Научные основания криптозоологии

Введение

Современное состояние ноосферы с гносеологических позиций можно легко охарактеризовать, как социопатологию. Перевожу на человеческий. Помимо «ума», или способа мыслить и поступать разумно, знакомого и даже данного почти каждому отдельному человеку,  (ну, многим, во всяком случае),  существует «Ум» или «Разум», выходящий за рамки «черепного мозга» личности. Наш замечательный ученый Вернадский назвал ноосферой новое состояние биосферы Планеты, связанное с разумной преобразовательной деятельностью человека. При этом сразу надул (обманул) миллионы верящих ему, как ученому, граждан, которые и сегодня считают этим разумом некое «коллективное бессознательное». Типа одинаковых эмоций дуреющих на стадионе фанатов, или совместно принимаемые на партсобраниях решения. Вернадский заимствовал этот термин у профессора-математика Эдуарда Леруа, а тот, в свою очередь, ссылается на открытие «ноосферы» своим дружбаном, попом-католиком и при этом палеонтологом Пьером Тейяром де Шарденом (как раз сто лет назад это явление, – Общий Разум, или Ноосфера, ребятишки и открыли). Да вот только первооткрыватели, в отличие от нашего российского (позже, – советского) естествоиспытателя, вкладывали в термин истинный и первичный смысл, подразумевая мыслительную оболочку Планеты НЕ ПРИВЯЗАННУЮ к человеческому индивидууму, напротив, именно разум человека, по их мнению, и сформирован внешним разумом ноосферы, появившейся у Планеты задолго до собственно человека. И некоторые последние тысячелетия именно Планетарный разум определял историю, развитие, прогресс и регресс человеческой деятельности, возникновение племен, народов государств, их взаимодействие, процветание, войны, болезни и смерти…  И сегодня, когда всё Человечество второй раз стоит перед реальной угрозой самоуничтожения (первый раз, это кризис с возможностью самоуничтожения в атомной войне полста лет назад), теперь, - от биологического оружия, преднамеренно примененного несколькими преступными группами, и вышедшего из-под их контроля, существует риск уничтожения как самого человечества, так и ноосферы, долго и тщательно обезображиваемой Человечеством. Поэтому любые изыскания в области понимания  ноосферы, и попытки организовать с ней связь, должны иметь место. Равно как и любые исследования, ведущие к понимания способов мышления ноосферы, ее потенциала и запасов знаний. Ведь понимание этих фундаментальных вещей способно приоткрыть познания  и о том разуме отдельных социумов, который, не входя в ноосферу, выработан именно разумной деятельностью этих человеческих сообществ Планеты.
Не стоит воспринимать это небольшое предисловие к теме как «заумствование», так как без него раскрытие этой самой темы, – темы неизвестного мира живых наших сородичей среди нас в ауре «мифов» и «сказочных персонажей», практически невозможно. И еще один «ученый» (почерпнутый, в общем то, из учебников биологии старой советской школы) постулат. В онтогенезе повторяется филогенез Человека. Не боимся «страшных» слов, - многие сразу поняли о чем я, кто-то сбегал в «Вики», но на самом деле речь о простом: при внутирутробном (в животике у беременной мамы) развитии плода (маленького будущего человечка), этот зародыш последовательно проходит, начиная от простейшего микроорганизма, все формы главных групп животных (насекомых, рыб, млекопитающих), и именно в той последовательности, как они развивались в процессе эволюции животного мира на Планете за всю историю биосферы. Это достаточно уверенно принимаемый именно сегодняшней наукой факт. Наконец, понадобиться еще один научный термин: атавизм. Применительно к человеку это ненужный ему для жизни орган, присущий некогда предкам человека. Вот отсюда можно и начинать разговор о криптозоологии.
Итак, вперед! К разоблачению и раскрытию якобы «тайн», а на самом деле, - к латанию дырок в скудных обносках знаний Человечества!
1.
