Смысл смерти

- Привет! – мальчишка с грязным лицом подсел к босоногому сосредоточенному юнцу, лепившему красивую высокую башню из глины, которая была уже на уровне лба своего автора.
Юный строитель не обратил никакого внимания на подсевшего и ничего не ответил.
- У тебя есть язык?
Грязный мальчик снова не получил ответа и огляделся. Вокруг везде во всём этом плохо освещённом полуподвальном помещении сидели на полу босоногие мальчишки и с величайшим спокойствием и терпением лепили.
- Я не понимаю: почему вы так увлечены? Меня поймали и привели сюда. Вас тоже? Сказали, что это большая честь.
- Ты не умеешь лепить? – наконец, заговорил юнец.
- Умею, я был подмастерьем мастера Бахарджи, но… меня сюда привели силой, против воли!
- Это действительно великая честь. Значит, твоё искусство оценили. Ты будешь участвовать в возведении Великого храма.
Грязный мальчишка вдруг в испуге выкатил глаза.
- Вот значит где я?
Он вскочил и тревожно огляделся.
- Но ты знаешь, что с вами будет, что будет с тобой? У нас по всему городу ходит история о вас!
- Да, я знаю. И это самое лучшее, что могло бы быть.
- Ты не боишься умереть?? – мальчишка даже отшатнулся от своего сверстника, продолжавшего с необъяснимым спокойствием вылепливать узоры на башне.
Будущий строитель Храма улыбнулся и на мгновение перевёл взгляд на новичка.
- Скажи мне, у тебя был когда-нибудь экзамен? Тебя выбирали на какое-нибудь важное дело?
- Да, - удивлённо ответил тот, не совсем понимая, зачем юнец заговорил об этом.
- И как ты себя вёл? Волновался?
- Ещё бы!
- И из-за волнения делал не всегда всё хорошо? Можно даже сказать, что волнение тебе иногда мешало?
Недоумение мальчика всё больше возрастало. Строитель подправил кое-что на башне и снова посмотрел на мальчишку.
- А как бы ты себя вёл, если бы делал то же самое важное дело, в которое мечтал вложить всю свою душу, если бы знал, что ты после умрёшь? И это будет последнее, что ты сделаешь? Никто не будет ни ругать, ни хвалить, потом не будет ни богатства, ни бедности. Весь смысл твоей жизни в том, что ты сделаешь сейчас. Ты бы стал нервничать и всё портить?
- Не знаю…
- Тогда вскоре у тебя будет шанс узнать. А сейчас я тебе советую учиться. Тебя убьют вне зависимости от того, сделаешь ты узоры на Храме плохо или хорошо. И после тебя останется только Храм и эти узоры, которыми люди либо будут восхищаться, либо старшие их уберут и сделают лучше. Я выбираю смерть не бессмысленную. Если ты знаешь, что умрёшь, и примешь это, то будешь как мы: каждый из нас не будет нервничать, когда придёт тот день, а будет работать как можно лучше. Чтобы воплотиться и жить в своём творении.
Мальчик потрясённо молчал.
- Но... А как же родители?
- Никто не может отменить решения Императора. Но зато у них будет шанс гордиться работой сына. Знаешь, ведь это действительно великая честь: украшать Храм. Она выпадает единицам. И вряд ли можно сделать этот храм великим, если быть связанным земными заботами.
Мальчики помолчали. Строитель подправил ещё кое-что в своей работе.
- Знаешь, многие люди в моём квартале говорили, что отдали бы всё что угодно, чтобы сделать что-то великое, чтобы не прожить жизнь пусто, чтобы вся жизнь не была заполнена только попытками выжить. Они говорили, что лучше отдать жизнь великому, прожить год, вместо всей жизни, но в которой не будет смысла. Но они были слишком стары и бесталанны, или могли только мечтать и сожалеть. Нам же выпал шанс. И я этому очень рад. Добро пожаловать к нам, великим, - обречённый на смерть юнец снова улыбнулся и начал лепить новую фигуру из глины.
Новичок только теперь посмотрел внимательно на законченную башню своего странного брата по несчастью. И даже перестал дышать на какое-то мгновение… Да, она явно была шедевром! Он понял, что эта работа на порядок превосходила всё, что он умел и делал, хотя мастер и хвалил его, и он был лучшим подмастерьем. В этой работе было что-то особенное, такое, чего не было у него.
В разные дни привели ещё других мальчиков. Всего будущих строителей было двадцать семь. С ними занимались лучшие учителя города, с которыми мальчик-подмастерье некоторое время назад, до своего похищения, отчаянно мечтал работать наравне. Эти учителя обращались к ним крайне уважительно. Казалось, что они ставили их даже выше себя, и это казалось мальчику невероятным.
Он увидел, что отличается от всех. Даже пришедшие после него новички смирились с участью и занимались с завидным рвением, чтобы догнать и перегнать тех своих собратьев, которые оказались в этом дворце раньше. Все были довольны смыслом своей жизни и смыслом своей смерти.
Мальчик смог сбежать почти перед самым строительством. Позже, рискуя, он пришёл посмотреть, как мальчишки украшали храм. Он видел, как их убивали в конце и как они падали с улыбкой на губах.
Он ходил по храму потом не раз, спустя десятки лет. Уровня их божественных работ он так никогда и не добился… Но зато его работ было намного больше.

21.12.2016.


Рецензии