Хутор Ждана

   Иван шёл и шёл...направлением, не дорогой, Новенькие, командирские сапоги, немного жали, но он пок терпел... Это, нечто, на громадном косогоре, давнишнего распада почвы, делило бве огромные площади на чернозёмы и откровенный подзол глинистый, только отдельне вкинения, языки, как тут выражаются. Вот по такому, вязнущуму в дожди и в колдобинах, в сухую погоду и топал Иван. Он давно ужесбросил китель и фуражку... Наконец забрежжила развилка переди. И сразу ноги налились свинцом, загорелись пятки.
- Гляди, как вытянулись...берёзоньки, а были чуть выше макушки, да и то... тридцать лет, считай мелькнуло и...
Он погладил белесую кору трёх сестёр, обнял, прижался и вспомнил, как мама прекрестила, провожая, нивесть куда...
Он сел на старую колдобину, разул сапоги, легко вздохнул, размял ступни, глянул на пятки, а там водыри.... Не сиделось, связав, за ушки сапоги, одел  ранец, взял китель и фуражку, Иван потопал раростающей тропой туда, к пруду, к мазанке, где его родили.
Но вместо хаты росла крапива, в полтора роста, а  вместо  прулда тёк небольшой ручеёк, плотну уничтождили, видать гранатой.
Когда подошёл к бывшему берегу, заметил, меж дух камней, то ли лаз, то ли вход и поспешил туда. Он на что-то надеялся и точно, он накшёл в той пещере свою красавицу маму3. Только она не узнавала сына, просила попить, он сбегал к ручью и принёс кружку води. Она долго пила маленькими глоточками, не сказа бобьше ни слов, успкоилась в своей берлоге.
 Он провёл рукой, по роскошным кудрям, когда-то...
Мама встрепенулась...
- Ненадо...так Иванушка лмскал меня.
- Мама, я твой Ванюшка.
- Иди, марА, иди, сгинь!
Он понял, что мама плохо видитсходил за новыми портянками и мылом, принёс воды и стал промывать её глаза, взявшиеся струпом. Вытер насухо, встряхнул стапую попону, расстелил, за камнем, где было затишно и вынес её на свет божий., прикрил хламидкой. Она сначала забеспокоилась, потом мирно уснула.
Иван нашёл в уголке съедобные коренья, нащипал щавелю, надёргал барбарису, открыл банку консервови стал варить кандёр
Он кормил маму, из ложечки, вытаскивал самые смачные кусочки. Та насытидась и  скоро уснула..

Прошла неделя. Мама уже сама вставала, выпивала приготовленную воду, прислоняла ковшиком руку, к злазам, выглядывала пришельца...  вдруг поняла, что это её Ванюшка вернулся...
Как прорвало Марину - вся жизнь, как на колесе, провернулась за мгновение.
- Ванечка! Ты где, сынок?
- Тут я, мама... - а сам бежал, к ней, разбросив отцовские руки.
И она увидела его! А он обнял худенькие полечи и гладил волосы...
- Сыночек, вернулся...
- Слава богу, ты вновь стала видеть. А пойдём, я тебя покормлю, ещё ушка не остыла...
Потом Марина наблюдала, как Иван носил мешком красную глину, потом рубил саблей лозу потолще, заострял край и забивал плоским камнём поглубже. Она хотела помочь сыну месить глину, с порубленой прошлогодней травой, но он, не разрешил.
- Погуляй, мама, ты ещё слаба.
Но она умудрялась помесить раствор, когда тот ходил утром на речку, потрусить свои янтеря и потом, с аппетитом уплетала уху или кандёр, Она оживала, на глазах, появилась розовинка на впалых щеках, распушились её рыжеватые кудри. Она стала уходить за своими корешками и съедобной травкой
 Иван наносил воды, нагрел целый казан. Была пятница, но он собрался в город.
- Иди, мама, в приготовил тебе душистый веничек.
- Нет, Ванюша, ты уж сам, я - потом.
Вымылся, а мама жмётся...
- Что случилось?
- Вань, если я сниму грязное - оно рассыплется, а больше нечего...
- И молчала.... Есть у меня тренировочные штаны, будут чуть свободны, да ничего, день-два, а там поглядим...
И вот она, посветлевшая, помолодевшая, в его штана и сорочке, с подогнутыми рукавами. Но как же она хороша, он залюбовался и вспомнил её образ, кторый приходил, в редких снах, в санбатах...
- Не гляди на меня так, сынок, мне. не с руки.
- Не смущайся мама, ты , у меня самая красивая.

Он добрался, как и предполагал, к открытию рынка.. Вдруг увидел, как мужик, запрягает лошадь, подошёл, поздоровался.
- Чем, крещёный торговать собрался_
- Здоров будь, а гляди...
- Всё, что мне надо. Завертай оглобли и паняй на хутор Ждана.
- Так там же инкого...
- Зря ты так, там мама!
- Лады, казаче.
- Держи
- Погодь, доберёмся, там и рассчитаешься.
- Езжай, я тут по делам...и догоню.

В канцелярии атамана было прохладно и тихо
- Мне бы в розыск подать?
- Заполняйте бланк, я подпишу.
И всех делов.
- Придёт уведомление, ждите.
 Он зашёл в магажин, где продавались женские вещи.
- Мне бы три платья, на вас, уважаемая. Дав лёгких, одно тёплое и всё. что положено женщине.
- Минутку... Даша, зайди в примерочнуюЭ,
- Может эта ближе, к ваши размерам?
- Вы правы.
- Есть готовые, вам на молодую?
- Средних лет. Но очень красивую
Та улыбнулась.
- Вот ведь...
- Не удивляйтесь, это мама моя. Вот эти два подойду, а тёплое?
Есть, но дорогое
- Не беда.
- Груди?
- А... Красивые, средние... Мне кажется, что Даша подойдёт.
- Через минут пятнадцать, ему вручили увесистый свёрток. И Иван забежав в скорняцкий магазин, купил себе лыковые посотолы да лопату, пустился вдогонку, за возом.   дальше будет


Рецензии