II-1-1. Мой путь поиска драгоценной жемчужины

               
                Спросила своего брата,  как  в одном предложении он ответит на вопрос любого человека: «Как ты пришел к Богу?». Он, ответил: не я к Богу пришел, а Он терпеливо ждал меня.
                Я же сегодня проснулась с таким ответом на этот вопрос: Бог предызбрал меня, и Дух Божий повел меня к Живой вере. 

                Считаю, что читателям подобных текстов-свидетельств,  необходимо иметь представление об авторе. Поэтому напишу о себе главное: как я, не принимавшая реальность Бога, вышла на путь, ведущий меня к постижению Слова Божьего. Духовная же сущность моя проявляется в представленных на ПрозаРу размышлениях.   
 
                Я - типичное дитя социокультуры. Была ли я крещена ребенком? Этот вопрос в молодые годы никогда не приходил мне в голову. В нашей семье не было никакого намека на религиозность: папа работал в Управлении комитета госбезопасности, мама — профессиональная портниха. Мы жили в двух шагах от страшного, наверное, для взрослых здания, поэтому многие темы, как я сейчас понимаю, были запретными в разговорах соседей.

                Тогда я ничего не ощущала. Часто бегала к папе на работу, играла во внутреннем дворе огромного здания с зарешеченными окнами. Смело заходила в строгие кабинеты к дяденькам и тетенькам, таким добрым по отношению ко мне. Однажды я споткнулась и упала в том дворе на торчащую из земли гильзу от патрона. Поликлиника была тут же, поэтому меня быстро подлечили.  С тех пор у меня во лбу,  между глаз, можно разглядеть  шрамик полумесяцем — не горит, к сожалению.

                Я была уже взрослой, имела троих детей, когда в моем сознании, как на экране монитора, вдруг возникла яркая картина из детства. Я видела происходящее из окна нашей комнаты, которая вместе с квадратным балконом завершала правую стойку печатной буквы H - такова была форма нашего дома. «Перекладина» была раза в два длиннее стоек, образуя большой двор с «гиганами» (древнерусская карусель «Гигантские шаги»). Левой стойкой деревянный двухэтажный дом выходил на улицу, которая сейчас стала пешеходным  музеем городской архитектуры прошлого века,  но - в современной декоративности. Приятные воспоминания, но возвращаюсь к теме.

                Итак, через весь двор вижу: в проеме высоких ворот стоит моя мама, держа за руку меня, еще совсем маленькую девочку. Перед нами какая-то худощавая старушка, она наклоняется и дарит мне большого коричневого мишку. Я слышу приглушенный мамин голос: «Это твоя крестная». И больше никаких воспоминаний на эту тему. Мишкой этим играли потом мои младшие сестра и брат, тогда только я определила, что медвежонок был сделан из вельвета.

                Во мне с детства утвердилось впечатление, что ко мне все хорошо относились. До сих пор я не могу ответить на вопрос: «У тебя есть враги?». Когда уже во взрослой жизни случались какие-то неприятности, я всегда молилась: «Судьба, не оставь меня, помоги мне», — и все разрешалось. Отношение к религии и к Богу было пионерско-комсомольским, и эти вопросы меня совершенно не занимали. Меня всегда куда-нибудь избирали для труда «на благо общества».

                Моя встреча с будущим мужем произошла в шестом классе по благословению Министерства образования, объединившего в 1954 году мужские и женские школы. Перед государственными экзаменами в пединституте я вышла замуж, и меня как жену летчика не отправили по распределению на работу в районную школу. Кстати, на 4 курсе я собиралась с некоторыми успевающими студентами ехать на год в деревенскую школу, где не хватало учителей. Меня сам декан отговорил, считал, что мне надо готовиться в аспирантуру. Но 1 апреля трагически погибла моя мама, у папы нас осталось трое: мне 21 год, сестре -16, брату 10 лет.

                В тот год наш выпуск оканчивал институт ускоренно: на 5 курсе в ноябре мы уже получили дипломы и все разъехались по школам области. Меня неожиданно пригласили на работу в Горком комсомола курировать, как тогда говорили, работу комитетов комсомола ВУЗов, техникумов и ПТУ. Однажды мне пришлось заниматься конфликтом между учащимися лесотехнического техникума и ПТУ.