Не знаю, как в современных, а вот в старых учебниках по всем предметам, я встречался с картинками (иллюстрациями), которые навсегда запали в память и душу. Особенно сильные впечатления производили хорошо иллюстрированные учебники Истории Древнего мира и Средних веков. Уверен, даже те, кто избрал в жизни путь очень удаленный от Истории, иногда вспоминает и древних людей, и средневековые рыцарские латы, увиденные впервые в учебнике. В книжке по биологии меня реально ошеломил вид «Волосатого человека». Я тут с интернета пару картинок качнул, - того, «биологического» не нашел, к сожалению. Но эффект до сих пор – завораживающий. Помню и объяснение учителя: вот эта волосатость на всем теле, делающего человека точной копией некоторых приматов из зоопарка, и есть атавизм. Сработал некий наследственный механизм, так сложились (возможно и мутировали, то-есть,  изменились под воздействием внешних признаков) гены человека, что с детства он стал «шерстеносителем» (Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного, В. Шефнер); еще в 18-19 веках таких «чудных» людей показывали на ярмарках, в цирках, их картинки появлялись в журналах всего мира… А вот теперь представьте себе реальную судьбу такого человека, не попадись он своевременно на глаза тогдашним «пиарщикам» от науки или развлечений. Скорее всего, судьба его была печальна, чаще, – страшна, и очень предсказуема. Такого отличного от других, «созданных по образу и подобию божьему», пассажиров нашей Планеты ждала смерть в большинстве малограмотных, темных социальных групп. А что, кроме смерти, могли получить тогда «уроды»: сиамские близнецы, двуглавые дети, даже просто шестипалые новорожденные? К ним же наверняка относили очень многих «неправильных» детей, включая «шерстеносителей» (ведь избыточный волосяной покров мог проявляться уже в первые месяцы жизни ребенка). Мать такого человечка тут же записывалась в «нечисть», ведьмы и проч, и часто также, как и дитя, получала от соседей страшное наказание. Изощренную казнь. Здесь попробуем отойти от сухих и грустных очевидностей, и немного погрузиться в саму ситуацию, связанную с появлением «отклонения от нормы» (русский вариант названия  романа The Chrysalids Джона Уиндема, 1955 г.). Учитываем только реальные факторы произвольно выбранного социума, - будь это древняя/средневековая деревня, мировоззрение которой формировали в том числе и шаманы/знахари и прочие «просветленные» лица; либо тех же ранних городов, хором вкуривших «опиум для народа»: раннюю, как правило, - максимально агрессивную религию (либо в силу прозилитизма, либо, напротив, – гонений конкурентной религии, способных даже на казнь конкурентов, например, см. Библия и прочее творчество о истории жизни Иисуса Христа). Целью как ранних верований, шаманизма, так и целостных религиозных программ (сейчас бы сказали: «дорожная карта») – была выработка жизненных НОРМ, регламентирующих существование индивидуума в социуме/сообществе. Такая мораль не допускала отклонений от модели «нормы», до нас дошли каноны из многих древних псевдоучений, с единым посылом: существует некий идеал (Бог), по чьему образу и подобию мы созданы. Христианство здесь образец; в ранних верованиях «описание» злых сил, духов, как раз и оперировало этими самыми отклонениями: хвостом, рогами и копытами Черта, зверобогами (подкрадываемся к атавизмам и рудиментам человека) Междуречья и Древнего Египта. Насыщены отклонениями от норм человека Духи, насаждаемые шаманами в песнях и танцах… Это ПЕРВАЯ составляющая «рождения нечисти».
ВТОРОЙ, важнейший фактор явления, - чрезвычайно развитый (до гипер-трофированного) инстинкт материнства. Мы и сегодня видим немало мате-рей, воспитывающих ребенка со сверхтяжелыми заболеваниями, врожден-ными патологиями, порой просто неизлечимыми. Собственно, я о тех детях, которые не столько физиологически, сколько умственно, никак (за исключением гипертрофированного мнения матерей и навязанных слишком недавно норм «гуманизма») людьми не являющимися. Случаи воспитания детей полностью лишенных мыслительной деятельности сегодня не редки. Естественно, что на ТАКОМ фоне незначительные отличия ребенка (те же шесть пальцев, маленький хвостик, третий глазик или сплошной волосяной покров) от других детей для матери,  - фактор пугающий, раздражающий, но никак не делающий ее ребенка ХУЖЕ для мамы, чем любые другие дети… Если бы еще и окружающие понимали материнские чувства! И вот здесь необходимо вспомнить от присущем многим народам и племенам еще одном социальном аспекте, - таинстве чуда рождения. Несколько тысячелетий для большинства сообществ совершенно отдельную роль играли те, кто взял на себя обязанность помогать появлению на свет нового человека; и это ТРЕТИЙ пункт обоснования истины.  Сегодня те профессионалы, что именуются акушерами (особенно высокой категории) в принципе (по человеческим запросам и понятиям) не отличаются от повитух и «родильных бабок» прошлых веков и эпох. Важно, что вместе со знаниями анатомии, течения беременности и техники помощи при родах, повитухи имели еще одно важнейшее умение: хранения тайны родов. Описаны в литературе (и научной в т.ч.) случаи, когда именно повитухи в момент родов принимали решения ценою в человеческую жизнь. Для настоящего исследования, автор полагает важнейшим аспект реальной допустимости сохранения повитухой тайны рождения младенца с явными отклонениями от нормы, что, вкупе с описанным выше материнским инстинктом, в отдельных (допускаю – редких) случаях, позволяло сохранить жизнь тем, кто, по мнению племени или общества, права на жизнь не имеет.
Итак, промежуточный итог: 1) Рождение людей с явными отличиями от «нормальной»  человеческой физиологии, может быть реально обусловлено генетическими сбоями, болезнями, мутациями, возможно, иными, сегодня не вполне изученными ЕСТЕСТВЕННЫМИ причинами. 2) Во все времена социально такие индивидуумы порицались, считались уродами, проявлениями Зла, вплоть до потусторонних демонических сил, и чаще всего, - были обречены на убийство.  3) Тем не менее, в силу защиты дитя с отклонениями его матерью, и сохранением тайны ребенка единственным свидетелем появления на свет, шанс ПОЛУЧИТЬ жизнь у него возникал.
