так, что казалось, будто в этом теле не оставалось места ни для воздуха, ни для жизни вообще.
Лежать и смотреть на звезды, просто лежать и просто смотреть… Но здесь нет звезд.

Он с трудом повернул голову, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь в набухшей вокруг мгле. Зря говорят, что она просто черная - неправда это. Она разная, там много оттенков, она дышит, клубится, просачивается внутрь тебя через рот, уши, ноздри… Что это?!

Где-то в теле мглы прятался источник тусклого света. Умирающего, но пока еще живого света. Факел рядом со столом Хтона! Они не потушили его, когда садились в лодку. Факел… Еще немного, и он погаснет. Нельзя, чтобы он погас, никак нельзя.

Не встать на ноги, не получается, получается только ползти. Ползем туда, на свет, на последний свет, который… Ах ты!
Тело лже-Крата оказалось неожиданно трудным препятствием. Прости меня, невезучий лже-повелитель, прости, что так неучтиво обхожусь с тем, что недавно было тобой. Зачем ты так неудобно лежишь, почему не мог умереть хотя бы в нескольких шагах отсюда, будь ты проклят!

Наконец препятствие осталось позади. Теперь пламя факела было видно гораздо лучше, но чем ближе к нему продвигался Идай, тем очевиднее становилось, что оно вот-вот погаснет. Ползи быстрее, дурак. Давай. Давай, еще немного.

Когда рука Идая схватилась за деревянную ручку, факел уже почти умер. Где же тут у Хтона запас? И чем разжигать?!
Он сделал то, чего очень не хотел делать - подобрал оказавшийся под ногой свиток и поднес его к еле живому пламени. Рукопись тлела, но не хотела загораться, никак не хотела. Ну пожалуйста, прошу тебя, гори! Вот, спасибо, спасибо!

Теперь Идай хорошо видел стол, разбросанные вокруг свитки  и тело - тело мастера раскалывать черепа, которое валялось неподалеку в проходе.  Смотри внимательно, пока горит эта рукопись, и чья-то память гибнет в огне, чтобы ты смог выжить. Смотри! Вот они.

Несколько факелов были аккуратно уложены прямо под столом. Хорошие вы мои! Сейчас, сейчас.
В то мгновение, когда догоравшая рукопись дала жизнь новому пламени, Идай успел заметить бурое пятно на оставшемся клочке, который он продолжал держать в руке. Бурое пятно… Кровь.  Я вспомнил. Хтон спас память о тебе, почти спас, а я ее убил. Прости меня, прости!

***

Костер, сложенный берегу из нескольких факелов, горел весело и ровно. Одежда уже почти просохла. Мазь, которую дал Крат, на удивление быстро уняла боль, загнала ее куда-то вглубь. Боль сопротивлялась, но вяло, настолько вяло, что временами Идай вообще забывал о ней.

Огонь тепло, островок жизни в бесконечной темноте. Ну что. Идай, не остаться ли тебе здесь на какое-то время? А может быть, на всю оставшуюся жизнь? Никто не потревожит, не заставит брать в руки меч и убивать, даже если те, кого поразит этот меч, и заслуживают встречи с ним?

Ты станешь старым, как Хтон, мудрым, как Хтон. Нет, мудрым не станешь, не получится. Ты просто будешь есть лепешки и мясо, заливаться густым и пахучим арнохейским, а промежутках между пьянством и обжорством рассматривать непонятные значки на неотвратимо плесневеющих рукописях.  По крайней мере до тех пор, пока не законяатся факелы.

Идай со всей силы шлепнул себя по щеке. Потом еще раз, еще раз. Все, приходи уже в себя, ты еще столько должен сделать.

Новое свидание с рекой показалось еще страшнее предыдущего. Тело, успевшее привыкнуть к теплу, не хотело соприкасаться с водой, которая теперь мгновенно сковаоа его холодом. И все же этому телу пришлось плыть снова.