                Я была потрясена личностью директора училища: он был последователем системы воспитания А.С. Макаренко. И мне очень захотелось работать с ним. После рождения сына плавно перешла на работу в это профтехучилище. Мне предложили вести только что появившийся в учебном плане предмет «Эстетическое воспитание молодого рабочего». Последующие 44 года работы были очень плодотворными в моем духовном становлении.

                Долгое время я понимала суть духовного развития человека так, как было принято в официальной концепции социокультурной основы личности. В те годы слово личность редко употреблялось. Мне нравилась фраза из Морального кодекса строителя коммунизма: «Цель коммунизма - это человек, гармонически сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

                Духовное богатство предполагало развитие интеллектуальных способностей, образованность, творческий потенциал, эстетический вкус. В учебную программу входило и знакомство учащихся с искусством. Я заканчивала историко-филологический факультет и посещала при институте двухгодичный факультатив по изобразительному искусству. К нам приезжали преподаватели из Москвы и Ленинграда... Написала это имя города с каким-то странным ощущением. Уже забылось? А ведь в детстве часто ездила к папиным сестрам не в Петербург, а в Ленинград.

                Так вот, в искусстве много сюжетов на библейские темы, мне, естественно, хотелось больше узнать их суть. Но где найти Библию? Я уже собирала свою библиотеку, примелькалась в книжных магазинах, и для меня продавцы оставляли интересные книги. Доставали их из-под прилавка. Ни о каких вознаграждениях и речи не могло быть! Это считалось оскорбительным для человека. Мы просто симпатизировали друг другу. В те времена продавцы книжных магазинов были начитанные. Сейчас мне часто бывает стыдно за молодых продавцов: они не имеют элементарных познаний в своем деле. Всегда стараюсь смягчить неловкость от краткого общения. Я бы не смогла работать ревизором: обличать  человека мне всегда мучительно трудно.

                Итак, Библию купить так и не удалось. Зато купила две книги французского писателя Лео Таксиля «Забавная библия» и «Забавное евангелие». С огромным интересом читала их, и с весельем,  конечно.  И учащимся объясняла, что религия — это опиум для народа. Но любимые писатели-классики, художники, философы и все великие люди, кто верили в Бога, — пробуждали во мне сомнение… А если возникли вопросы, — мне уже не в силах остановить свои мысли в поисках ответов.

                Через иконопись, архитектуру появился интерес к храмам, церквям. Зимой 1990 года приятельница из книжного магазина предложила мне абонемент на цикл лекций по вопросам религии. Конечно, я согласилась, мероприятие проводилось по особому приглашению. Когда вошла в актовый зал областной библиотеки, сразу увидела длинный стол президиума. За ним восседали торжественные священники при полном параде, потом разглядела там симпатичных мужчин в строгих костюмах. Повернулась к залу, чтобы найти свободное место: все занято, даже на ступеньках поставлены стулья.

                Пока пробиралась к верхним рядам, столько знакомых, горкомовских и обкомовских, встретила! И партия, и комсомол в те годы работали в одном административном здании, обедали в одной столовой, встречались в туалетных комнатах, были в добрых отношениях. И вот мы снова вместе на собрании с необычной повесткой дня. К сожалению, не запомнила её, не сохранила пригласительный абонемент. Я даже не предполагала, что буду писать мемуары, иначе сохранила бы все свидетельства времени.

                С каждой лекцией зал пустел. Я решила продержаться до конца. Как всегда, не удержалась от вопросов, к выступающим батюшкам.  Хотя понимала, что мои вопросы не очень приятны сидящим в президиуме. Наконец, я почувствовала отстраненность по отношению к себе. Где-то в середине цикла лекций показали фильм по Ветхому Завету. Когда был эпизод с Авраамом, приносящим в жертву сына, я в темноте зала, но в подсветке с экрана, стала наблюдать за лицами священников, они были совершенно спокойны. Я удивилась: сюжет явно свидетельствует не в пользу религии. Как же они не боятся показывать это людям? Больше я лекции не посещала. Позже узнала, что мужчины в цивильных костюмах выступали в последние два дня. Это были пасторы протестантских церквей. Я тогда ничего о них не слышала.

http://proza.ru/2021/01/07/2080


Рецензии