народный календарь, 31 января - 6 февраля

    31 ЯНВАРЯ. АФАНАСИЙ-ЛОМОНОС.
  Смотрит крестьянин в полдень на небо: есть солнце — к ранней весне, к ранней зелени. А нет... Рассчитывай, как жить.
  Афанасьевские морозы. А если ещё и закат чистый в морозную погоду — будут и дальше морозы. Но не они страшат. Отелится корова — в избу телёнка, не замёрзнет. Страшнее другое в эти дни: ведьма. Колдуны и знахари говорят, что только на Афанасия можно от неё избавиться. Потому что в эту ночь слетаются ведьмы на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. Так вот: пока они отсутствуют и память теряют, нужно защитить дом от их возвращения.
  Ведьмы южных областей России выглядели симпатичными молодыми существами, северных - старые, косматые, горбатые, страшные, как Баба-Яга.
Традиционный облик ведьмы — это женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, с подойником или корзиной на голове.
  Ведьмы «портили» поля: заламывали, выжинали колосья, тем самым отбирали урожай. Перенимали яйценоскость кур, насылали порчу на людей и животных: люди и животные болели и погибали, новорожденные не спали, свадьбы расстраиваюсь, домочадцы ссорились, продукты портились, нитки рвались, работа не ладилась. А уж если корову повадится выдаивать (а это её основное занятие), пиши пропало: высохнет, сдохнет корова.
И как только с ней, проклятой, не борются: в столбы ворот втыкали зубья бороны, вешали чертополох в хлеву, крапивой затыкали дверные щели, на порог клали нож, топор или косу, рисовали кресты, зажигали заветные свечи — безуспешно.
  И вот—Афанасий-ломонос. Звали колдуна. Ровно в полночь он начинал заговаривать трубы, через которые ведьмы обыкновенно вылетают. Колдун сыплет золу из семи печей на загнетку (место перед топкой) и на краю селения у околицы, с западной стороны. Считалось, что ведьмы возвращаются с западной стороны.
  Теперь, когда труба в доме заговорена, а значит, и весь дом, когда изгородь западной околицы стала что крепостная стена - ведьма непременно или убьет себя, или отлетит в другое место.
  Так ей и надо! Не строй козней.

  1 ФЕВРАЛЯ. МАКАРЬЕВ ДЕНЬ.
  Погода первого числа показывает погоду всего февраля. А кроме того, ясный солнечный день — к ранней весне. Брали в голову: февраль будет дождливый (мокрый) — весна и лето такие же. Погодливый февраль — предвещает засуху. Холодный и сухой февраль — жаркий август. Если на Макария метель — на всю Масленицу метель.

  2 ФЕВРАЛЯ. ЕФИМИЙ.
  На связь метели и Масленицы указывает и Ефимий. И весну так же показывал: солнечно — к красной весне, пасмурно — жди поздних метелей.
Крестьянин смотрит на погоду, а мы с вами посмотрим в святцы.
  4 ФЕВРАЛЯ. ТИМОФЕЙ-ПОЛУЗИМНИК.
  Если взмыть над зимней Россией да просквозить птицей над нею, над ее белоснежной бескрайностью и неповторимостью, то многое откроется нашему взору и сердцу.
Солнце встает в тишине и морозе и первый луч его жаром охватывает шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. И вспыхивает золотой шлем Ивана Великого в первопрестольной. И плывет над Россией густой колокольный звон.
  А золотой небесный ямщик от Великого океана до Карпат несет весть от звона до звона: новый день! Новый день! В Сибири уже вечерню отслужили, а Москва только к заутрене зовёт!И бегут санные пути по всем направлениям и губерниям. Столбами стоят дымы над деревнями и селами. В заиндевевшем голубоватом небе играет солнце.

  Половина зимы. Кажется, что и больше прошло, но крестьянин осторожен: холода ещё долго будут и календарная весна — еще не весна. До первой травки, до корма — зима. И не сидит сложа руки крестьянин, вопреки сложившемуся мнению о его зимних заботах. Делом занят. Плетение веревок, лаптей, корзин — естественное зимнее рукомесло. Гончары делают и готовят к продаже свою звонкую продукцию: мастера резьбы — узорят прялки, игрушки, скоблят ложки и миски, отходники (крестьяне, уходящие на временный заработок) заняты своим делом, кто на что подрядился; углежоги,  плотники, на извозе. Деньги крестьянину всегда нужны, их ему всегда не хватает.

