Подземные эквилибристы

   У спелеологов в пещерах порой возникают ситуации, которые могут привести к печальным последствиям. Происходит это от непродуманности действий самих же спелеологов, а проще говоря – по их глупости. Об одном таком случае  я и хочу рассказать.
  Наш спелеологический коллектив  вёл исследования в одной из пещер. Нас интересовало, как далеко протянулись  её непроходимые для людей ходы, заполненные подземной речкой. Для этого мы решили использовать специальную краску, применяемую геологами для окрашивания воды. Она не только окрашивает её в бирюзовый цвет, но и взывает свечение при подсветке. Появись вода необычного цвета в каком-либо источнике и всё станет ясно. Высыпать краску в подземную речку  предстояло мне и Сергею. Краску мы достали, но было не ясно, как  её разводить. Кто-то очень «умный» посоветовал растворить её в нашатырном спирте.
     И вот мы у входа в пещеру.
  Ложусь на живот и протискиваюсь в отверстие. Ход очень низкий и узкий. Пол и стены покрыты коркой льда. На полу мелкие обломки известняка, которые цепляются за одежду и причиняют неудобства при движении. Метров через пять - щель, по которой я ползу, делает поворот под прямым углом вправо. Прилагаю огромные усилия, чтобы повернуть своё тело в нужном направлении и оказываюсь в ещё более узком и низком ходе, который спелеологи называют « шкуродером». Но это не самоё страшное. Здесь меня ожидает одиннадцатиметровый колодец. В него предстоит сбросить тросовую лестницу. Её, скрученную в рулон,  я толкаю впереди себя. А затем мне нужно постараться выскользнуть из цепких объятий щели и встать на её ступеньки.
    Оставляю Сергею, ползущему за мной, конец лестницы (он закрепит её за опору) и, кряхтя и выдыхая  воздух, чтобы уменьшить объём тела, начинаю протискиваться вперёд к колодцу.
    Очень хорошо описал этот процесс, в своём стихотворении С. Сом.
                «Скала ладонью в спину упёрлась
                Дышит, зараза - иль мне показалось?
                Щель бы пошире – хотя бы на волос!
         Выдохни воздух самую малость!..
       К камню прижался, как к телу любимой –
       Я и не знал, что скалы потеют…
                Смотрит Двуликая, как мимо, мимо
       Медленно движутся два ротозея…»