Костер на берегу еще был виден, но река неожиданно сделала крутой поворот, и свет закончился. Сколько нужно плыть? Хтон говорил, что недалеко. А если он ошибался? Может быть, нет там никакой лодки? А если и есть, то не превратилась ли в деревянный скелет, который только и может, что болтаться на привязи?

Больше всего хотелось вернуться. Но Идай упрямо плыл вперед, преодолевая течение. Изредка останавливался, вслушивался - не донесется ли до его ушей знакомый стук дерева о камень?
Стук донесся именно тогда, когда надежда услышать его почти исчезла, и Идай был готов повернуть назад.
Лодка покачивалась у берега - там, откуда слышался долгожданный звук. Мгла была темнее и плотнее, чем вокруг.
Вот она… Чуть поменьше, чем та, которая унесла Крата, Хтона и остальных, но достаточно большая.
Идай схватился за борт, подтянулся и перевалился внутрь. Ощупал дно - кажется, сухо. Вот весло, вот еще одно. А вот… Боги, вы не пожалели этого человека.

Река приняла скелет и занялась им так, как хотела бы поступить с Идаем.  Прости меня, арнохеец или кем ты там был давным-давно.
. Не так нужно было тебя похоронить,

Миновав поворот, Идай снова увидел костер. Дома!
Какой же это дом, дурак?!  Нет у тебя дома, и будет ли он когда-нибудь, одним богам известно. А боги, похоже, не слышат просьб, которые звучат в подземельях.

На погрузку ушло немало времени. Немного мяса, немного вина и лепешек, факелы, жир, пара запасных курток и мечей.
Все остальное - до отказа - Идай заложил рукописями - в первую очередь, теми, которые были у Хтона на столе, и еще многое поместилось сверх того.

Знать бы, что там… Знать бы, нужно ли это кому-нибудь. Может быть, и арнохейцам не нужно… Может быть, и они давно стали такими, как мы - жадными, жестокими, озабоченными только своим желудком и тем, что ниже? А если они такими и были, были всегда, ведь мало что меняется под звездами, и только в гулких подземельях хранится никому не нужная и даже опасная память?

Идай тряхнул головой, пытаясь отогнать тревожные мысли.
Он сидел в лодке, готовый оттолкнуться от берега.
Ну давай, повтори еще раз. Каждый поворот, каждый изгиб, и тот - последний. Направо, еле заметный.
Нет! Не направо. Налево. Именно так.
Направо свернет лодка, в которой плывет Хтон. Свернет, затеряется в лабиринтах, и будет плутать в них, пока не… Не хочу об этом думать…
А может быть… Может быть, они свернут раньше, и дерево стукнется о каменный берег, и на том берегу их встретят те, чьи цепи не успели проесть мясо до самых костей.

Хтон, пусть пощадят тебя боги, в которых ты не веришь. А если нет никаких богов, пусть твоя смерть будет легкой, пусть она придет сразу, пусть убережет тебя от мучений и ужаса, потому что я ничего не могу для тебя сделать.

Лодка покачивалась у берега, оставалось лишь оттолкнуться, но Идай продолжал сидеть, сживая весло в руках.
Он плакал - наверное, впервые в жизни плакал так - до тошноты, до крика, до твердого комка в груди.  Слеза текли по не привыкшим к ним шекам, оставляли на губах солоноватый привкус, который эти губы давно забыли.
Повара жалко… Ты прости меня, толстяк. Прости, слышишь?  Все простите, все!

Левый бок ощущал нарастающий жар костра, ставшего погребальным.  Идай не хотел оставлять тела, но и бросать их в воду тоже не хотел. Пусть лучше так. Прощайте.

Факел, установленный на носу лодки, тоже горел ярко и ровно.
Лодка отчалила от берега, течение подхватило ее, помогая Идаю грести.

Она уплывала все дальше - мимо прячущихся в темноте каменных берегов, под черным каменным небом, на котором не было и не могло быть никаких звезд.

