Об одном гравированном портрете Александра I

Свою предыдущую миниатюру «Аргументы к атрибуции  портрета Александра I» на сайте «Проза. ру»  я завершил словами «Не исключаю, что через некоторое время у меня возникнет желание представить на суд читателей  очередную миниатюру о портрете Александра I» [1]. И вот, такое желание возникло. Уточню, что речь в [1] шла об одном из живописных портретов императора, выполненном неизвестным автором. При этом мною была высказана гипотеза, согласно которой автором портрета может являться художник-портретист Александр Григорьевич Варнек (1782–1843). Читателю, приступившему к чтению настоящей миниатюры и не знакомому с предыдущей заметкой, рекомендую познакомиться с ней  вначале на этом же сайте [1]. 

Должен сказать, что портрет, о котором пойдет речь в настоящей миниатюре, является гравированным, а подобных портретов Александра I, как следует из словаря Ровинского Д.А. [2], было выполнено граверами в XIX веке огромное количество –1006 портретов, при этом описание их в справочнике занимает 192 страницы. Замечу, что гравированный портрет императора, воспроизведенный в начале настоящей миниатюры, в Словаре русских гравированных портретов помещен на странице 74 под номером 190.

Следует отметить,что гравированный портрет по своей композиции и рисунку лишь незначительно отличается от живописного портрета, воспроизведенного в [1], и когда я увидел его в  словаре Ровинского, то был рад этой  находке, важной для атрибуции живописных портретов Александра I, на которых он был изображен со скрещенными руками. А то, что наряду с портретом-оригиналом  было выполнено ряд копий с него, станет ясно из дальнейшего текста. При этом очевидно, что можно говорить об авторе портрета-оригинала, так и о художниках, писавших его копии.

Но поговорим об этом позже, а сейчас остановлюсь вначале на небольших различиях живописного и гравированного портретов. Они  касаются, прежде всего, числа прядей волос на правой стороне головы модели (на живописном портрете их три, а на гравированном – одна), а также различия числа и вида нашивок на вороте и на лацканах мундира. Кроме того, книга (свод законов Российской империи), на которую опирается правой рукой император, стоит на столе в первом случае вертикально, а во втором – она наклонена вправо, что позволило граверу четче изобразить символы на корешке книги.

Замечу, что основная цель совместного рассмотрения и обсуждения живописного и гравированного портретов касается авторства произведений и их местонахождения. При этом имя автора живописного портрета-оригинала является главной интригой при атрибуции портрета, местонахождение которого неизвестно. Установление авторства портретов-копий, которые  когда-то выполняли малоизвестные художники, в подобном случае также важно, тем более что неизвестно, сколько таких копий существовало, и где они находятся сейчас, если не утеряны навсегда.

Сейчас же, благодаря справочнику Ровинского, можно однозначно сказать лишь о том, что гравированный портрет Александра I, воспроизведенный выше,  был выполнен в 1814 году в Лондоне  английским гравером Генри Майером по рисунку русского художника Волкова Романа Максимовича (1776–1831). В описании портрета указана техника его исполнения (гравюра на меди, резец, пунктир, размеры изображения 41.4х30.9 см.).

Слова в справочнике, касающиеся авторства, не исключают, что Волков был автором портрета-оригинала императора, и если бы он однозначно являлся им, то это бы опровергало мою гипотезу об авторстве Варнека, и данный вопрос можно было бы закрыть. Но нельзя исключить того, что Волков написал лишь  копию портрета Александра I, после чего выполнил с нее и рисунок для гравюры. Такая гипотеза, как будет сказано ниже, является правомерной.
 
В любом случае, считаю целесообразным рассказать ниже все, что я узнал о художнике Р.М. Волкове. Некоторые сведения о его биографии нашлись в таких книгах из моей библиотеки, как Справочник «Единый художественный рейтинг» [3], Василеостровский район (энциклопедия улиц Санкт-Петербурга) [4], Каталог ГТГ[5] и Каталог ГРМ [6]. Замечу при этом, что в такой толстой и «тяжелой  книге», как «Эпоха становления русской живописи» [7], содержащей сведения о 64 русских художниках, Волков Р.М. не упомянут, как, впрочем, и Кипренский, который, как и Варнек, широко-представленный  в книге (40 портретов), учились в Императорской академии художеств чуть позже Волкова.

Что касается Справочника [3], то в имеющемся у меня выпуске 2006 года приведены рейтинги 36157 художников, причем Кипренский О. А. имеет рейтинг 1 (художник мировой известности, проверенной временем), а Варнек А.Г. имеет рейтинг 2В (художник-профессионал высокого класса, признанный и востребованный художественным рынком и публикой). Волков Р.М. же имеет рейтинг 4В (состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком).