    После долгих мытарств моя голова, наконец, оказывается на краю уступа. С левой стороны вижу гладкую поверхность стены, отполированную водой. Правая - в нескольких метрах от меня. Подо мной чёрная пустота колодца, в который предстоит спускаться. Но как это сделать? Я пока не представляю.
   Для начала сбрасываю вниз лестницу. Она, раскручиваясь из рулона,  шелестя и позванивая, исчезает в темноте.
    Вижу только один способ попасть на лестницу –  вывалиться из щели  головой вниз. Это уже напоминает цирковую эквилибристику.   Вспоминаю, как на Кавказе, в одной из пещер, спускался в сорокаметровый колодец с узкой горловиной. Чтобы попасть в него требовалось протиснуться в узкую щель в полу. Её ширина была чуть больше двадцати сантиметров. Я болтался на верёвке, как кукла - марионетка, минут пятнадцать. Когда же  все-таки протиснул тело в эту узость, то столкнулся с другой неожиданной проблемой – полностью проникнуть в колодец мешала каска на моей голове. Я в буквальном смысле висел над пропастью, удерживаемый ей.   В конце - концов, дернулся телом изо всех сил, и она, вырвавшись из своей крепёжной арматуры, улетела вниз, а я получил возможность спускаться.
    И вот теперь мне предстояло проявить весь свой опыт акробатики здесь, чтобы попасть из щели на лестницу.
     Свешиваюсь наполовину из трещины и, крепко ухватившись руками за ступеньки лестницы, перекидываю остальную  часть тела через себя вниз. Затем быстро нахожу ногами ступеньки лестницы и встаю на них.
   Ура! Трюк удался.
    Заглядываю в «шкуродёр» и вижу голову ползущего ко мне Сергея. Он  толкает перед собой транспортный мешок с краской и  литровой бутылью нашатырного спирта. В те старые и добрые времена он свободно продавался в хозяйственных магазинах, и купить его не составляло труда.
         Закрепившись карабином за ступеньку лестницы, я принимаю у него груз и делюсь с ним своими рекомендациями по спуску,  после чего  спускаюсь вниз.
     Повторив такой же пируэт, как и я, накануне, Сергей вываливается из отверстия на лестницу и спускается ко мне.
    Пройдя по коридору метров десять, входим в  низкий грот. Из-под левой  стены вытекает водный поток и, пересекая грот, скрывается в узком отверстии правой стены. В этом месте образовалось небольшое озеро, в которое мы и планируем вылить краску.
     Высыпаем порошок в котелок. Делаем это с аккуратностью сапёров, чтобы не дай Бог, не просыпать её на себя: тогда мы с Сергеем можем надолго стать «собаками Баскервилей» - светясь в темноте. Краска растворяется в воде в соотношении  один к миллиону. По этой причине, даже малая доля её долго не будет смываться с одежды.
   Распаковываем бутыль с нашатырным спиртом и льём его в котелок на краску. Буквально через несколько секунд понимаем, что не учли замкнутости пространства
    Пары спирта ударяют нам по глазам и лёгким. Ток воздуха в пещере слабый и пары спирта окружают нас сплошным облаком. Вытирая слёзы, кашляя и чертыхаясь, опрокидываем котелок с краской в воду и как можно быстрее устремляемся к колодцу, в надежде найти там спасение от «газовой» атаки. Но не тут-то было. Пары спирта присутствуют и здесь.
   В считанные секунды,  нарушая все требования техники безопасности, одновременно поднимаемся с Сергеем по лестнице к спасительному для нас «шкуродёру». Предполагаю, что в это время мы установили мировой рекорд  скорости подъёма по тросовой лестнице.
     Какое-то время висим на ней перед «шкуродёром» и дышим чистым воздухом, поступающим с поверхности.
   От паров спирта находимся в состоянии эйфории.
   Теперь перед нами стоит дилемма:  как попасть из колодца в «шкуродёр»?
   Проникнуть в колодец мы смогли, а вот как попасть из него назад, в узкую щель, ведущую на спасительную поверхность земли – матушки проблема, ведь в качестве опоры у нас  только лестница и пустота?
    Но, видимо, наркотическое состояние, в котором мы находимся, и инстинкт самосохранения придают нам сил, невероятную гибкость и сноровку, благодаря чему это препятствие мы  преодолели быстрее, чем думали.
      Не будь мы такими быстрыми, всё могло бы кончиться печально.
    Можно представить себе, чтобы говорили о нас те, кто пришёл проститься с нами на кладбище.
    - А от чего они умерли?
    - Спиртом отравились.
    - Да вы что! Он что был не качественным или много выпили?
    - Да вы что! Это же спелеологи – спортсмены, а они не пьют.
    - Что вообще? Тогда причём тут спирт?
   - Это был нашатырный спирт.
   - Ух, ты! Так они наркоманы, что ли?
   - Ну, что вы! Какие наркоманы? Им это ни к чему. Они и так Богом обиженные. Нормальные люди разве станут просто так, добровольно, под землёй лазить? Просто у них флакон с нашатырным спиртом в замкнутом пространстве пролился…


               
               
         


Рецензии
Пары аммиака даже противогаз не удерживает, а рыба от него дохнет, таким образом браконьеры "рыбачили", выливали в речку цистерну аммиачной воды и немного ниже собирали добычу...

Андрей Бухаров   07.01.2021 23:32     Заявить о нарушении
Человек существо с повышенной живучестью, тем более, когда бегает хорошо))
Благодарю за отклик!

Александр Соловьёв 5   09.01.2021 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.