8. Аквариумные принадлежности

На фото: внешний фильтр, магнитный скребок, авто-кормушка. Фото из интернет

        Предыдущий раздел   http://proza.ru/2021/03/30/811

        Приобретение аквариума еще не означает готовность любителя перейти непосредственно к  созданию своего домашнего подводного мира. Прежде необходимо заранее позаботится о наличии некоторых принадлежностей, которые будут помогать  содержать аквариум и его обитателей в надлежащем порядке.

        Таких приспособлений и принадлежностей может быть достаточно много. Далеко не все, о чем я буду писать в этом разделе, нужно иметь в своем хозяйстве. Не все и не сразу. Многое зависит от глубины погружения в это удивительное хобби.  У меня предметы аквариумного хозяйства приобретались и создавались своими руками многие годы. Процесс их модернизации продолжается  до сих пор. Кое что уже потеряло актуальность и подарено своим юным коллегам. Многое перестало быть необходимым и утилизировано. Жизнь сама расставит все по своим местам.

        Конечно, если предполагается содержание  рыбок в аквариуме, то необходимо иметь сачок, которым эти рыбки будут вылавливаться из аквариума для пересадки в другие водоемы. У меня сейчас имеется два сачка прямоугольной формы и два округлых сачка. Сачки одной формы различаются своими размерами. Крупные сачки предназначены  для работы в большом аквариуме. Маленькие - при работе в малых ёмкостях.  Прямоугольные сачки используются в обычных аквариумах, а сачки округлой форме нужны для круглых аквариумов, в различных баночках и тазиках.

         Как правило, нужно заранее позаботиться о подсветке аквариума, подогреве в нем воды, аэрации. Сейчас, к счастью, все это можно легко приобрести в соответствующих магазинах и на специализированных рынках. Часто в продаже имеются аквариумы уже оборудованные всеми этими устройствами ещё в процессе их изготовления и комплектации.  Во времена моей молодости многое приходилось изготавливать своими руками из подвернувшихся материалов.
 
        Практически каждый аквариум нуждается в подсветке. Даже если он размещен на подоконнике. Впрочем – подоконник  является далеко не лучшим местом для аквариума. Сейчас аквариумы оборудуются в основном верхним освещением. Это удобно и в техническом плане, и наиболее приближено к природным условиям для рыб и растений.

        Когда я только  начинал приобщаться к этому хобби, аквариумы в основном оборудовались боковой подсветкой. Боковые светильники тогда  продавались в зоомагазинах, устанавливались на аквариумных выставках. Забавно и трогательно сейчас в очередной раз перелистывать  первый капитальный труд по аквариумистике  в России  «Аквариум любителя». Эта эпохальная книга  написана   пионером российского аквариумного движения Николаем Фёдоровичем Золотницким. Она вышла в свет в 1882 году! Там, на одной из многочисленных иллюстраций,  приведен такой боковой светильник. Источником света служила керосиновая лампа. Светильники такого типа активно  использовались почти сто лет. Менялись только  источники света. Керосиновые лампы заменились электрическими. А сам принцип боковой подсветки аквариума был устойчив, как скала!

        Но, с появлением люминесцентных ламп, в освещении аквариума произошла маленькая революция. Эти лампы гораздо удобнее было размещать поверх аквариума. Они были гораздо более экономичными. В зависимости от вида заполнявшего их газа, можно было в достаточно широких диапазонах подбирать спектр выделяемого ими светового потока. Со временем появились специальные лампы, предназначенные для аквариумов. Спектр светового потока этих ламп выгодно оттеняет и усиливает окраску рыбок, хорошо воспринимается растениями.

        В настоящее время мой домашний аквариум имеет верхнее освещение от восьми  люминесцентных лампам. Включение и выключение этих ламп производится автоматически в заранее установленное время. Для этого используется специальный временной датчик, совмещенный с электронными  часами. Поскольку мой аквариум расположен вдоль стены, перпендикулярной окну, то на аквариум попадает значительная  часть светового потока из этого окна. Продолжительность светового дня меняется в пределах года. Поэтому один раз в месяц я корректирую данные на этом датчике, определяющие время включения и отключения  подсветки. В самое темное время года продолжительность освещения моего аквариума составляет двенадцать часов. А в самое светлое время года,  соответственно, восемь часов. Этого вполне достаточно для нормальной жизнедеятельности  и растений, и рыбок. Особого ухода система освещения не требует. Необходимо лишь следить за своевременной корректировкой временного датчика и заменой световых ламп. Известно, что со временем их эксплуатации световой поток может значительно снижаться. Поэтому лучше не использовать такие лампы до полного прекращения их работы.