Половина зимы… Вот-вот начнётся отёл. Хозяйки, бывает, и ночуют в хлеву, чтобы не проморгать «коровьи роды». Хорошо бы – тёлочка…
  Трещат тимофеевские морозы, а крестьянин ждёт солнца в полдень:
если в полдень солнце, то весна будет ранняя.


  6 ФЕВРАЛЯ. АКСИНЬЯ-ПОЛУЗИМНИЦА, ПОЛУХЛЕБНИЦА.
  Снова взгляд на погоду: вёдро (ясно) на Аксинью — весна красна, а метель — корм сметёт; долгой будет зима да затяжной весна. А до нового хлеба ещё полсрока. И уговаривает себя крестьянин, пробует обмануть самого себя, утешает будущим урожаем: узнает цену хлеба на рынке на Аксинью; если дёшев, то будет урожай и новый хлеб будет дешёвым. Значит, в случае нехватки и подкупить можно. Другой не ездит на торги, взвешивает вечером на всех испеченную булку хлеба, а утром — снова. Убавился вес за ночь — цена хлеба понизится, прибавился — повысится. И верит в это!

   Зажиточным считался тот крестьянин, у которого хлеба хватало до новины (до нового урожая). А у кого-то хлеб заканчивался в январе и даже в декабре. На посев неприкосновенный запас оставался. Но предназначенный в пищу — заканчивался. И тогда эти люди шли «в кусочки». Перекидывали через плечо холщовую сумку и отправлялись побираться. В соседние села и деревни. В своей — стыдно. Сам хозяин ходил очень редко, обычно бабы, старики, старухи, девки и даже парни. По одному, по двое — в разных направлениях, к ночи обычно дети возвращаются, а взрослые — когда наберут кусочков побольше. Семья кормится собранными кусочками, а несъеденные сушит про запас. Разживётся хозяин хлебом — и дети уже не ходят «в кусочки». А хозяйка сама уже подает кусочки другим.

   Удивительное это явление на Руси! При всей его прозаичности и «заниженности» - сколько в нем милосердия, сострадания, совестливости. Ведь побирающийся кусочками не нищий. У него есть хозяйство: лошади, коровы, овцы; и бабы домашние у него нарядны, да и на нём армяк почти новый. «У него только нет в данную минуту хлеба, когда в будущем году у него будет хлеб, то он не только не пойдёт побираться, но сам будет подавать кусочки», (А.Н. Энгельтардт «Письма из деревни»). «Кусочнику» нельзя сказать: «Бог подаст», как говорят нищему. Если не желают подать, то скажут: «Сами в кусочки ходим». Не подать хлеб, когда он есть, — великий грех. Все об этом знают и готовят нарезанные ломтики-кусочки для раздачи». «От сумы не зарекайся». В следующий год может с тобой такая беда приключиться.
Вот заработает мужик деньжонок на отхожем промысле — купит хлеба. И не пойдёт «в кусочки».
  Дай-то Бог! Отведи беду.

  Уместно несколько слов сказать и о Ксении Григорьевне Петровой, в честь которой и назван этот день. Святая Блаженная Ксения Петербуржская (так её стали величать после смерти) родилась в 1732 году и после внезапной смерти мужа Андрея Федоровича посвятила свою жизнь «христианскому подвигу юродства».
  Юродство в толковании церкви — «добровольно избранный особый путь спасения, исполненный истинной мудрости, при кажущемся безумии». Раздав имущество, Ксения в костюме мужа начала скитаться го улицам Пе-тербурга. Называла себя «Андреем Федоровичем». В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье, больные дети выздоравливали. Ксения предсказала смерть императрицы Елизаветы. После её смерти землю с её могилы дважды уносили паломники.
  Ангелы полузимья, я думаю, не оставят своих подопечных. Я тоже о них не забыл.
31января: Афанасий, Кирилл, Ксения.
1 февраля: Макар, Савва, Федор
2 февраля: Ефим. Инна, Римма.
3 февраля: Агния, Евгений, Максим.
4 февраля: Анастасия, Макар, Тимофей..
5 февраля: Геннадий.
6 февраля: Иван, Ксения (Анастасия).
7 февраля: Александр, Григорий, Виталий, Владимир, Феликс.


Рецензии