Григорий

               

        Мой родственник, по жизни простой человек, но есть в нём что-то премудрое, скажет иной раз, что нибудь, как будто вперёд заглядывает. А в другой раз, такой фортель выкинет, что не знаешь, смеяться до упаду или ругаться по матерному.

   По происхождению дядька мой  из молдавских крестьян, но до пенсии, земля его не видела. Вышло так, что большую часть своей жизни он трудился на  заводе наладчиком станков разных. В почете у начальства, в уважении у бригады, ходил дядька мой. А уважительное отношение в бригаде не покупается ни чем и дорогого стоит. Но у меня с ним свои отношения, с роднёй всегда сложнее.

     Обратился как то Григорий ко мне с вопросом:
- У тебя грузовик на ходу?
- На ходу, а что?
- Сможешь завтра помочь мне вещи из одного гаража в другой перевезти? Скажу честно, были у меня свои планы на тот день, но родне не отказал.
- Да смогу конечно, во сколько надо?
Договорились на утро. Подъехал я к его дому в назначенный час, а тот уже ждёт. Прыг в машину, хлоп дверкой:
- Поехали, через пару часов будешь свободен. На ходу он всегда шустрый был, дядька мой, "не спал в хомуте", как говориться. Городок не большой, гараж на окраине, в пять минут доехали. Достаёт Григорий ключи из кармана:
- Я пока открою, а ты задом сдавай к воротам. Подогнал я машину, борт открыл,  дядька всё с замком возится.
- Ну ты, что там копаешься? Может помочь?
- Да нет, я сейчас.
 Прождав минут десять я начал сердиться:
- Гришь, давай, может я уже завтра подъеду, у меня тоже свои дела есть. Повозившись ещё с минуту, тот проворчал:
- Ничего не понимаю, проверял с вечера, всё работало. И тут же спрашивает:
-У тебя трос в машине есть?
- Да есть, какой это грузовик без троса может быть, а тебе зачем?
- А давай, говорит, тросом за дверь дёрнем, с замком я потом разберусь. Хозяин-барин, мне то что, трос так трос. Накинул крюк на проушину, выбрал слабину и легонько потянул машиной. Ворота распахнулись как миленькие, не зря говорят -  "против лома нет приёма". Вышел я из машины, одел перчатки:
-Ну что, давай грузить.
- Да нет, не будем, отвечает мне Григорий. Я недоумеваю:
-В смысле, не будем, а что тогда приехали?
-Да не так мы чутка приехали, отвечает мой дядюшка.
- Мой гараж воон там  стоит, не доехали мы до него, а этот чужой гараж, давай убираться отсюда. Тут дар речи мой потерялся сразу.
- Гриша! Только и выговорилось у меня в ту минуту. А родственничек мой деловито, по хозяйски прикрыл раззяпаные ворота, колом каким-то подпёр, скок в машину и торопит:
-Давай, давай двигаем отсюда. В каком-то оцепенении выруливаю на дорогу, в это самое время ко мне вернулась способность говорить:
- Ты же меня взломщиком сделал! Белый день! Люди кругом ходят, за это и в тюрьму посадить могут, передачи ты что ли носить будешь? И много чего ещё тогда мой "подельник"от меня услышал. Когда я выговорился и замолчал, Григорий невозмутимо проговорил:
- Ехай домой и ни о чём не думай, если что, я сам разберусь. Вот с того самого момента, месяц я с ним не разговаривал и всё ждал милицию.    Правда, дело это он действительно уладил, не знаю как, но уладил, никто меня ни о чём так и не спросил.
      Сколько прошло, не знаю, времени, призабылась эта история, да и дядьку я своего не видал давненько, а тут встречается он мне и задаёт знакомый вопрос:
    - А что, зятёк, родственником он мне через жену приходится, грузовик твой бегает?
-Да Слава Богу, чего ему сделается, бегает.
-Тогда может выручишь по родственному?
-А что надо то? Спрашиваю с некоторой опаской.
- Да пустяк, лодку мою забрать с лодочной станции и в деревню отвезти, два часа делов, соляра моя, сделаем?
Всё ещё опасаясь подвоха, спрашиваю:
А документы на лодку есть? Вытаскивает Григорий из кармана целый пакет:
- Вот, полный порядок. Смотрю бумаги, судовой билет- всё прописано, лодка, номер, мотор, Гришина фотография, словом, всё как полагается по закону.
- Лады, говорю я без большого энтузиазма, в эту субботу и поедем.
- Вот и хорошо, обрадовался Григорий.
- В субботу с утра приду. Он так обрадовался, что я понял - были у него сомнения по части моего согласия, и, как вы понимаете, не без основания.
  Рано утром, в субботу, восьми ещё не было, звонок в дверь, родня прибыла. Вот и отоспался после трудовой недели. Окончательно я проснулся по дороге на лодочную.
Погрузили мы эту лодочку, привязали крепенько и в путь-дорожку.