И вот теперь основной вопрос: а что дальше?
2.
А дальше – «жизнь удалась!» В прямом смысле. Разбираем ситуацию по порядку.


Из (предполагаемо) тысяч случаев рождений детей с физиологическими отклонениями, хотя бы в качестве исключений, могли ВЫЖИТЬ те, кто обстоятельствами законов социума обречен на смерть. Первые на моих кнопках ноутбука, - мои братья славяне, вместе с лесными германами и викингами. Преимущественный образ жизни в зоне лесов обусловил их жизнь в зависимости от среды: лесного промысла и подсечно-огневого земледелия. Маркером здесь является понятие «лес», к которому эти люди привязаны, от которого кормятся, и который знают,  как единственную среду обитания. То-есть,  – тщательно знают (Стругацкие, «Улитка на склоне, … «Лес»). Эти люди в большинстве своем проживают коммунами (родами-племенами) в лесных поселениях, окруженных враждебной, пугающей реальностью леса/тайги, при этом обеспечивающей их жизнь. Пропитание, одежду, кров и защиту от внешних вторжений/врагов. У них, ессссно, есть МОРАЛЬ, НОРМЫ, и регламентирующие эти нормы инстанции: шаманы/вожди/старейшины, - те, кого НАДО слушаться, чтобы жить в социуме. Безапеляционно: в замкнутом социуме «уроды» и «отклонения» не нужны: они вредны (возможно, не умея созидать свою долю вклада в общую жизнь сообщества) и опасны (как проявления чуждых сил, - это уже область религии/идеологии/морали). И что? Что должна делать МАТЬ, родившая эксклюзивное существо, - своего ребенка, слегка отличающегося (покрытого шерстью) от других детишек Рода?  В условиях, когда повитухой тайна эта от племени скрыта ДОСТОВЕРНО и НАВСЕГДА, мать попытается защитить дитя, СКРЫВ его от сородичей. И это НОРМАЛЬНЫЙ выход из ситуации, и это реальный шанс выжить «иносуществу» (первый раз употребляю настоящий криптозоологический термин), в окружающих реальных условиях. Предполагаю: мама с ребенком прячется от племени, от чужих глаз: в отдельную избушку в лесу, зимовье, пещеру; возможно (и это тоже норма морали, соответствующая даже современным критериям), ее изоляцию с дитём обеспечивает муж, строит для них уединенное убежище и охраняет его. Создаются условия эксклюзивного (отдельного) воспитания ребенка… Причем, с момента рождения ему задается жесткая программа: твоё выживание напрямую зависит от скрытности от всех двуногих прямостоящих (чужих людей). То-есть, с первых дней детства в младенце воспитывается Маугли, лесной человек, но не в условиях волчьей стаи, а именно в семье! Если при этом отец, сам знающий лес досконально, обучает выживанию в лесу…

Здесь просто необходимо отметить очень важную, и для многих неизвестную, но реально определяющую в настоящем понятии позицию, а именно феномен «лесного человека». Лесной человек (мое видение), это выросший в лесу ребенок профессионального лесопользователя/лесника/егеря и близких к ним людей редкой социальной группы. Живые примеры в Приморье: клан тигроловов Косухиных. С одним из его представителей, Володей, мне несколько раз по работе и вне работы быть в лесу и сидеть за столом на лесном кордоне. Еще один житель с. Каймановка, - Александр Костюк, столь же глубоко лесной человек, и столь же глубоко понимающий лес. Всего мне повезло в жизни встретить и достаточно плотно пообщаться с более чем десятью людьми, чьё мировоззрение, способ жизни, суждения, повадки, если хотите, именно в ЛЕСУ в такой степени отличны от типичного поведения обычных городских, да и сельских жителей, что даже описать трудно. Но это ЕСТЬ. Абсолютно феноменальные, фантастические с обыденной точки зрения, способности могут в лесу продемонстрировать лесные люди. Например, учуять зверя за 100 – 300 метров, и услышать его на таком же расстоянии. По свежему следу определить не только пол, возраст, но и поведение, характер, цели животного. В любую погоду без компаса и даже типичных «примет» типа мха, или ветровых надувов снега под стволами, точно определять и направление движения, и местоположение… Чувствовать изменение погоды за пару суток, достоверно, по виду реки знать, где есть рыба, по наитию (?) чувствовать опасность…  12-ти летний сын моего напарника, - инспектора лесной охраны, выросший на лесном кордоне, при мне ловил проволочной петлей ленков под речным затором так, как это не может показать ни один режиссер ни в одном кино про индейцев или гавайцев с сотней дублей для съемок кадра. Просто и естественно: лежа на бревне над затоном, Коля спокойно глядя в воду, медленно заводил проволочную петлю на рыбу, и потом рывком выкидывал на берег килограммового ленка… Но всё это лирика, а суть в том, что в лесу человек приобретает некие особые свойства, качества, отличающие его от остальных, не лесных людей, и позволяющие ему легко выживать в любых, - для нас экстремальных,  условиях. А теперь складываем два и два: изгой человеческого социума, с резко отличающими его от «нор-мальных» людей физиологическими признаками (та же волосатость, что на фото в приложениях очевидна), и при этом прошедший школу воспитания «лесного» человека, да еще и с детства имеющий закрепленную психическую установку скрываться от людей для выживания, это кто? Леший! То самый. Из сказок, мифов и былин. Только реальный и живой человек, в совершенно экстремальных (с рождения) жизненных обстоятельствах…   