Замечу, что эта информация о рейтингах не является особо важной для статей о художниках, но в данном случае, когда речь идет о портретах императора Александра I и атрибуции подобных портретов, она может пригодиться, т.к. не все художники допускались в те времена к сеансам рисования (написания) царственных особ. Так, даже Боровиковский при выполнении известных его портретов Екатерины II не имел свободного доступа к модели. В этом отношении у Варнека, имевшего поддержку со стороны президента Академии художеств, графа А.С. Строганова, шансов получить заказ на написание  портрета-оригинала  императора было много больше, чем у Р.М. Волкова.   

Несколько неожиданным для меня было то, что имя последнего я встретил в Энциклопедии улиц Санкт-Петербурга [4], в котором упоминаются люди достаточно известные. В Энциклопедии сказано, что во второй половине 18 века на участке №24 по 9-ой линии Васильевского острова (недалеко от Академии художеств) стоял деревянный особняк со службами и садом, причем «в 1810-х годах на месте деревянного дома уже был каменный двухэтажный дом. С этого времени по 1831 год он принадлежал художнику Р.М. Волкову, автору портретов Александра I и баснописца И.А. Крылова».

В этом месте отвлекусь и замечу, что указанная выше дата (1831) фигурирует и в известном справочнике «Петербургский некрополь». Привожу строки из него: «Волков Роман Максимович, академик Императорской академии художеств 1776 – 22 марта 1831 на 56 году (Смоленское православное кладбище)». Других Волковых (родственников художника) в указанном справочнике нет.

Заглянем теперь в каталоги ГТГ и ГРМ [5,6]. В первом из них  сообщается: «Состоял в ИАХ в качестве «постороннего ученика».  В 1803 году за рисунки с натуры награжден малой серебряной медалью. В 1804 г. за картину «Ганимед» признан назначенным в академики. В 1806 г. представил в Совет ИАХ эскиз «Крещение Господне», а в 1808 г. за картину того же названия (ГРМ) удостоен звания академика.

На выставке ИАХ 1809 представил «Портрет Василия Васильевича Энгельгардта, смоленского военного губернатора, в кавалерском ордена Св. Александра Невского уборе». Исполнил портреты М.И. Кутузова (музей-панорама «Бородинская битва»), П.Д. Ларина (1818, ГРМ). Неоднократно выполнял по различным заказам портреты Александра I. В конце 1820-х писал образа для церквей военных поселений. Исторический живописец. Портретист». В каталоге воспроизведены портрет И.А. Крылова (Х.м., 115х88. 1812) и картина «Диана, окруженная нимфами» (Х.м.,30х20. 1810-е)».

В каталоге ГРМ приведена более важная для атрибуции живописного портрета Александра I информация, касающаяся Волкова Р.М.:

«Живописец. Автор исторических картин, портретист. Посторонний ученик ИАХ, в 1803 получил вторую серебряную медаль за рисунок, в январе 1804 – звание назначенного за картину «Ганимед». В 1807 в картинной галерее графа А.С. Строганова исполнил три копии с картин П.П. Рубенса. 1808 – академик ИАХ.

В 1812 году вместе с тремя учениками живописных классов «4-го возраста» исполнил три копии с находящегося в Эрмитаже  портрета Александра I.

В 1830 Совет ИАХ рассматривал образ «Снятие с креста Спасителя».
В цитируемом каталоге воспроизведены две работы Волкова – картина «Крещение Господне» (Х.м., 204х138. 1808) и «Портрет П.Д. Ларина» (Х.м., 145х100. 1818)». 

Любопытно, что портрет купца Ларина Петра Даниловича (1735 –1778), известного своими пожертвованиями на народное просвещение, был выполнен тогда, когда портретируемого уже много лет не было на свете; при этом ничего не сообщается об оригинале, с которого художник выполнил копию.

Самые важные для нас в приведенном выше фрагменте из Каталога ГТГ строки о трех копиях портрета Александра I позволяют  сделать вывод, что Волков Р.М. и его ученики писали копии портрета императора с оригинала портрета другого художника, находящегося в 1812 году в Императорском Эрмитаже.

Этим художником, выполнившим  портрета-оригинал, согласно моей версии, изложенной в [1], может быть А.Г. Варнек. А если это действительно так, то выходит, что портрет Александра I, который фигурирует в списке работ Варнека под номером 94 в монографии В.С. Турчина [8], заказчику в Финляндию не был отправлен и остался в России, по крайней мере, по 1812 г. включительно. Историю бытования и нынешнее местонахождение его, конечно же, хотелось бы узнать. 

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Владимир Варнек. Аргументы к атрибуции портрета Александра I.  Проза.ру 

2. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.1 А – Д. СПб. Тип. Имп. Академии наук, 1886 –1889.

3. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.

4. Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. СПб., Белое и черное. 1999.

5. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. Издательство «Скарнус». М. 2005.

6.. Живопись. Каталог ГРМ первой половины XIX века. Т.2. 2002.

7. Бутромеев В.П. Эпоха становления русской живописи. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

8. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985.


Рецензии