О Аврелии Августине Блаженном

     Аврелий Августин Блаженный (354 - 430 годы), родился близ Карфогена в Северной Африке.  Христианский богослов и философ, был влиятельнейшим проповедником христианства, епископом Гиппонским (с 395 года), один из Отцов христианской церкви и является святым католической, православной и лютеранской церквей.

     Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 28 июня.  Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием», который был написан в 413—427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.

     Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление.  В частности, он защищает учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано им по предвидению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него.

     Августин утверждает добродетель любви и осуждает апатию стоиков. Началом греха он называет не плоть, а злую волю, которая руководствуется гордостью. Вслед за Платоном Августин утверждает, что государство основано на идее справедливости, без которой оно превращается в «разбойничью шайку». Отсюда Августин выводит понятие «справедливой войны». Примечательно, что убийства, грабежи и пожары он относит к обычаям войны. Размышляя о заповеди "не убий", Августин подчеркивает, что она не распространяется на воинов и палачей, так как те убивают не по собственной воле, а по необходимости выполнить свое служение.

     В политике Августин различает триаду: семья — город — государство. Причиной межчеловеческой розни он называет разницу языков. Однако истинного покоя в земном мире нет, поскольку даже праведные цари вынуждены вести справедливые войны. Римской республики как народного дела никогда не существовало. Рабство Августин объясняет следствием греха. Истинная добродетель происходит не от государственного воспитания, а от истинной религии


     Августин  был уверен, что светское государство — это наказание за первородный грех и  является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире и что справедливым может быть только христианское государство, где каждый помогает друг другу. В функции такого государства входит обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью при соблюдении международного договора и общественного благополучия.  Августин считал, что войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по причине отражения нападения врагов и защиты отечества.

     В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Бога. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному и интеллектуальному совершенству.

     В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа), когда  человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство — царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие на основе христианской церкви.

     «Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов любви при борьбе начал эгоистических, («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к обществу и к Богу»), и моральных («любовь к Богу и обществу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно, переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.  Это разделение на мир земной, эгоистичный и с индивидуальными началами, и на мир духовный, связующий потусторонний мир с общим духовным миром людей, который объединит все светлые души и тогда тёмный мир покориться миру светлому через объединение всех светлых сил…


     Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира  и царства Божия.

     При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Блаженный Августин учит о самодостоверности человеческого сознания и познавательной силе любви, типа того, что человек начинает жить тогда, когда начинает любить и погибает, когда теряет любовь.

     Но даже для того, чтобы любить, человек должен что-то есть и пить, иметь какое-то жилище и одеваться, чтобы защититься от голода и холода!

     А вот как человек общественный всё это должен себе добывать  СПРАВЕДЛИВО И БЕЗ УГНЕТЕНИЯ ДРУГ ДРУГА объяснил уже  Маркс…


     Аврелий Августин Блаженный утверждал, что человек наделен умом, памятью и волей. Ум и память сами на себя обращают направленность воли, чтобы человек всегда сам себя осознавал, что-то желал и всегда помнил, что без общества он ничто. А это означает, что человек всегда должен знать и понимать,  что имея память, ум и волю жить в обществе и быть вне общества невозможно, поэтому должен желать, делать и иметь волю для своих деяний помня об обществе!

     Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания, поэтому  Августин считал, что есть три ступени познания истины: через внутреннее чувство — чувственное восприятие; через ощущения — знание о чувственных вещах в результате анализа своих чувств; через разум, как истинное просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.

     В изучении наук людям помогают авторитеты и разум, поэтому следует доверять лишь высоким авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.  Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к равенству, различие в жизни людей будет существовать во все века земной жизни человека, ибо люди не одинаковы от рождения.

     Но всё же все люди равны перед Богом, а  для того, чтобы жить все должны что-то есть, пить, одеваться и где-то жить, а для этого должны честно и добросовестно трудиться, а потому Августин призывал всех жить в мире, справедливости и в благости.


     Августин Аврелий Блаженный доказывал превосходство духовной власти общества  над светской государственной властью, если она противопоставляет себя обществу. Восприняв августиновское учение, церковь объявила своё существование необходимостью для земной части божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах людей и общества.  Но что-то мало заметно, что церковь и люди в России именно такие…

     Любая жизнь, как и Вселенная, тоже имеет своё начало и свой конец! Всё, что когда-то родилось, обязательно умирает!  "Привыкнув к боли можно вечно жить и в Аду!"  Живут же люди в тюрьмах, а женщины с нелюбимыми! Наверное, надеются, что в Рай попадут!  Не греши, и каяться не придётся!

     А так как душа не чувствует физической боли, то люди не понимают, что мучить их потом будут ДУШЕВНЫЕ БОЛИ! А они страшнее физических! Так что лучше не грешить, ибо Бог милостив, но справедлив! Накажет по содеянному ОБЯЗАТЕЛЬНО! Достаточно вспомнить, что к самоубийству людей часто толкают душевные страдания, а никак не физическая боль... А ведь ТАМ самоубийство НЕВОЗМОЖНО!

     А если наказание божье только условность и если считать, что человек за свои грехи накажет себя сам, то у кого нет любви и Бога в душе при жизни, тот  не познает это и после смерти.  Плохо, когда люди не знают в душе благости от добрых дел, но еще хуже, когда люди и не желают этого знать... 


Рецензии
"Время - это свойство Вселенной, возникшее вместе с ней", - первым сказал св.Августин. Именно поэтому известный советский американский астрофизик Г.А.Гамов назвал период до и в момент Большого взрыва "Августинской эпохой". Так что Августин Аврелий Блаженный внес свой вклад и в развитие космогонии.
С уважением,

Михаил Шуваев   06.01.2021 13:20     Заявить о нарушении
Для своего времени он был не менее велик, чем для своего времени Маркс!

Аникеев Александр Борисович   06.01.2021 15:00   Заявить о нарушении