Эту победу будут помнить

Один из самых невероятных камбэков в истории Олимпиад. До сих пор бросает в дрожь!

На Дмитрия Мусэрского после финального матча по волейболу на Олимпиаде в Лондоне было больно смотреть. «Пожалуйста, я не могу больше стоять», — сказал он журналистам, которые продолжали задавать вопросы. Внешний вид российского волейболиста говорил о том, что в любую секунду он может упасть от чудовищной усталости. Дмитрий тогда не понимал, что же на самом деле произошло в том невероятном финале и как это изменило его жизнь раз и навсегда.

32 года ожидания
Олимпиада в Лондоне проходила в целом неплохо для сборной России. Но очень хотелось какой-то большой победы, о которой потом будут вспоминать поколения людей. Мужская сборная России по волейболу никогда в своей истории не побеждала на Олимпиаде. Последний успех пришёлся на Олимпиаду-80 в Москве. С тех пор прошло 32 года до того самого финала, в котором россиянам противостояла Бразилия — абсолютно непобедимая на тот момент сборная. Та сборная Бразилия по волейболу была так же непобедима, как сейчас российские фигуристки, как «Ливерпуль» в АПЛ, как Льюис Хэмилтон в Формуле-1, как Йоханнес Бё в биатлоне, как Александр Петров в кино. Перед Олимпиадой в Лондоне бразильцы выиграли три чемпионата мира подряд, а на групповом этапе победили Россию со счётом 3:0. И всё шло к тому, что история повторится в финале…

Весь зал болел против России
Помимо сильнейшей сборной планеты российским волейболистам в решающем матче противостоял полный зал болельщиков. Конечно, были там и островки с россиянами с флагами, которые как могли поддерживали команду. Но основная часть стадиона болела за Бразилию. Местные британцы, конечно же, сделали свой выбор не в пользу ненавистных россиян. Политика уже тогда определяла симпатии людей на Западе. Каждое выигранное очко бразильцев встречалось рёвом трибун. Каждая подача россиян — оглушительным свистом. И наши парни поначалу дрогнули. Не получалось вообще ничего. У железного Максима Михайлова не летела подача, не удавалось завершение атак. А если у единственного диагонального не пошла игра, шансов на успех становится многократно меньше. Подопечные главного тренера Владимира Алекно и проиграли первую партию со счётом 19:25. А могли бы уступить и с более крупным счётом. В начале второго сета опытнейший Сергей Тетюхин полетел спасать безнадёжный мяч и влетел в Алексея Обмочаева. Оба едва не получили травмы. А вот бразильцы летали по площадке птицами, спасали всё, что только можно было. Россияне спорили с арбитром, нервничали и, кажется, не очень понимали, что нужно делать. Но почему-то многие российские болельщики всё равно не хотели выключать телевизор. Я потом узнавал у своих друзей и знакомых, и многие из них сказали, что верили в чудо. Хотя и не могли объяснить почему. Какая-то совершенно особенная энергетика была у того матча. Такая, что от воспоминаний до сих пор бросает в дрожь!

Гениальное решение Алекно
После второго сета, который тоже был проигран почти без шансов, камера выхватила лицо Алекно, который сначала растерянно посмотрел куда-то в потолок, а потом вернул уже собранный взгляд на площадку. В тот ли момент он решил сделать тот гениальный ход, перевернувший игру, он и сам вряд ли вспомнит. Уже спустя некоторое время после финала Алекно предположил, что, если бы этот план не сработал, его бы «закатали в асфальт». Так что же он сделал? Главный тренер сборной России перевёл гиганта Дмитрия Мусэрского на непривычную ему позицию диагонального, а Максима Михайлова, у которого не шла игра, в доигровщики. План сработал не сразу. Нашим волейболистам приходилось догонять. И они догнали! А то, что происходило дальше, навсегда войдёт в историю.