   Тихое солнечное утро, дорога пустынная, приёмник что-то поёт, спутник мой байки рыбацкие травит, хорошо однако.
   Да не всё с дядькой гладко, точнее, ни разу не было, чтоб что нибудь да не приключилось. Вдруг, откуда не возьмись, возникает в зеркале жигуль с полосками на боках и синяками на крыше. Мигая и подвывая подрезает нас это техническое средство и по тормозам - бац! Голливуд просто отдыхает. Уж не знаю, куда их несла нелёгкая сила, этим нежным утром, но вынесла точно на нас. Два молоденьких паренька в форме:
 - Товарищ водитель, ваши документы.
- Пожалуйста.
- А на лодку? Предъявил им Гриша и на лодку доки, всё чин по чину. Да не были эти бравые ребята настроены нас так просто отпускать, зря что ли такое экстремальное задержание провели, надо что-то наматывать.
- Вы нарушили правила перевозки груза! Ваша лодка торчит из машины.
- Да с чего бы это? Спрашиваю, и тут же поясняю:
- Согласно правилам, свыше метра и через каждый метр обозначается выступающий груз специальным знаком, у нас по любому меньше. Ушли неленивые, вернулись с рулеткой, измерили - девяносто сантимов. Доки, однако, не отдали, сели в свою жучку и тишина.
Тут Григорий выходит из моей машины и к ним, зная своего дядьку, тут же иду следом.

      На пассажирском сидении патрульной машины, паренёк в форме лихорадочно листает свод правил дорожного движения. Рассмотрев и оценив эту картину, завёл мой дядюшка такую речь:

- Так ты правил не знаешь?! Дома надо было учить! У человека в форме лицо мгновенно стало пунцовым. А Григорий с убийственным простодушием продолжает:
- Ты с книжкой-то по аккуратнее,  если так трепать будешь тебе её надолго не хватит.
-   Гриша-Гриша, что ж ты делаешь?! Я отворачиваюсь от всей этой компании, меня разрывает хохот, неимоверными усилиями сдерживаю себя. Полицейский, тот что справа,  не дослушав монолог Григория, остервенело крутит ручку стеклоподъёмника, через приоткрывшееся левое окно мне протянули документы. Жигуль рванул  с жестокой пробуксовкой и осыпав нас дорожной пылью затерялся в глубине субботнего утра. Мой  смех вырвался на свободу и тряс меня даже до слёз. -
  Григорий, ну зачем ты так? На что мой дядька, как всегда невозмутимый, по простецки ответил:
- А нечего тут, ишь, при...сь, ладно, давай поехали.

   В какой-то праздник, за общим, семейным столом мы с Григорием оказались рядом друг с другом. Когда застолье перешло за середину, дядька, наклонившись ко мне, спросил безо всякого вступления:
- Ты меня побреешь? Не сразу я понял, что от меня хотят, а когда дошло, то просто отмахнулся, нашёл время для таких разговоров. Но тот не отступал, уже поняв, что Григорий не пьян и не шутит, я пообещал ему выполнить просьбу.
   Грустно, но в итоге так оно и вышло. Прошли какие-то годы, мы с семьёй жили уже в другом городе, когда пришло известие, что не стало нашего Григория. Упав на даче, то ли с бани, то ли сарая, нашёл силы позвонить жене попрощаться:
- Когда ты приедешь, меня уже не будет.

    Побрить, как он просил, мне не пришлось, это сделали раньше, но я оказал ему другую, последнюю услугу- исполнил всё, что полагается усопшему по православному обычаю. Григорий был крещёным. Прости Господи раба своего. Светла печаль.


Рецензии