Когда затихли последние отзвуки, из груды рукописей выбрался Швырс, немало натерпевшийся страху за последнее время.
Он и дальше бы сидел там, не рискуя высовывать нос. Но этот запах… Вкусный, манящий…
Швырс подбежал к костру  и тут же отпрянул - слишком жарко.
Он вернулся в хранилище, забежал под стол и долго сновал туда-сюда, подбирая куски затвердевших лепешек и волокна  мяса.
Где это огромное  существо, которое его кормило? Куда подевалось?
Швырс повертел головой, пытаясь уловить знакомый запах. Может быть, копается в той огромной куче, как обычно ? Нет…
Он снова шмыгнул под стол и тщательно обнюхал каждый клочок пола.  Много, очень много разных запахов, все чужие, тревожные, почти все. 
Его нос уткнулся в источник того запаха, который не вызывал тревоги. Довольно крупное на вид, шершавое, если лизнуть - он только что спал в куче таких. И пахнет тем существом…

Швырс немного погонял свиток по полу, подталкивая его то лапками, то носом, но игра быстро наскучила. Острый  коготок случайно полоснул по рукописи. Звук понравился, следующий удар был сильнее и точнее, потом в дело пошли зубы. Швырс вошел в раж, и чем быстрее зубы и когти, тем мельче становились клочки. “Тебе”, “что”, “сказать”, “еще”, “счастлив”...
Наконец он остановился, пискнул тонко и протяжно, как будто звал кого-то. Никто не откликнулся.


Зверек снова вышел на берег, пристроился у костра так, чтобы и чувствовать тепло, и не опалить шерсть. 
Темнота вокруг костра стала еще плотнее. Но швыри не боятся темноты, и она к ним вполне благосклонна.
 Швырс свернулся клубочком, облизнулся и уснул.

***

- Ну что, классный прототип, - сказал Генка, выйдя из программы. - Тут, конечно, дорабатывать и дорабатывать, но потенциал офигенный.
- Думаешь?
- Уверен. Это тебе не танки гонять.
- Танки, между прочим, отличная игра.  Нам до нее, как до Китая одним местом.
- Да ладно. Хотя… Вот выпустим, тогда видно будет.  Только вот… Ты не обижайся, Кость, текст хороший, местами - очень даже, но … Зачем?
- Да ни зачем. По мотивам, так сказать. В основном, для себя. Мысли, ощущения.
- Мысли и ощущения нынче лучше держать при себе, особенно мысли. Я, честно говоря, думал в этих подземельях нечисть поселить. Какую-нибудь особенную, какой еще ни у кого не было. Вот в этом направлении реально стоит рыть, причем рыть как следует. Или… Знаешь, как еще можно? Только тени… Разные, но смутные такие,чтобы только намекали на что-то. Нет, людей, конечно, тоже надо включить, обязательно надо. Просто…  А то, что у тебя - например, один из вариантов сценария. Такая, знаешь, боковая ветвь, в которую попадаешь случайно, только из определенной точки.  Бесконечно ветвящийся мир, это же круто!
- Круто. Только на все эти твои точки жизни не хватит.
ОК. С точками я увлекся, согласен. Пусть будут области, штук двадцать, хотя бы.
- Я одну такую область знаю.
- Кость, ты здесь так шути, сколько влезет, вот на этой кухне. В крайнем случае, в гостиной. А  у двери уже не надо.
- Какой ты, однако, осторожный.
- Мне другим быть нельзя. Ты хочешь на этой игрушке заработать или нет?
- А то!
- Вот и слушай, что тебе осторожные люди советуют. Внимай, так сказать, голосу разума.

Генка отодвинул занавеску и выглянул в окно.
- Твою же мать… Снег у нас будет, или до весны по этим говнам хлюпать?! На машины смотреть страшно, как будто коркой покрыты. Эй, козел, ты бы двигатель заглушил, что ли. И без тебя вони хватает.
- Он не слышит. Ты погромче. И окно открой. А то на кухне все смелые такие, да?
- Иди ты. - огрызнулся Генка и пошел ставить чайник.

