Окраина Тиры

серия из "Фильма, который снимает Кустурица»


Окраина Тиры – местность в старинном городе на берегу Днестровского лимана.
Колхоз по имени «28 июня» давно разорен. Большую двухэтажную контору растащили. Выдрали даже рамы и сняли паркет, когда узнали в начале 2000-годов, что это теперь «ничье».
Рядом с конторой колхоза, когда-то была «молочная кухня». В этом здании, пристроившись с двух сторон  небольшого помещения живет семья – у хозяйки две дочки и муж, «Дед».

Дед когда-то прибился к хозяйке, когда вернулся из своих скитаний по целинным землям Кахахстана, многочисленным стройкам СССР, где он работал водителем. Сначала ГАЗ-51, потом более мощной техники, но даже в 40 лет, когда у него случилась прободная язва и его жена – тетя Дуся начала за ним ухаживать – он не оставлял свою страсть, любовь к автомобилям. Дед всегда любил машины, но потом – занялся более мелкой техникой, ее всегда было удобно ремонтировать и она была проста в управлении. З а всю свою жизнь Дед ничего особенного не заработал, кроме – этого старого пикапа марки «Москвич»,  который стоит перед двором дома. Двор в бывшей «молочной кухне» очень маленький, там сложено много всяких стройматериалов. Люди здесь всю жизнь строятся, в дворах масса материалов, для их будущих строек. 

У «Москвича» нет стекол и даже сзади уже нет крышки багажника. Но…
Каждое утро Дед чистит «Москвич» от ржавчины, у него есть приспособление, чтобы переворачивать «Москвич», чистить, красить, менять запчасти ходовой части автомобиля, бывшего автопрома СССР.  Поэтому, при всей неприглядности кузова – мятых боках и погнутых, скрипящих дверях, снизу представляется картина идеального днища. Все днище у деда очищено от коррозии и как он говорит – «Служить автомобиль еще будет лет 50….».
Деду уже за 70-т, он помнит множество неизвестных местному фольклору песен, которые придумали и положили на музыку «целинники», люди, которые в 60-х годах осваивали пустынные и неродючие земли вокруг Целинограда, «столицы» целины.

У Деда можно так сказать – две приемные дочери и две внучки. Одна внучка работает здесь, на обувном предприятии, а вторая вышла замуж в Крыму, в Ялте.  Семья Деда на прямой впрос отвечает, что не они приемные, а что они приняли когда-то деда, да так он и остался…
Эта местность, хоть и считается Одесской областью, «почти Одессой», на самом деле представляет огромную территорию с людьми, которые брошены на самовыживание. Никакого отношения экономика, власть и прочие достижения цивилизации к этим людям не имеют. Юг, побережье Черного моря – это «сезонная жизнь», все люди здесь тянут свои фрукты, овощи, законно и незаконно добытые продукты и вещи в Затоку и на станцию Лиманскую, где продаются только в сезон эти вещи. Прозеваешь этот момент – не будет за что жить всю зиму.
«Москвич» тут в самый раз. Поехать, загрузить его ящиками под завязку и встать на «Лиманской» - это большой цивилизационный прогресс. Лишь бы не подвел «Москвич», лишь бы завелся. Сколько ему ехать? В Кулевчу – где живут родственники, а потом по прямой на Лиманскую, где много отдыхающих. Там и участковый есть знакомый. Берет немного – 100 гривен за день торговли с рук, 250 гривен за торговлю с транспорта.

Иногда продавцов фруктов и овощей на Лиманской ганяют конкуренты – местные власти организовали базар, требуют, чтобы продавались только с лотков. Потом, приходит представитель санстанции, потом – представитель общества потребителей. На Деда и его «Москвич» смотрят подозрительно, но не подходят. То ли брезгуют, то ли уважают его разбитую судьбу, глядя на внешний вид «Москвича». Но Дед хитрый: он не ремонтирует внешний вид авто сверху, у него только «ходовая часть», как у новенького «Порше». Почему?
Да, потому. Народ тут не любит тех, кто выпячивает свое богатство. К убогому и отношение – доверительное. Видно, что человеку не хватает, потому занимается торговлей. Остальные здесь давно обзавелись базами отдыха или торгуют землей на побережье.

Деду и его семье это не нужно. Лишь бы детям и внукам было хорошо.
 
Им бы дожить до весны, чтобы зима была не очень снежная и «Москвич» по весне снова завелся.


Рецензии