        Воду в аквариуме я сначала менял так, как рекомендовалось во многих классических книжках по аквариумистике. Менял, примерно, пятую ее часть один раз в неделю. Но пришло время, когда судьба свела меня  с замечательным знатоком аквариумной флоры Евгением  Гладышевым. С Евгением мы познакомились на Птичьем рынке. Оказалось, что мы проживаем буквально в соседних домах в Отрадном. Евгений был отличным знатоком аквариумной флоры. В свое время именно он поставлял на Птичий рынок многие редкие виды аквариумных растений. Обслуживал он аквариумы и в ряде крупных фирм, использующих для декорации видовые аквариумы. Некоторые растения Женя выращивал буквально из зернышек, которые получал в своем же хозяйстве. Он выращивал из этих крохотных зернышек прекрасные растения и доводил их до стадии реализации.  Рыбки  у Евгения использовались в основном в качестве необходимого соседства для создания естественной среды обитания аквариумной флоры.

        Так вот, Евгений наработал  свой собственный опыт содержания аквариумов. Воду в аквариуме он менял  ежедневно в количестве половины ее объема. Сначала я очень удивился этому. Ведь я столько литературы проштудировал  об отрицательном воздействии на всех обитателей подводного мира такой резкой смены условий содержания. Но, приглядевшись  к его хозяйству, я решил взять его опыт на вооружение. И удивительное дело! Растения, которые у меня  росли «ни шатко, ни валко», вдруг стали мощными и красивыми.

        Процесс смены воды при этом был максимально упрощен. Использовался обыкновенный садовый шланг соответствующей длины.  Единственная хитрость состояла в том, что тот конец  шланга, который контактировал с аквариумом, был оснащен ситечком. Такие  ситечки  обычно устанавливаются на кранах в кухне и в ванне. Это ситечко поочередно выполняло две функции. При сливе воды из аквариума оно не позволяет засасывать вместе со сливаемым потоком воды всякую живность. Особенно мальков.

        Заполняю аквариум водой я непосредственно из крана домашнего водопровода. Предварительно регулирую нужную температуру воды (немножко теплее, чем вода в аквариуме). В этом случае ситечко выполняет роль некоего воздушного фильтра. Без  ситечка,  поступающая в аквариум вода, может  создавать в нем эффект микропузырчатого  воздушного «тумана». А это не любят никакие обитатели аквариума. При наличии  ситечка никаких воздушных «туманов» не наблюдается.

        С возрастом я перестал практиковать такую ежедневную подмену воды. Все-таки эта операция, с учетом объема моего аквариума, занимает примерно  час времени.  Да  и  счетчики,  установленные на водопроводе, вращаются достаточно активно. Поэтому я меняю одну треть объема воды  один  раз в неделю. И рыбки и растения чувствуют себя, на мой взгляд, совсем неплохо.

        Аэрация и очистка воды, как я уже писал ранее,  производится четырьмя фильтрами.  Двумя  большими внешними фильтрами и двумя внутренними. Каждый внешний  фильтр я промываю два раза в год. То есть работой по промывке внешних фильтров я занимаюсь раз в квартал. Поочередно промываю то один, то другой фильтр. Промываю и его наполнители,  и моторную часть (головку). Особенно часто такие фильтры промывать не стоит. В процессе очистки фильтров практически уничтожается колония анаэробных бактерий, заполняющая  его фильтрующие компоненты. А ведь именно анаэробные бактерии и осуществляют биологическую очистку воды. Но и промывать все же надо. Иначе, скопившаяся на фильтрующих элементах грязь, буде глушить жизнедеятельность этих колоний. 

        Внутренние фильтры я промываю поочередно раз в неделю по одному. В одну неделю промываю правый фильтр, в другую неделю – левый.

       Еще необходимо позаботится о приобретении щеточек, скребков, губок для чистки смотровых стекол аквариума. Здесь уж все зависит от вкусов и предпочтений любителя. У меня имеется целый комплект таких приспособлений. Но в последнее время я предпочитаю пользоваться магнитным скребком. Это связано с достаточно большой глубиной моего аквариума. Обычными скребками и щетками  с этой работой справиться затруднительно.

        Кормушку не забудьте приобрести. Сейчас их такой выбор, что и писать об этом не стоит. Лично я предпочитаю для обычной эксплуатации достаточно большую прямоугольную кормушку, состоящую из трех частей – рамки,  короба для корма и присоски-креплении.  В  короб я кладу либо живой, либо мороженный  мотыль. Если короб вытащить из рамки, то рамку можно использовать для кормления рыбок сухим плавающим кормом. Никаких хлопот.

        А вот если я на достаточно длительное время куда-нибудь отлучаюсь (допустим, летом на дачу), то кормление рыбок производится из автокормушек. У меня их две. Каждая кормушка осуществляет процесс кормления два раза в сутки. Моя задача – установить на каждой из них время кормления и снабдить их кормом. Я приобрел кормушки с достаточно большими емкостями для запасов корма. Теперь я смело могу не навещать свое аквариумное хозяйство на протяжении месяца.  Это редко бывает. Душа тянет к своим любимцам. Но бывает.

        Вот, пожалуй, и все,  чем я хотел поделиться в этом разделе. Думаю, что  теперь  можно приступать к дальнейшему этапу обустройства аквариума.

        Следующий раздел   http://proza.ru/2021/01/13/1347

Москва, Отрадное
07 января 2021 г.


Рецензии