Лучшая концовка сета в истории?
Концовка третьего сета были если не лучшей, то одной из лучших в истории волейбола. У Бразилии было несколько матчболов, напряжение достигло предела. Каждый розыгрыш мог стать для России последним на этой Олимпиаде. Но наши ребята каждый раз спасались. При счёте 27:27 случился момент, который запомнится надолго. В одном розыгрыше Мусэрский атаковал четыре раза подряд. Четыре! В трёх случаях бразильцы героически вытаскивали мячи в защите, но на четвёртый не справились. Мусэрский упал в объятия Александра Волкова. В буквально смысле, потому что настолько устал, что держаться на ногах был уже не в состоянии. Россияне выиграли тот сет со счётом 29:27, но за Мусэрского было страшно. Выдержит ли наш великан такую чудовищную нагрузку?

Самые грустные бразильцы на планете
Дмитрий выдержал! Более того, стал ещё более неудержимым в четвёртом сете. Бразильцы были абсолютно потеряны. Главный тренер Бернардиньо выглядел так, как будто уже всё понял… При счёте 16:12 в четвёртом сете на трибунах раздалось громкое «Молодцы!». Впервые за матч наши болельщики смогли перекричать многотысячный зал, болевший против России. Потому что тысячи британцев застыли в шоке. После этого сомнений не было — победу не упустим. В пятой партии подопечные Алекно просто разорвали Бразилию на кусочки — 15:9. Без шансов, без вариантов. На бразильцев было больно смотреть. На тот момент это были точно самые грустные бразильцы на планете. Многие из них после того финала объявили о завершении карьеры — Жиба, Рикардо, Родриган, Сержио. Но для всей России это было уже абсолютно не важно. Страна впервые за долгое время испытала эмоции, которые сравнимы разве что с победой хоккейной сборной на чемпионате мира в Квебеке в 2008 году и четвертьфиналом Евро-2008 против Нидерландов. Что характерно, в том финале сыграли абсолютно все волейболисты, которые были в заявке. Невероятное дело для волейбола. Великая была команда. Великая получилась победа!

...Сидевший неподалеку от нас в насквозь промокшей рубашке седой маститый коллега сдерживал слезы и повторял: "Дожил! Дожил!" Мужчина в бразильской футболке уважительно поднял большой палец: "Браво! Поздравляю - у вас великая команда".
Тем временем великая команда пыталась качать своего рулевого - Владимира Алекно. Прямо скажем, над сеткой наставник, в отличие от подопечных образца четвертого и пятого сетов, не воспарял. Что ж, хорошего тренера, как и хорошего человека, должно быть много...

На послематчевую пресс-конференцию Алекно, сумевший своими решениями сломать ход провально складывающегося матча, к сожалению, не пришел. Причина, озвученная организаторами, - головная боль. Что ж, по ходу финального поединка ему действительно пришлось серьезно поломать голову.

Зато игроки с журналистами общались долго. Правда, дожидаться триумфаторов пришлось еще дольше - до окончания долгой и откровенно скучной церемонии награждения.

Только вчера мы поняли, что означает "оставить все силы на площадке". Если после очередного матча эти слова вы услышите от улыбчивых, бодрых людей - не верьте им. Они врут. А вот Дмитрий Мусэрский не врал. Лучший игрок финала, наколотивший 31 очко, едва держался на ногах. Вся его энергия, вся разудалая русская удаль и мощь - все ушло, все осталось там, где были терафлекс, сетка и бразильцы. По глазам Мусэрского читалось: больше всего на свете он хочет просто лечь и заснуть. Прямо тут, посреди смешанной зоны...

- Пожалуйста, я уже не могу стоять... - почти взмолился он, обращаясь к иностранным журналистам. Но те продолжали пытать героя.
- Вы провели блестящий матч. Чувствовали сегодня особую ответственность?
- Я 15 лет мечтал о победе на Олимпиаде. И сыграть в финале по-другому просто не мог.
- Что скажете о сопернике?
- Бразильцы не показали абсолютно ничего нового. Мы знали стратегию против них. Прекрасно понимали, что и как надо делать. Все, что требовалось, - обрести себя. В первых двух партиях почему-то не получалось. И Бразилия тут ни при чем.