Теперь вопрос о валидности (для простоты – надежности и доказательности) моих рассуждений. Принято считать, что достоверность события, как правило, утверждается кратностью его наблюдения. То есть, если на утренней пробежке по парку десять человек (речь о Приморье) увидели попугая, то вероятность существования этого попугая очень велика, - ну, просто улетел из чьей-то клетки. И это не повод говорить, что в приморских парках обитают попугаи. Абсолютно (диаметрально) противоположная картина в подтверждении существования Лешего; ведь именно СКРЫТНОСТЬ одно из его главных качеств! И здесь никак не уместно считать случаи наблюдения его в дикой Природе и встречи с человеком. Отсюда, - доказательность того, что суммарные обоснования реальной жизни Леших являются необходимыми и достаточными. Теперь совсем по существу: отчего так легко и свободно я излагаю заявленную тему. Да только потому, что сам встретился с Лешим. Учитывая, что на данной интернет-платформе я без году неделя, нигде ранее серьезно об этом не заикался, и не имел целей глубокого изучения и понимания темы, в данном случае прямым свидетельством моих слов является небольшая поэма-сказ, написанная более 3 лет назад и подробно описывающая эту встречу. Вот ссылка: https://stihi.ru/2017/03/20/5589 . А вот дополнения к истории встречи с этим существом. После моего спасения и. естественно, моего полного рассказа о том, что было (включая показания под протокол местного участкового), мы в составе 5 человек (кроме меня – офицер Зоны, участковый и два местных егеря), прошли по следам моего маршрута до места встречи с Лешим. Обнаружив кострище ночлега, дальше я вывел «экспедицию» на край болота, которое смог форсировать, и показал на остров в 170-200 метрах, откуда меня забрали вертолетчики. Все ПОЛНОСТЬЮ подтверждалось за одной малостью: ни на одном дереве на расстоянии более 5 км, не было ни одной ЗАРУБКИ, указанных мне Лешим, по которым я и нашел «свой остров». При этом мы ТОЧНО пришли к месту. Для тех кто понимает: многое можно изменить, но уничтожить зарубки на деревьях не представляется возможным ни при каких обстоятельствах; равно как и уничтожить бесследно деревья с этими зарубами на расстоянии несколько км. Для меня существование Леших очевидно и бесспорно; кроме того, сегодня я убежден, что нет никаких объективных причин считать, что их существование фантастично, выдумано и не реально. Да они редки. Рантше, наверняка, - встречались куда чаще… Именно поэтому столь распространен образ Лешего в фольклоре и преданиях. Но как раз поэтому, он может стать одной из определяющих, объективно и реально существующих центральных фигур криптозоологии.


Полагаю, столь же очевидные доказательства иных, доселе достаточно скрытых, но столь же объективно существующих персоналий «другого мира», я смогу описать в продолжении. На очереди  - Домовой, но это следующая неделя.

3. Домовой.
Изо всех криптозоологических объектов это самая распространенная личность. Сразу пропущу те доказательства существования Домовых, что описаны в первой части работы. Т.е., необходимость скрываться от «чужих» глаз и обязательные «отклонения от личности», в смысле, - диктуемые Природой отличия от «обычных» людей. Та же повышенная волосатость, возможно, - необычные формы ушей, носа, других признаков (включая шестипалость, например, фото которой из РЕАЛЬНОЙ биологии, медицины, приведены в части 2 повествования). Для автора сущностным является вопрос появления Домового в Доме. Я отчетливо понимаю, что в простой русской избе 4х6 метров с печью и без дополнительных скрывающих «ино»-жителя мест, Домовому очень трудно, - невозможно находиться. Как и в кирпичной, или панельной многоэтажке. При этом я точно знаю (просто на примере моей семьи), что существует КУЛЬТ «подкармливания», уважения к Домовому. Безо всяких к тому оснований, моя жена раскладывает крнфетки в труднодоступных местах (на кухонном гарнитуре, под диванами и кроватями); с той же целью: «заластить Домового», - кидаются по дому мелкие денежки. Дак если б только у меня! Я, аккуратно расспрашивая, убедился, что это практикуется в четырех семьях из десяти опрошенных мной друзей! Друзья! Это ОЧЕНЬ МНОГО! Гораздо больше исполняющих «веру в Христа» регулярными (по церковным праздникам) походами в Церковь! Не могу же я СПЛОШЬ подозревать своих друзей и знакомых в оккультизме, вере в духов, идолопоклонничестве и магии! Но это ведь ЕСТЬ!!! И что? Откуда берется?
