Дневники и стихи юности. 1958г. Хмельницкий-Киев

ПРОЩАЙ, ШКОЛА.

Весна 1958 года. Мне - 16 с половиной лет. Живу в городе Хмельницкий, быв. Проскуров, УССР. Я - десятиклассник, выпускник. 

В газетах призывают "Комсомол - на целину!" и по чьей-то притворной инициативе в нашей школе зазвучал призыв "Всем классом - в Казахстан!". Состоялось комсомольское собрание класса и мы единогласно решили - едем! В республиканской комсомольской газете пропечатали наше фото. Я перестал готовиться к экзаменам в институт.

В июне, сдав экзамены и получив аттестат зрелости, я вдруг узнаю - поездка на целину срывается. Оказалось, горком комсомола города предложил нам ехать не в Казахстан, а на местные стройки. Одноклассники затаились. Вдруг замечаю - мой друг Юрка Довгалюк с выражением тоски на лице старательно штудирует учебники. Оказалось, он готовился поступать в пединститут города Дрогобыча. Объяснил, что его заставил отец. А мой друг Гришка Кизнер заявил, что его якобы призывают в военное училище в Даугавпилс.

Я понял, что родители пай-мальчиков и девочек нас обхитрили.  Целина не состоится. И вот беда - поступать в институт по примеру старшего брата (выпускника ЛИИЖТ`а) я не был готов. Долго думал как быть. Незаметно в душу закралась романтика неба и я решил поступать в киевское училище ГВФ (гражданского воздушного флота) на отделение радиосвязи.

В июле повёз вступительные документы в Киев. В училище на до мной лишь посмеялись, документы не приняли. Заявили, мол, тебе нет полных 17 лет, приходи через год. Я вышел на улицу и побрёл куда глаза глядят. Долго кружил по Крещатику, потом вокруг киевского университета у Ботанического сада, слушал звоны Владимирского собора. Вдруг в переулке напротив собора на красивом здании с шикарной лестницей (как на физфаке МГУ) заметил вывеску Киевского политехникума связи. Всё тут же встало на свои места.

Сдал документы в КПТС, вернулся домой. В августе сдал вступительные экзамены и не дожидаясь оглашения результатов уехал в Хмельницкий, где меня ждал последний глотов детской свободы - река Южный Буг, плавание в ластах, рыбалка, лес!

К 1-му сентября приехал в Киев. Приняли или нет - не знал. В любом случае решил домой не возвращаться. Если что - пойду работать на завод Арсенал, а через год поступлю в КПИ.

На входной двери здания КПТС увидел списки зачисленных. Среди них и я. Так решилась моя судьба - я стал студентом Киевского политехникума связи по отделению телевидение и радиорелейная связь. Учиться предстояло два с половиной года до февраля 1961-го.

Последующие годы 1959 - 1961 были годами интересной жизни и учёбы. Учёба меня не очень интересовала, но учился я хорошо. После окончания КПТС планировал успеть поступить в киевский политехнический или в университет и, тем самым, избежать призыва в армию. Но судьба сложилась иначе.

УЧЁБА В КПТС. ДНЕВНИКИ.

Ноябрь 1958 г.

Первая запись в дневнике.
"Учёба даётся легко. Самые интересные предметы - высшая математика, радиофизика, политэкономия. Но учиться лишь по программе - мало. Нужно совмещать учёбу и самообразование, постигать всё то, что достигнуто человечеством. Для этого я хожу в кино, театр, посещаю художественные выставки, читаю газеты и художественную литературу. Я обязан иметь своё, чётко выраженное мнение обо вех явлениях нашей жизни. Но это можно достигнуть не путём зубрёжки шаблонных формулировок что такое "искусство" или "философия". Их суть нужно прочувствовать самому. Пассивно читать книги или смотреть фильмы тоже недостаточно. Нужно ещё и прочитать критику о них.

В чём заключается познание действительности? Думаю, прежде всего нужно изучать марксистскую философию и ленинскую эстетику. В них можно найти ответы на вопросы, которые волнуют молодые умы..."

(через год, 20 ноября 1959 г., прочитав эту запись в дневнике, я написал: "Смешно. Похоже на выписку из журнала Коммунист...")

17 октября 1958 г.

Отношения с некоторыми однокурсниками стали напряжёнными. Я старательно учился, занимался спортивной гимнастикой, но не терпел лодырей и открыто говорил об этом. И вдруг некая девушка N. сделала мне замечание, что я несдержан. И правда - чуть-что вступаю в споры, раздражаюсь. Я задумался, стал себя корить. Ну и наследство же я получил от отца! Дальше ТАК жить нельзя! Как же воспитать в себе сдержанность?

А у моего друга Валерия Мякушко (родом он из гордка Гайсын) это качество высоко развито. В коллективе он никому не перечит, ни с кем не ссорится. Сокурсники тянутся к нему. Но за глаза он мне, как другу, отзывается о них пренебрежительно. В нём это, скорее всего, из-за уверенности в собственном превосходстве и элитарности. Живёт он особняком - не в общежитии, а на съёмной квартире в центре города у театра оперы и балета. Учится успешно, хорошо рисует в карандаше, занимается спортом (штангой), посещает театры и демонстрации мод, аполитичен. А я - пишу стихи и философствую о диамате и эстетике. Мы с Валеркой - дополнительны. На том и подружились.   

17 декабря 1958 г.

Любовь и дружба - понятия редко совместимые. Но настоящая любовь - это соединение любви и дружбы...

Продолжение http://proza.ru/2021/05/02/368


Рецензии