О новелле Ш. Нодье Cмарра

СВОЕОБРАЗИЕ ФАНТАСТИКИ В НОВЕЛЛЕ Ш. НОДЬЕ «СМАРРА»

Новелла «Смарра, или Демоны Ночи» (1821), соединившая поэтику волшебной сказки и иллирийских преданий с болезненными фантазиями сновидца-библиомана, свидетельствовала о большом интересе автора к иррациональной мифологической символике, поэтике бессознательного и тайнам готических сказаний. Такой интертекстуальный эклектизм позволил автору в сказочно-необычных, магических образах новеллы-видения соединить античные мотивы и сюжеты, в духе фантастических небылиц Апулея, с архетипикой первобытных языческих представлений и верований южных славян. Увлечение Нодье славянской мифологией было в духе времени (В.А. Жуковский, Пушкин, Гоголь, Мериме, братья Гримм), когда фольклор, «преданья старины глубокой» рассматривались как неиссякаемый источник образов и идей, созвучных романтическому мышлению.
 
В новелле «Смарра» все события, движение сюжета, смена картин мотивируются откровенностью бессознательного, которое в первой трети XIX века уже становилось объектом пристального научного изучения. В новом контексте глубинный внутренний мир, отождествляемый с воображением, воспринимался как идеальная область для рождения фантазий и вымысла. Поэзия и сновидения были для романтиков источниками истины и подлинной жизни, «действительность сновидения» считалась неопровержимой и не требующей доказательств.

Новелла Шарля Нодье содержит психологическую расшифровку тайны ночных образов и архетипических символов сновидения как «вселенной мечты», как «эха бесконечной идеи», сменяющего «зыбкие мысли» человека, избегающего столкновений с «грубой реальностью». Однако, как преемник просветителей, Нодье стремится придать загадочным событиям, развернутым в «Смарре», рационалистическое объяснение. По мнению писателя-фантаста, сновидческая действительность, возникшая в сознании грезовидца, должна быть не только эстетически обработана и представлена читателям в занимательной художественной форме, но и объяснена с аналитической, исследовательской точки зрения.

В «Смарре» Нодье изучает сон как виртуальное путешествие романтического библиофила в новые миры, населенные книжными героями и персонажами античной и славянской мифологий, «изменчивыми созданиями и призраками» средневековых легенд. В волшебном калейдоскопе бессознательных видений, эпизодов и сцен случаются удивительные метаморфозы, фантастические взаимопревращения прекрасного и уродливого то в античном духе, то в готическом стиле, то в фольклорном варианте. Автор «Смарры» изучает психологию искусителя и искушаемого, трактует желание и подверженность соблазнам как бессознательные порывы нестойкой души, не подчиняющейся рассудку, и такая установка оправдана, ибо мотивирована сном, иррациональным. У Нодье есть и историко-литературная мотивация проблемы запрета в духе троянских мифов (о похищении Елены, путешествий Одиссея) и средневековых легенд о любви и колдовстве (о Хильде и Кримхильде в северных сказания, о ведьмах-искусительницах в славянской мифологии), дающих представление о  первобытных нравах и психологии.

Впервые опубликовано в сб.:  Фрaнцiя та Україна, нayк-практ. досвід у контексті дiалоry нац. культур. IV мiжнар. наук.-практ. конф. Т. 1. Ч. ІІ. Дн-вськ: изд-во ДДУ, 1997. С. 52–53.


Рецензии