А оттуда и берется! Наш российский (украинский и белорусский) До-мовой этимологически очень близок к Призраку, Приведению романского и англо-саксонского общества. Ведь основное на английском, итальянском, немецком языках определение Призрака, Приведения это - Ghost; читаем по русски: Гость! Правда, написание того же термина в романской группе (беру английский за основу) - the guest. Но, друзья! Это же ОДНО И ТО ЖЕ СЛОВО!!! По звучанию, по речи, чем СЛОВО и является в основе! И пофигу что в веках некие умники звучание (обозначение конкретного субъекта/явления/события) написали РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ! Суть остаеться сутью: призрак, приведение не отделимо от МЕСТА, куда (где) оно проявляется. А ГДЕ оно проявляется??? Да конечно же, в ДОМЕ! Перелопачиваем ВСЮ литературу, и понимаем, что с Приведениями бывает Дом! Или,  наоборот, уже по-русски, то что там (за бугром) считают незваным «гостем», это наш обычный, родной и близкий Домовой! Приходящий нежданно-негаданно в гости Дядька (часто и Тетька) якобы из «параллельного мира, из страны наших фантазий, которому в научном пантеоне просто нет места. Не, ребята «учёные», есть место! Огромное, тысячи раз описанное, безусловное и доказуемое! Здесь просто надо внимательно и тщательно разобраться с понятием «Дом».
Ясно каждому, что найти место, где тебя не заметят, например, в сов-деповской гостинке в 16 квадратных метров, не просто сложно, но и проблематично. Даже у любовника, в неподходящий час спрятавшегося в несвоевременный приход мужа с работы, из-под дивана будут выступать на полкомнаты (если реально, - хороший любовник), некоторые части организма. Что уж говорить о ЦЕЛОМ персонаже! И совсем другую историю вам могут предложить в Тауэре, Домском Соборе, или просто в комедии «Призрак Замка Моррисвиль». Вот в этом все и дело! Домовой, это то конкретное ЖИВОЕ лицо, которое в силу внешних обстоятельств (уродство, отличие от себе подобных), вынужденно СКРЫТ (или скрывается) в достаточно больших домах: Замках, Хоромах, Кремлях (на Руси Кремлями назывались городские Крепости, и есть они не только в Москве, но и в Новгороде, Пскове, десятках других городов страны; само собой, не таких великих и известных, но достаточных для укрытия не одного, а сотни желающих!). Но как же из таких Замков перекочевал Домовой в каждую Избу и даже городскую квартиру? Да легко и просто, как нынче говорят: виртуально!. Т.е. реальные Домовые, проживавшие бок обок с людьми в замках и проч. тысячи лет, стали банальным СИМВОЛОМ, скрытым атрибутом жизни, хотя реально в квартирах они никогда не появлялись. Есть ли Домовые сегодня? Да! Безусловно есть. Потому что и сегодня не все мы живем в сорока квадратах панельных домов. Мне рассказывали о Домовых, живущих в сталинских бараках, обреченных на снос в Находке, совсем уж чудную историю я услышал от работника базы утилизации ядерных отходов атомных подводных лодок в Дунае (это рядом с базой утилизации атомных бридеров в Чажме). Производя там топографическую съемку (а без проводника в «красной» зоне запрещается ходить), я подошел к достаточно большому зданию (45 на 18 метров с кровлей до 12 метров над землей). Мой проводник спросил, надо ли мне заходить внутрь? «Само собой, я должен описать здание и снутри и снаружи, так в техзадании написано!» - «Я тогда тут постою. Там нет фонящих (радиоактивных) зон. Заходи и снимай. Только когда с людьми встретишься, не трогай их и не разговаривай». Закурил и отошел. Ну, мне такого предупреждения хватило для двух умозаключений: 1) У моего проводника, возможно, конкретно «протекает крыша»; 2) А вдруг там чо реально не так? Вот встречу я там кого, в пустом и огромном амбаре, где и следов людей быть не должно? Делать то ЧТО?
Сразу говорю: не встретил никого. Однако, очень корректно и аккуратно расспрашивая ДРУГИХ сотрудников (включая офицеров безопасности в неплохих чинах), убедился, что многие видели посторонних (а как могут увидеть ПОСТОРОННИХ офицеры ФСБ, получающие зарплату за то, чтобы посторонних здесь не было?) людей в этом конкретно здании и вообще на объекте. Тогда я списал это на мозговые девиации от долгой службы в условиях повышенной радиации. Сегодня отношусь к этому иначе.
Да. Рост городов. Урбанизация и связанная с ней минимизация жилья очень сильно сокращает возможные местообитания домовых. Трудно. практически невозможно им находиться в перенаселенных кварталах, в многоквартирных домах, в современных «человейниках», где и простым жителям нехватает жизненного пространства для комфортного обитания. Но, слава Богу, есть еще на Планете места и дома, где домовые, - изгои нашего человеческого (и совсем не лучшего)  рода, еще живы, полноценно обитают, и дарят нам свои (их образом жизни обеспеченные и отличные от общепринятых) знания, навыки, нормы и привычки.  Если вы живете в реально большом, комфортном, может, - 2-3 этажном домике, и встречаете признаки существования рядом с вами другого, неизвестного вам жителя, не спешите вызывать полицию или обращаться к своему психиатру; - возможно, рядом с вами обитает доброе, нежное и святое, обделенное вниманием существо, - Домовой,  ровно такой же житель нашей Планеты, как и мы.

