Бабушкина смерть

Иван Васильевич Бабушкин родился в январе 1873 года в бедной крестьянской семье в Вологодской губернии. Рано лишившись отца, он с детства познал и голод, и нищету, и попрошайничество.
Вместо учебы, уже десятилетним, он был отдан в мелочную лавку, в полной мере испытав все прелести беспощадной классовой эксплуатации, а уже четырнадцатилетним  попадает в Кронштадскую торпедную мастерскую, зарабатывая ничтожные  20 копеек в день и после четырехлетнего сурового ученичества поступает на Семянниковский (ныне Невский  машиностроительный) завод в Петербурге.
В эти предгрозовые годы в России наблюдался подъем просыпающегося рабочего сознания, для развития которого умелыми руками создаются социал-демократические кружки, в работе которых юный Иван стремится принять самое активное участие, причем, ему посчастливилось попасть на занятия нелегального кружка с участием продвинутой в политике дамы по фамилии Крупская, а позже и в воскресной школе, которой  по-отечески руководил сам Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Быстро оценив энергию и преданность юноши, он с самого начала выделяет его, затачивая этого, совсем еще молодого человека, под  удивительную, не значащуюся ни в одном справочнике мира, специальность революционера-профессионала.
Один из  участников рабочего движения 90-х годов вспоминал свои впечатления  от знакомства с Бабушкиным на собрании рабочего кружка, которое происходило на секретной частной квартире:
«Во время этих разговоров  я имел возможность присмотреться к присутствующим. Все они, кроме Бабушкина, были одеты, по-видимому, в свое обычное платье, в пиджаки и косоворотки; высокие сапоги дополняли их рабочий костюм. Только один Бабушкин вносил некоторую дисгармонию своей внешностью. Он был одет по-праздничному. На нем было что-то вроде сюртука с жилетом, крахмальный воротничок и манишка, манжеты, брюки на выпуск. Волосы на голове были заботливо причесаны, а руки его, по сравнению с руками товарищей, были безукоризненно чисты.»
Удивительное дело - этот, едва избавившийся от привычной матерной речи, юноша, практически не имеющий никакого образования, интеллектуально и физически  активно участвует в работе созданного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», написав и издав популярную в массах агитационную листовку «Что такое социалист и государственный преступник?», в которой совсем еще юный мальчишка разъяснял не совсем еще трезвым рабочим, к чему, по- настоящему, стремятся  и чего, на самом деле, добиваются русские социал-демократы.
После ареста Ленина и других членов «Союза борьбы», он продолжает активную подрывную работу среди рабочих Невской заставы - промышленного центра столицы, обреченной на революционные потрясения, страны.
Однако, в 1896 году Бабушкин был арестован по тому же самому делу «Союза борьбы» и 13 месяцев провел в одиночной камере дома предварительного заключения.
Здесь, в камере, пользуясь удивительно либеральным отношением властей к заключенным, он максимально использует изоляцию от практической деятельности для изучения марксистской теории.
В феврале  1897 года Бабушкин был освобожден из заключения и выслан в некаторжный и теплый Екатеринослав ( позже - Днепропетровск ), где, устроившись на один из заводов, со всей страстностью пролетарского революционера проводит освоенную в камере, чуть ли не из рук властей, теорию талантливого немецкого еврея в специфические российские реалии. Молодой революционер работает на металлургическом заводе и при этом тайно участвует в организации местного отделения РСДРП, а затем и в выпуске нелегальной газеты «Южный рабочий». Проявляя незаурядную мобильность, Бабушкин , которого знали под конспиративными именами Николая Николаевича, Богдана, Трамвайного, Неизвестного и даже под личиной барышни Новицкой, обеспечивает стабильную связь новообразованной ленинской газеты «Искра» с ее многочисленными полуграмотными рабочими корреспондентами.
В 1901 году подпольщик перебирается в город Орехово-Зуево, где получает крупные денежные средства на выпуск «Искры» от откровенного «буржуя» и главного спонсора газеты Саввы Морозова, что совсем не мешает Бабушкину заниматься революционной агитацией на морозовских же текстильных фабриках.
В этом же году, прямо на заседании местной партячейки, нашего суперагента опять замели, на этот раз всерьез, с посадкой в Екатеринославе.
Перепилив тюремную решетку, Иван бежал, сумев без знания даже азов иностранных языков, добраться до Лондона, где в то время находился Ленин. Однако, заточенный на активную «работу на местах», Иван рвался на родину. В конце концов, Ильич дал на это  «добро» и наступил день, когда Иван Васильевич, под видом страхового агента, поселился в Санкт-Петербурге, включившись в работу местного комитета «Искры».
Однако, не прошло и пары месяцев, как ему пришлось поменять Санкт-Петербург  на  город Верхоянск, Якутской области,  с перспективой пребывания там в течении пяти лет...
Помимо того, что жизнь за полярным кругом в те, да и в последующие времена была неимоверно трудна и опасна, да и работа на местах опять таки исключалась.
Все изменила первая русская революция 1905 года. Политические ссыльные, в связи с парадоксальной царской амнистией, ломанулись на материк - к семьям, друзьям, соратникам по борьбе. Но не таков был наш Бабушкин. На тот момент, по примеру Новороссийска и Красноярска, в сибирском городе Чите власть в городе перешла к Комитету РСДРП и Совету солдатских и казачьих депутатов , после чего была провозглашена так называемая Читинская республика.
Именно здесь, в Чите, заматеревший на якутских морозах Бабушкин начинает выпуск программной газеты «Забайкальский рабочий». Большевистская, десятилетиями сдерживающаяся  энергия требует выхода - партийцы блокируют единственную железнодорожную магистраль, связующую Дальний Восток и Маньчжурию с цивилизацией - европейской частью России. Блокированные поезда и  военные эшелоны, идущие на Восток, грабятся и разоружаются. Отсутствие сильного и единого управления ведут к беспорядкам, мародерству, бандитизму и хаосу.
Центральные власти крайне обеспокоены таким развитием событий. Параллельно с арестами на местах, готовится карательная экспедиция в мятежные сибирские города, под командованием генералов Меллер-Закомельского и Ренненкампфа.
В январе 1906 года Иван Васильевич Бабушкин, с грузом оружия, в сопровождении пяти соратников  отправляется  в Иркутск, пролетариат которого пытался установить в городе свою мятежную власть. В первых числах января поезд на станции Слюдянка был настигнут карательной экспедицией генерала Меллера-Закомельского и все шестеро без суда были немедленно расстреляны на краю вырытой на скорую руку общей могилы.
Отказавшись перед расстрелом назвать свое имя, Бабушкин неизвестным сошел в могилу, до конца оставшись стойким, убежденным и мужественным борцом за правое дело рабочего класса.
На его гибель Ленин отозвался большой и очень эмоциональной статье-некрологом.
Доброй и теплой фамилией партийного функционера названы десятки улиц, парков и площадей нашей страны, во многих памятных местах установлены мемориальные доски и бюсты в его честь, работают несколько библиотек и музеев его имени. А в Алмазном фонде Московского Кремля хранится алмаз из Якутии «Революционер Иван Бабушкин», 171 карат - вдвое больше, чем в легендарном алмазе «Шах», которым персидский шах расплатился с императором Николаем Вторым за растерзанного блестящего писателя и посла Александра Грибоедова...
Совсем неплохо для бывшего ученика слесаря из торпедной мастерской.


Рецензии