...Мусэрского отпустили. Он двинулся дальше, к россиянам. Сделал глубокий вдох, словно собирая из закоулков своего гигантского организма последние остатки сил. Оперся на стальное ограждение. Сгорбился. Стал меньше, чем он есть на самом деле, раза в два...
- Алекно в середине поединка перевел вас на позицию диагонального. Именно это решение переломило ход матча. согласны?

- Бразильцы не знают мои сильные и слабые стороны, когда я играю в амплуа диагонального. Первое время они не понимали, чего от меня в этой роли ждать. А когда кое-как подстроились, мы уже поймали кураж. И нас было не остановить.
- Что у нашей сборной сегодня получилось, а что нет?
- Да все получилось! Мы поддерживаем друг друга всегда - не важно, в победах или в поражениях. Мы вместе. Одна команда, одна семья. А после встречи с американцами, где тоже победили, уступая 0:2 по партиям, окончательно поверили в свои силы. И поняли, что в обиду себя никому не дадим.
- Враждебно настроенный зал раздражал?
- Атмосфера абсолютно никак не влияет на игру. Наоборот, подстегивает. Хочется всем доказать, что мы самые сильные.
- Знаете, что вас признали лучшим игроком финала?
- Нет, - чуть слышно ответил Мусэрский. Потом добавил шепотом: - Простите, я больше не могу...
218-сантиметровый гигант покачнулся, чудом удержался от того, чтобы не упасть на ограду. И пошел прочь. Медленно-медленно, тяжелыми шагами. Каждый шаг - на вес золота.

Связующий Сергей Гранкин эмоционально рубил рукой воздух:
- Мы с самого начала игры верили, что можем победить. И верили до конца, даже когда проигрывали 0:2 по партиям. И это нам помогло в третьем сете. Именно эта вера помогает выигрывать последние, решающие мячи. В результате мы доказали, что являемся лучшими в мире. Думаю, теперь ни у кого нет к нам никаких претензий.
- О чем думали, когда Алекно вас заменил?
- Если тренер так решил - значит, так было нужно команде. Я готов был в любую секунду вернуться в игру.
- Какой момент матча стал ключевым?
- Концовка третьей партии, однозначно. В первых двух сетах мы все играли не очень хорошо. Нестыковки какие-то, мандраж... Мы понимали, что нам победа нужна гораздо больше, чем бразильцам. Они-то олимпийское золото уже брали. Ну, а потом волнение ушло. После того как дожали третью партию, нам было все равно, кто находится с другой стороны сетки. Бразильцы, не бразильцы... Мы уже кого угодно могли разорвать.
- Нашей команде пришлось дважды праздновать победу - первый из выигранных матчболов судья отменил...
- В тот момент нам, если честно, было уже все равно. Ясно, что победу мы не отдали бы в любом случае. Ну не взяли этот розыгрыш, что такого. Знали, что следующий мяч забьем. Так и получилось.
- За всю олимпийскую историю всего вторая наша команда по игровым видам спорта добилась золотых медалей.
- Конечно, мы об этом знали. Как и о том, что никто из игровиков здесь, в Лондоне, не попал в финал. Хотелось отомстить всем, за все и сразу. И за ребят из других видов спорта, и за всю страну.
- Кому посвящаете победу?
- Жене, родным...

- Пока не чувствую, что я олимпийский чемпион, - признался блокирующий Александр Волков. - Наверное, мы все поймем это позже. В Лондоне у нас собрался оптимальный, очень сильный состав. Это был наш шанс. И мы им воспользовались!
- Решающую роль в том, что удалось спасти матч, сыграл перевод Мусэрского на позицию диагонального, верно?
- Бразильцы нас в первых двух сетах убивали! Чтобы выжить, надо было что-то срочно менять. Что и сделал Алекно. Огромное ему спасибо! У нас появилась хорошая атака на "четверке" и "двойке". Стали справляться на блоке и на приеме. Когда тебя прижимают к стенке, отступать уже некуда - только вперед!
- В концовке тай-брейка вы уже начали праздновать победу, но судья отдал очко бразильцам. Пришлось дальше играть. Ваши чувства в тот момент?
- "Победили? Победили! Ай, нет... Еще раз попробуем... Вторая попытка". В том эпизоде заступ был неполный. То есть ошибся рефери. Во время Олимпийских игр так судить нельзя!

