Сингапур - город льва

       Сингапур раскинулся вдоль берега Малаккского пролива на одном градусе широты от экватора. В переводе с индийского это город льва. Здесь круглый год – стоит лето, жаркое тропическое солнце не ослабевает даже в январе. Удачное географическое расположение способствовало процветанию этого города. Он лежит на морских путях, ведущих из Европы, Африки, Среднего Востока и Индии в Восточную Азию. Каждый день на рейде Сингапура находится не мене двух тысяч разного типа судов. Начиная от гигантских танкеров и военных кораблей, всеми типами транспортных и круизных лайнеров, заканчивая всякими мелкими судами. На рейде постоянно снуют не большие катера, перевозящие членов экипажей и администрацию портовой и таможенной службы. Не смотря на загруженность порта, вода акватории остаётся чистой.


       Поражает удивительная оперативность работы порта всё снабжение, заказанное по телеграммам на подходе к порту, доставляется в точное оговоренное время и в том ассортименте, который заказан. За всё время, когда наше судно посещало Сингапур, ни разу не было, никаких обманов. Однажды привезли не достаточно спелые арбузы, так в следующий заход вся партия не дозрелых арбузов была заменена на спелые, без доплаты и с извинениями. В этом городе постоянно стараются удерживать низкие цены  по сравнению с таким же товаром в других странах. Это является ключевым моментом о привлекательности посещения Сингапура.


       Сам город поддерживается в идеальной чистоте и приятен во всех отношениях. Громадное количество всевозможных магазинов торгующих товарами со всего мира. Устроены они самым современным методами. Просторные залы, кондиционеры, мягкое ковровое покрытие любезность продавцов. В городе есть и дешёвые ряды, устроенные на пример простых базаров, где товар лежит навалом полно всевозможных подделок, но зато и цены в разы меньше, чем в магазинах и можно торговаться до бесконечности.


       В городе живут в основном китайцы, индусы и малайцы, но среди приезжих есть представители всех стран мира. Это особенно хорошо заметно по флагам на мачтах судов.


       Интересная особенность наши русские, тогда в то время чаще говорили - советские выделяются моментально из толпы. Даже если наш представитель одет во всё импортное, его лицо сразу выдает нашего человека
       Самым главным  преимуществом в заграничном рейсе было, что бы в конце рейса был заход в Сингапур, там я бывал в общей сложности более 30 раз. В Сингапуре нам выдавали всю валюту, включая те дни перехода до Владивостока и мы покупали всё на что  нам хватало валюты. Платили так, инженер получал в месяц 41 валютный рубль техник немного меньше, а старшие по должностям соответственно немного больше. В рейсе за 3 месяца выходило 120 валютных рубля их пересчитывали по курсу в сингапурские доллары, курс не сильно менялся, но грубо говоря, за 1 рубль давали 2,5 сингапурских доллара, в сумме у инженера получалось около 300 долларов. Что можно было купить на эти скромные деньги. Магнитолы стоили 100-200 долларов, джинсы 10-30 долларов, банка пива 1 доллар, мороженое 300-500 центов. Вот и выбирай, что тебе надо исходя из той суммы, что имеешь. Здесь каждый был сам себе хозяин, но у некоторых получалось так умело торговаться, что получив меньше денег, он в результате приобретал больше, чем тот, кто получал больше.


       В Сингапуре было полно магазинов, которые в основном ориентировались на советских моряков. Одни названия на русском языке такие как: Чёрное море, Одесса, Владивосток и десятки других аналогичных  зазывали своим ширпотребом не избалованных, советских моряков. На всей территории Советского союза в 70-80 годы почти, что 90% импорта шло из Сингапура, а привозили его, в том числе и мы. Потом по прибытию во Владивосток весь ширпотреб уходил через спекулянтов на барахолки. После удачного рейса можно было заработать только на перепродаже товара более 3 тыс. руб. Зарплата в советских деньгах более 300 рублей в месяц это совершенно отдельный разговор. Между собой мы называли наши суда «золотыми клетками» те, кто работал по многу лет имели на книжках по 25-50 тысяч рублей. И думали уже тогда, что спокойно будем жить на эти деньги в старости – глупцы.


       Больше всего радости морякам доставляло развлечение это катание на водяных горках. Это большой водный комплекс в который входило купание в бассейне и катание с пластиковых довольно высоких гор по жёлобу которых постоянно стекала вода, что создавало эффект скольжения особенно, если используешь в виде подстилки пластмассовый коврик. Надо сказать, что вода в этом комплексе была морская, проходила глубокую очистку и постоянно менялась так, как в водном лабиринте было существенное течение. Катание на ковриках быстро надоело и не давало ощущение лихости. Тогда соревнуясь, в удали друг, перед другом они начали кататься стоя на ногах, но кроме желоба были ещё и трамплины и, устоять на ногах было довольно сложно. Редко кто мог удержаться  и преодолеть весь путь на ногах.


       Кроме этого развлечения запомнился зоопарк, где были представлены почти все животные и птицы обитающие в тропиках и самое поразительно они содержались так, что не было заметно клеток, даже птицы свободно сидели по деревьям.
Город и сам по себе чудесное создание рук человеческих: удивительно чистый, прямо ухоженный, в деловой части - лес небоскрёбов с зеркальными окнами, в которых отражается и небо, и рядом стоящие небоскрёбы. Экзотика была во всём и велосипедные рикши, конкурирующие с таксистами и татуировки драконов на теле лениво прогуливающихся  или сидящих  на корточках покуривающих молодых, но сильных парней, и завёрнутые в сари индусские женщины, и высокие украшенные на носу драконами деревянные лодки. Город расположен всего в одном градусе широты от экватора, поэтому здесь всегда лето. Малаккский пролив на берегу, которого он вырос, создаёт очень благоприятные для судоходства  и развития экономики условия. Всё это помноженное на кропотливый труд китайцев, а их здесь большинство, хотя они себя с гордостью называют, сингапурцами позволило создать город сказку, город льва, символ которого они воплотили в каменную скульптуру, украшающую набережную возле их парламента.


P.s. Очерк написан на основе воспоминаний о посещении Сингапура в период 1980-1989 годы более тридцати раз на судах научного флота ДВНИГМИ. На фото автор март 1989 г.


Рецензии