4.
РУСАЛКА

Ладно Домовые, Лешие и прочие реальные (хотя и скрытно) обитаю-щие рядом с нами «пассажиры» нашей Планеты, коих самоуверенные «знатоки»-ученые сделали частью якобы фантастической «вселенной», и вставили в качестве объектов рассмотрения в якобы «псевдонауку» - криптозоологию. С ними всё просто и ясно, милые и тесно (неразрывно) живущие с Природой наши сородичи, кто напрочь отказался от заумных  «законов» дурацкого человечьего общежития, давно утратившего связь с реальностью в выдуманных картинах «науки», «права», религии и другой явно надуманной и не имеющей отношения к Природе глупости. Хоть и медленно, прозрение приходит к людям, и, надеюсь, скоро, уже в этом столетии нам, неразумным, откроются двери в «Заповедник Гоблинов», люди (уже в который раз за десяток последних тысячелетий) вновь поймут своё предназначение, цель существования, неотрывные от целей и предназначения Природы Планеты, и, объединенные этой Планетарной целью, вернутся из руин и тупиковых троп «цивилизации», на открытый и светлый путь в Космическое Будущее. Вернутся в лоно Планеты, осознав себя, наконец, Детьми Её, ровно такими же как Духи и другие представители «малого народа» истинных Детей Природы.
С этим всё просто. Но,  реконструируя Пантеон наших тайных сородичей, сегодня нам предстоит столкнуться теперь уже с совсем ИНЫМИ реальными, и, в нашем ограниченном понимании, самыми сказочными персонажами, которые помогут в переосмыслении нашей собственной Истории, столько раз переписанной глупцами в корыстных целях, что приоткрывать Истину приходится по самым мельчайшим и удивительным артефактам Знаний. Именно к этим героям криптозоологии относятся водные и воздушные существа нашего Мира.
И, прежде чем взмыть в Небеса вместе с Сирином, Алконостом, Грифом и Гамаюном в поисках Жар-птицы, опустимся в водную прохладу для встречи с Русалками.

Итак, Русалка, - по общепринятому заблуждению, - «в древних народных поверьях — живущее в воде сказочное существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом», почти слово в слово определяют термин словари Ушакова и Ожегова, при этом, ничтоже сумнящеся, уточняют происхождение Русалок, как банальных утопленниц. Когда глупость внедрена в сознание ее носителей давно и глубоко, осознание ее должно быть постепенным, доказательным и упорядоченным. Вот по порядку и не спеша начнем, и, как положено, с самого главного во внешности любой типичной Русалки, - с ее рыбьего хвоста.
Откуда же у Русалок вырос хвост? И, главное, когда? Ведь достоверно известно, запечатлено в тысячах исторических культурных источниках, что у Русалок хвоста не было! Ну вот просто начнем с того же нашего, понимаешь, великого Александра так сказать Сергеевича Пушкина, Русалка которого за любимое времяпрепровождение считала сидение на ветвях Дуба Зеленого у Лукоморья… Как Русалки по деревьям лазали? Это ведь и в простых ластах проблематично, а уж с рыбьим хвостом вместо ног… Вот целый набор живописных произведений от 18 до конца 19 века: огромные полчища Русалок совсем рядом с нами, и все без хвостов. И с чем же это связано? А с тем, что авторы произведений, запечатлевшие либо собственные встречи с Русалками, либо достоверные рассказы знакомых не смотрели по теликам ни «Подводной братвы», ни даже мультиков «Русалочка»… Вот тут уже приоткрывается «ларчик» одного из моментов обще-принятого заблуждения: именно глупость и нечистоплотность первого и следующего за ним (а, возможно, некоторое тупоумие или некомпетент-ность в языкознании)  переводчика (переводчиков) знаменитой сказки Ганса Христиана нашего Андерсена, о подводной трагедии маленькой героини, породило устойчивый стереотип Русалки, как полурыбы, получеловека. Да только ведь в оригинале замечательное повествование на датском (языке великого сказочника) звучит как Den Lille Havfrue, в дословном переводе — «Маленькая морская дева». Дечонка-морячка, по-русски. Никакая она не Русалка! Увы! Сплошное нарастание глупости, переходящей в безумие, - одна из главных черт ХХ века, переворачивающего Мир с ног на голову! Так сказать, - сплошной и повальный «материализм», в котором корнем определенно является не Слово, а просто мат…Никогда, никак и нигде жизнь наших Русалок с морем не была связана. Золотые рыбы, Морские цари и прочая живность в приморских сказаниях присутствует, но все они куда меньшая нам родня, и существование их куда менее вероятно, чем наших родных и почти «домашних» Русалок.