Душой команды на этих Играх был либеро Алексей Обмочаев. Правда, свою медаль ему придется, видимо, пилить пополам - чтобы частичка олимпийского золота досталась и красавице супруге Наталье, покинувшей олимпийский турнир на стадии четвертьфинала.
- Жена первой позвонила с поздравлениями, да только я половину не понял из того, что она говорила. - рассказывая, Обмочаев задыхался от радости. - Наташа рыдала от счастья! А потом сразу набрал матери.
- Кому посвящаете победу?
- Конечно, родным. Спасибо матери и отцу, благодаря которым я появился на свет. А также моему первому тренеру.
- А первую свою турнирную победу помните?
- Конечно. Дело было в Кисловодске. Я выиграл чемпионат Ставропольского края.
- Когда-то чемпион края, теперь вы победитель Олимпиады. Чувствуете, что стали великим?
- Нет, и, наверное, никогда не почувствую. Воспитание не позволит.
- Как удалось спасти, казалось бы, безнадежно проигранный матч?
- Шанс есть всегда, и мы им воспользовались. Хотя матч и правда сумасшедший, до сих пор не верю! Мы даже не думали во время встречи о том, что сражаемся с Бразилией, которой недавно уступили. Просто очень хотелось выиграть. Еще и тренер сделал неожиданные замены - поменял амплуа Мусэрского и Михайлова. Все ребята молодцы, я им очень благодарен за колоссальную работу! Все показали, что мы - Россия! Мы - мужики!
- Как мужики праздновать собираются?
- Информация строго засекречена!
- Что нужно сделать, чтобы за первым олимпийским успехом последовали новые?
- Только продолжать трудиться! Мы проделали огромный объем работы. Спасибо массажистам, врачам, тренерам, всему персоналу, менеджерам. Как каждый сделал свою работу, такой и получился результат!

- Как давно вы в последний раз выступали на позиции доигровщика в официальных матчах? - вопрос Максиму Михайлову.
- Примерно полгода назад. Но вспомнить, как надо действовать в такой ситуации, было нетрудно. Заслуга тренеров, что решились на такой рискованный шаг.
- Что еще кроме блестящего кадрового решения Алекно позволило переломить ход неудачно складывавшейся игры?
- Командный дух. В первом сете мы ходили поникшие. Все валилось из рук. Не ощущали уверенности. Но потом поглядели друг на друга, поверили в себя - и пошли побеждать. Психология - проблема всех спортсменов, не только российских. Без уверенности в своих силах успехов не видать.
- Как Алекно психологически настраивал на соперника, которому вы по ходу Олимпиады "сгорели" 0:3?
- Просил не подстраиваться под Бразилию, а играть в свой волейбол и сохранять спокойствие. Многие играют против бразильцев скованно. И проигрывают им прежде всего психологически.
- Про судейство что скажете?
- Рефери отдал Бразилии пару очков. Хорошо, что не в ключевых моментах матча. Почему-то судьи нас всегда недолюбливают.
- Во время одного из тайм-аутов Алекно произнес буквально пару слов. То есть тайм-аут был взят специально, чтобы сбить настрой бразильцев?
- Да. И еще чтобы мы могли дух перевести. На Диму Мусэрского легла сегодня большая нагрузка. И на Серегу Тетюхина, который все-таки уже немолодой игрок. Для тренеров было важно, чтобы мы успевали отдохнуть.
- Вы выглядите потерянным, а не счастливым. Почему?
- Отдал очень много сил. Все эмоции остались на площадке. Радость придет позже...
- О каких спортивных достижениях можно вообще мечтать после такого?
- О еще одной победе на Олимпиаде. Среди всех турниров она вне конкуренции. Самое важное событие четырехлетия! Потому и олимпийские победы не приедаются.


Рецензии