***
- Двигатель заглуши пока. На улице плюс. Не замерзнем.
- Слушаюсь, начальник!
- Шутки свои дурацкие запихни себе.
- Уже там. Как думаешь, долго ждать?
- А кто его знает. Зашел десять минут назад.
- Блин, не живется людям спокойно. Ну ничего… Вот как выйдет….
- Приказ помнишь? Аккуратно.
- Да помню я! Слушай, пока он там, может, перекусим?  У меня бутерброды есть, термос.
- Хорошая баба.
- Нормальная. Ну так что?
- Терпим пока. А я вчера у своего сигареты в кармане нашел. И книжку одну на столе. За сигареты потом ответит, а за книжку уже поговорили.
- Что за книжка?
- Да хрень сплошная. Пьеса, бл… Про дракона. Я глазами пробежал, ни хрена особо не понял, но что-то в ней…
- Кто написал?
- Забыл. Помню только, что из фамилии пейсы торчат.
- Хорошо сказал!  А я, пожалуй, бутерброд сожру.
- Жри. Только быстро.
- Ага. Сейчас… Да что это за херь такая!  И хлеб, и сыр разучились делать, что ли?! Никакого вкуса..
- Ну-ка отломи.  Нормальный хлеб, нормальный сыр. Не швейцарский, конечно, но сойдет.
- Да? Странно…

Некоторое время они  сидели молча   Потом один зашелся кашлем, и второй начал было похлопывать его по спине,но рука вдруг замерла в воздухе, потому что в подъезде напротив открылась дверь.


***
“Спрашиваю себя - можно ли быть счастливым в такие времена? Не стыдно ли это?  Знаю лишь одно  - ты есть - я живу, а если не станет тебя, то и меня не будет. Так, значит, я счастлив? Да. Именно так.
Настанет день, когда мы исчезнем, а потом настанет другой, когда исчезнет память о нас. По-прежнему будет мягкой трава, нежными молодые листья на деревьях, теплым и щедрым - солнце. Они ничего не заметят, и не должны,  и глупо обижаться на них. Но знаешь, именно в этом - надежда. Пусть очень нескоро, так нескоро, что разум не в силах представить себе это, но солнце согреет тех, кто научится быть лучше нас. И тогда будет поставлена последняя точка в хронике подлых времен.”


Рецензии
Михаил! С удовольствием прочитал Ваш рассказ, два раза. Пытался понять все уровни мысли, заложенные в нём. Когда дочитывал, пришли в голову строки из Екклезиаста: "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после". Достойно ли прошлое памяти о себе у грядущих? Все ли знания нужно хранить? Наверное, да. Наверное. Сохранение знаний и их передача будущим поколениям - вот способ борьбы человека с энтропией. И любовь, как путеводная звезда во мраке подземелья.
Еще я отметил Ваш "фирменный" эффект присутствия и яркий парадоксальный конец произведения, как в фильме "Экзистенция". Но самое главное - звезда любви, как величайшая ценность, пронизывает все ипостаси героев рассказа - и когда они были протагонистами в игре, и после, и после их гибели.
Так что еще раз спасибо. Наверное, я буду ещё долго переосмысливать этот рассказ, настолько он хорош.

Петров Петр Кимович   27.02.2021 20:11     Заявить о нарушении
Петр, признаюсь Вам, мне так хотелось, чтобы Вы прочитали этот рассказ, так свербило что даже хотел отправить Вам почтой. И ведь не потому не отправил, что застеснялся, просто закопался с работой и забыл. Но Вы прочитали, и я очень рад. Даже самому факту прочтения, а уж такому отзыву - тем более. Иногда мне кажется, что целый ряд мыслей у нас с Вами возникают и развиваются одинаково. Свой среди своих - это, как ни странно,редкое счастье.
Спасибо Вам! Ну ведь бываете же Вы в Питере? А я тут - вот он я. Будем рады Вас видеть!
Ваш МГ.

Михаил Горелик   27.02.2021 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.