Чтение 2021 - поэзия

Стихи, стихи!

В читательском дневнике решил завести отдельный файл для прочитанных стихов. Конечно, в жизни есть периоды поэтические и периоды прозаические, но я до сих пор читаю стихотворные сборники, как отдельных авторов, так и антологии. Конечно, не за один вечер, а понемногу, смакую.
В основном, это поэзия исторической России и Русского зарубежья.  Переводные авторы мне иногда нравятся, но поэзия раскрывается в полной мире только в стихии родного языка. Что до советских авторов, то у некоторых из них есть хорошие строфы, но, в целом, «советская поэзия» - это оксюморон.
Пожалуй, стоит определить здесь и главную линию своего читательского восприятия. Это:
ПУШКИН,
ЛЕРМОНТОВ,
Тютчев,
БЛОК,
Гумилёв,
Есенин,
ХОДАСЕВИЧ,
Г.ИВАНОВ,
А.Несмелов,
Д.КЛЕНОВСКИЙ…

Д.Кленовский. Полное собрание стихотворений

Читаю с прошлого года. Наконец, нашел полное собрание стихотворений. Купить бумажную версию уже не удалось. Открыл для себя последнего акмеиста несколько лет назад, но уже довольно поздно…

Не забытое, не прощенное


Когда весной – чужой весной! –

Опять цветет сирень,

Тогда встает передо мной

Мой царскосельский день.


Он тронут ранней сединой,

Ему за пятьдесят,

Но молодой голубизной

Его глаза горят.


Он пахнет морем и руном

Гомеровской строки,

И гимназическим сукном,

И мелом у доски;


Филипповским (вкуснее нет!)

Горячим пирожком,

Девическим, в пятнадцать лет

Подаренным, платком…


Стучит капель, оторопев

На мартовском ветру,

Звенит серебряный припев

Кавалерийских труб,


И голуби, набив зобы,

Воркуют на снегу.

…Я всех забыл, я всё забыл,

А это – не могу!


*
За годы зла, за годы бед,

Со мной друживших там,

Привык терять я даже след

К покинутым крестам.


Я схоронил отца и мать,

Я схоронил друзей,

Но мне их легче вспоминать,

Чем запах детских дней.


Всё, чем согрела жизнь меня,

Я растерял – и пусть!

Вот даже Блока больше я

Не помню наизусть.


И стало тесно от могил

На дальнем берегу.

…Я всех, я всё похоронил.

А это – не могу!


*
Когда я думаю, что вот

Там всё теперь не так,

И тот, кто песни там поет,

Не близок мне никак;


Со мною августовским днем

Не вспомнит злую весть,

Не скажет: «Вот сейчас, вдвоем,

«Костер» бы перечесть!»


Когда я вспомню, что поэт,

Что всех дороже мне,

Убит, забыт – пропал и след! –

В своей родной стране;


Что тот, кто нам стихи сложил

О чувстве о шестом, –

И холмика не заслужил

С некрашеным крестом;


Что даже в эти, в наши дни

На невском берегу

Его и мертвого они

Как волка стерегут –


Тогда я из последних сил

Кричу его врагу:

Я всем простил, я все простил,

Но это – не могу!

1955

На мой взгляд,  строка Кленовского-Крачковского «Вот даже Блока больше я /
Не помню наизусть» – одна из самых страшных, а, может быть, с точки зрения русского стихотворца, и самая страшная в нашей поэзии ХХ века.



Тимур Кибиров
Сантименты.
Восемь книг. (Изд: Белгород, 1994)

Эх, родимый! Гармонь поёт
Продавщица ларёк закрывает
Над опорами ЛЭП500
Птица Божия в небе летает.

Автора рвёт совдепией. В словесных, не очень хорошо зарифмованных потоках наружу вырываются мифы, образы, цитаты, бытовые детали, лозунги, имена и т.д. пресловутых «семидесяти лет». Стихи Кибировава всё это выносят вон. Иногда рвота бывает очистительной и нужна организму для восстановления. Состояния несвободы приводят умы и души в экзистенциальное состояние, близкое к тому, что описал однажды Сартр, правда, по несколько иному поводу. И еще: кибировские строчки сатиричны, ведь надо со смехом расставаться со своим прошлым.
Но почему же они актуальны и сейчас, сорок с лишним лет после написания? А так и не расстались со страшным и нелепым прошлым, подавили рвотные позывы, оставили внутри отраву, и продолжают мучиться. Слишком глупы были и неправильно оценили размеры и глубину проникновения Зла. Слишком легкомысленны и трусливы, а уж болтливы до невозможности:
И душу, ушедшую в пятки,
Высокой Духовностью мнишь.
Или: трынь да брынь – вот и вся ваша смелость. Рабы, короче.
И – слишком литературоцентричны. Для Тимура главный антагонист – это, похоже, Блок, профессорский сын, утонувший в музыке революции. Но и а антагонистов все уходит в «литературу». Ну, а на практике потом та же скука, пошлость и жестокость.
Всё ведь кончено
Зла не хватает
Зря мы только смешили людей…
Нет, не кончено. И, похоже, одним "тазиком" уже не отделаться.


Рецензии