Еще более странной кажется мне жизнь Русалок «в воде». Да, время-провождение, - сколько угодно. Но полноценная человеческая жизнь? И уж совсем невероятным становится образ утонувшей, но при этом успешно продолжающей жить девчонке. Ну, неприятно, даже в представлениях, думать, что вот утонула бедолага, в омуте или в речке, а после того, как ее немного объели рыбки, раки и прочая водная живность, включая жуков-плавунцов и самых разных червей, «очухалась», и, превратившись в прекрасную Деву, приступила к активному образу жизни: хороводы водить, венки плести и на досуге участвовать в соревнованиях по дайвингу… Периодически вовлекая в свои развлечения сухопутных недотёп. Жить У ВОДЫ, вот это ближе к истине. Причем именно в живом виде, а не в качестве заблудившихся зомби из далекой жаркой Африки. Именно так и живут Русалки.
Откуда же столько мистики, суеверий, поверий вокруг Русалок? Ведь в их честь даже праздники устраивали наши предки, а в календарях былых времен были в рамочку взяты даты, в которые опасно и вредно посещать места обитания русалок. Например, в «Русалии», в дни воскресения Святых Отцов перед Троицей (прикочевавшей к нам из Земли Обетованной, где Русалки не только никогда не водились, но и считали эти засушливые места просто каторгой), и подменившей предавшим Имя Рода аборигенам-язычникам  Праздник Прихода Весны, категорически не приветствовались походы на болота, к озерам,  и долгие предзакатные катания в челноках влюбленных пар.
Однозначно можно судить о возникновении суеверий, опираясь на багаж… современных открытий той же медицины, биологии и анатомии человека.
Сейчас, вспомнив содержание предыдущих разделов настоящего труда, вдумчивый читатель уже занимается вопросом: «Если с отклонениями от «нормы», типа излишней волосатости, хвостатости и лишних пальцев, которые, возможно перевели часть людей в сообщество Леших или Домовых, можно согласиться, то какие анатомические отклонения могли бы родить в воображении темных людей – Русалок?» Да очень простые отклонения! – с удовольствием отвечает автор. Легким нажатием кнопки (еще одна болезнь современности, в Будущем гарантирующее появление нового представителя криптозоологии, типа Кнопочный или Кнопочник) на клаве отыскиваем в бреднях дебрях Интернета красивое слово   СИНДАКТИЛИЯ, весьма распространенное заболевание, прямой перевод названия с латыни – общие пальцы. А, по-русски и понятно: атавизм (определение термина в начальных главах), выраженный наличием перепонок между пальцев рук или ног, а иногда, - и там, и там. В описании болезни любопытный читатель найдет и массу причин ее появления (включая такую «редкую», как алкоголизм родителей), и то, что врачи на ранних стадиях жизни ребенка легко ее лечат (но это нынче, в 21 веке, не представляю такой легкости 200 – 500 лет назад!) И то, что это часто встречаемое заболевание (по регионам и периодам, – 1 ребенок на тысячу, а это гигантская величина!).
Возвращаемся к методу исторической реконструкции: что должны были делать родители ребенка, увидев такие «чудовищные, дьявольские отклонения»  у своего чада? Какова судьба такого выходца из дикой древней или средневековой деревни? К гадалке ходить не надо, тем более, что способ «решения вопроса» с легкой руки того же нашего замечательного Александра-свет Пушкина, им описан применительно аж к царской семье: получив из дома подложную весточку о наследнике: «Родила царица в ночь / Не то сына, не то дочь;/ Не мышонка, не лягушку, / А неведому зверюшку», царь Салтан моментально отреагировал сообразно моменту: «Царицу и приплод в бочку и за борт!» В смысл: в бездну вод. И это первое объективно-историческое свидетельство возможности «появления» Русалок. Более низкие сословия в массе решали этот вопрос аналогично.
А ведь есть еще один любопытный исторический факт, которого из памяти не вытравить… В оные времена на Руси было очень странная традиция наказания Ведьм (им посвящу отдельную главку). Для тех, кто не в теме: просто считаем, что речь о злых Колдуньях (хотя разница между этими категориями исторических  и современных персонажей примерно такая, как между, соответственно, «Bugatti» супруги Трампа и «Ладой-Калиной»  колхозника Парфеныча). Так вот, выявленная в поселении наших предков Ведьма сначала определялась, (чтобы не загубить невинную душу), а потом уже казнилась. Определяли ведьму просто: поместив в плотный холщовый мешок,  подгрузив его валунами и тщательно завязав, наказуемую опускали в ближайший водоем (или реку). Честный человек при этом тонул, а вот ведьма – выплывала. Лишь после этого, выловив из воды (если еще сумели!),  ее предстояло сжечь на костре… Само собой, версии как об утопленницах – невинных девах, так и ускользнувших от «добрых селян» ведьмах в дальнейшем интерпретировались в сказания о последующей жизни испытуемых в качестве Русалок. 
