Незнакомый Запад. Луизианская покупка

     После открытия Америки Колумбом в 1492 году, испанцев больше всего интересовало золото Мексики и Перу. Поэтому, когда в апреле 1682 года французы спустились по Миссисипи к Мексиканскому заливу, им ничто не мешало провозгласить все прилегающие к бассейну Миссисипи земли собственностью Франции и назвать их Луизианой в честь короля Людовика XIV. В 1718 году был основан Нью-Орлеан столица новой колонии. Территория Луизианы в середине XVIII века была огромна. Отделенная от атлантического побережья полосой английских колоний, она раскинулась от современных штатов Пенсильвании и Джорджии на востоке до Монтаны и Колорадо на западе и от Канады на севере до Мексиканского залива.

     В войне с Великобританией за контроль над североамериканским континентом в 1754-63 годах Франция потерпела поражение. Англичане завладели Канадой и землями восточнее Миссисипи. Дальше они не пошли. Французский король Людовик XV тоже считал бесполезными дикие просторы за рекой и подарил Луизиану, вместе с Нью-Орлеаном своему испанскому кузену Карлу III за помощь во время войны: «Я понимаю, что Луизиана лишь в малой степени компенсирует потери в войне Вашего Величества».

     В 1776 году 13 английских колоний объединились и объявили свою независимость от метрополии. Когда война с Англией закончилась договором 1783 года, Соединённые Штаты Америки получили земли между Миссисипи и Аппалачскими горами. Притоки Миссисипи, и прежде всего река Огайо, были тогда единственными путями сообщения. Охотники, торговцы пушниной, первые фермеры Кентукки и Теннеси сплавляли свою продукцию в Нью-Орлеан, и оттуда кораблями на восточное побережье и в Европу. Нью-Орлеан стал важным торговым портом. Владевшая им Испания разрешала гражданам Соединённых Штатов перевозить товары без пошлин. Однако в 1800 году Испания и Франция договорились о передаче Франции Луизианы в обмен на итальянскую Тоскану. Возникла угроза потери Нью-Орлеаном статуса свободного порта.

     В 1801 году 3-м президентом Соединённых Штатов стал Томас Джефферсон. Он называл себя «фермером» и сочувствовал переселенцам. Но он был мудрым и дальновидным политиком, мечтал о единой стране, «населённой людьми, говорящими на одном языке, управляемой аналогичным образом и одинаковыми законами».

      Джефферсон хотел склонить французов к продаже Луизианы. Он понимал, что Франко-Испанский договор о возврате Луизианы лишь первый шаг Наполеона Бонапарта для экспансии в Америку. Конгресс в начале 1803 года проголосовал за выделение двух миллионов долларов на покупку Нью-Орлеана и Флориды. Но Джефферсон разрешил своим посланникам Ливингстону и Монро потратить до 10 миллионов.

     Переговоры шли трудно. В Европе назревала новая война. Британские острова должны были стать очередной жертвой Бонапарта. Известны его слова: «Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и деньги». Кроме того, он знал о возмущенных таможенными ограничениями 50-ти тысячах вооруженных добровольцев, готовых войти в Нью-Орлеан.   

     Американцы уже отчаялись, когда Наполеон неожиданно заявил: «Я уступлю не только Нью-Орлеан, но и всю колонию». Французы запросили 22.5 миллионов долларов. Американцы могли уплатить не более 10-ти. В конце концов согласились на 15 миллионов. Правительству США пришлось занимать деньги в английских и голландских банках.
               
     Испания протестовала, ссылаясь на обещание Франции не передавать Луизиану третьей стране. Но когда договорились, что Флорида отделена от Луизианы и остаётся испанской, Соединённые Штаты получили её от Франции. Американский флаг был поднят над Нью-Орлеаном 20 декабря 1803 года.


Рецензии