Но вот теперь, к главному. Займемся палео-географической  реконст-рукцией появления Русалок. И легко убедимся в том, что их появление прямо связано с расселением наших древних предков. Очень абстрактно современные историки описывают место появления  наших предтеч. В грубом приближении (здесь без исторической лингвистики не обойтись), предположим, что сохранившиеся названия древних славянских племен могут содержать сведения о их местообитаниях. Поляне – в полях. Древляне – в лесах. А вот русы – где?
Русами нас издревле называли арабы (вспомнили, кто такие, - только чере «п», и сразу в голове Петр Великий со своим слугой – арапом, или просто «рабы»). Оч почтительное название, но этимология откуда? На-прочь и сходу отвергаю все связанное с «русыми», - это опять с головы на ноги: именно от блондинистости предков – русов и возник вариант «русых» волос. А дальше простая дешифровка: всякие испанцы, итальянцы и прочие французы нас называли «норманнами», ныряем в гости к самым главным норманнам, исландцам, и от них узнаем, слово «Рус» у них обозначало судоводителей, гребцов, т.е. навсегда связывало наших предков с водой (не факт, что с морской, бо они сами именно моряки). Еще забавнее: в уже цитированном выше достоверном словаре Даля термин «рус» трактуется как речное чудовище Днепровских (там язык уже и до Киева довёл!) порогов. И сколько еще отсюда как до наших абсолютно реальных исторических предков, и их верных подруг – Русалок? Вот и встало в строчку: Поляне на полях, Древляне в лесах, а речные просторы есть обиталище Русов и Русалок. И снимаются тут же все недоумения в общем происхождении однокоренных слов Русалка и Русло. Тот же Даль, Владимир Иваныч: «Русло …ток, поток, ручей, струя, теча, всякий поток жидкости, особ. по впадине, желобу; | вся ширина и длина теченья реки, не в разлив, а в межень; речное корыто, ложе. Куда река пошла, туда и русло будет (там и вода будет). | Желоб или труба, из коей вода падает на мельнич-ное колесо, стрежень; вообще приводы и притоки водоема. | Молочные притоки, молокопроводы в коровьем и другом вымени. Как спадет река, так русло и обозначится, а теперь она лугами идет. Ключи с места пошли на три русла, потока. Тут русла проведены трубами, под землей. Держи, правь руслом! В кваснике надо русла прибавить, квас подпруживает. Русловые берега. Русленый квас, чистый, зорный, цеженый, пропущенный в русло через колосники, солому, или чрез русленик, редно, рединку, цедилку, подкладываемую на квасные колосники, также на русло (корыто), при спуске пива, накорытник. | Русленик, названье квасодела, квасника. Руслистая, руслявая корова. Руслиться, течь током, стремиться ручьем. Руслина ж. русло, быстрина, стрежень, вынос»…
Конечно, применительно к жителям водоемов можно вспомнить еще десятки фольклорных персонажей, наяд и сирен, водяных и мавок, - у них совсем разные судьбы, происхождения, циклы жизнедеятельности и степень достоверности существования. Но Русалки, как они есть, в чистом виде реально существующие персонажи нашей Природы, что и позволяет смело относить изучающую их криптозоологию к пантеону вовсе не «псевдо», а самых обычных и настоящих наук.
Наконец, о современных Русалках. Ночью на болотах (и бывать и ночевать приходилось) никого подобного встретить не удалось, хотя, честно. В очень долгих экспедициях девчонки снились. Зато в абсолютно достоверных условиях была такая встреча:
В 1995 году, на службе в Комаровском заповеднике, в самом начале лета принимал гостей на днюху (1-го Июня). Мой сокурсник, замечательный владивостокский художник Юрка Дочевой (у него День рождения тоже в этот день), приехал с подругой. Светка оказалась любительницей купаться. Сразу отмечу, даже в самые теплые августовские дни температура воды в рядом текущей Верхней Майхе (Артемовке) не превышает 11 градусов. В июне она не превышает девяти. Тем не менее, за праздничным столом света высказала пожелание окунуться (под ближайшей скалой была огромных размеров и приличной глубины речная заводь, куда, переодевшись плавчиха и направилась. Среди гостей тогда оказалось пара прошедших Крым и Рым военных, один летный генерал средних лет, а второй настоящий полковник- разведчик. Естественно, они, как истинные офицеры, подорвались проводить Светку, «да и искупнуться, заодно». Мы увязались хором за компанией. А дальше было так. Света, раздевшись до купальника, вошла в воду и уверенно и с наслаждением поплыла через заводь. Два воина, приметив на пляже огромный валун, быстро разоблачились и на «раз-два-три» нырнули. Но не вынырнули: вылетели из воды именно так, как в программах про Антарктиду показывают вылетающих метров на десять из воды пингвинов. Только орали два солдата при этом, как изюбрь во время гона, нк глядя под ноги летящий по полям и случайно зацепивший гениталиями колючую проволоку ограды… В общем, русалку своими глазами я видел. Думаю, среди нас их достаточное количество, только вот мы не замечаем это. Не доходят до головного мозга реальные внешние сигналы, пропускаем в жизни самое интересное.
Продолжение, - после Старого Нового Года, всех с Рождеством!


Рецензии