Удины в Азербайджане и России

Удины в Азербайджане и России
CАМОНАЗВАНИЕ у д и, у т и. Общая численность — около 8 тыс. чел. (1989, оценка). В РФ проживает 1102 чел. (1989г.), т. е. не менее 13 % от общей численности. До середины XIX в. (т. е. до начала фиксации в русских официальных документах) численность удин, видимо, неуклонно сокращалась. За последние 100 лет динамика выглядит следующе: 1897 г.— около 4000 чел., 1926 г. — 2500 чел., 1959 г. — 3700 чел., 1979 г. — 6863 чел. (впослевоенный период был преодолен процесс вымирания и численность стала расти, в начале 1960-х гг. она достигла уровня 1897 г., за десятилетие 1979-1989 гг. возросла не менее
чем на 15 %). В РФ характеризуются довольно высоким уровнем урбанизации (городское
население 840 чел. или 76,2 %, сельское — 262 чел. или 23,8 %, 1989 г.). В Закавказье —
почти исключительно сельское население.
Проживают преимущественно дисперсно в городах Москва, Санкт-Петербург, Свердловск,
Саратов, Пятигорск, Минеральные Воды. Наиболее многочисленные группы имеются в
Ростовской области (г. Ростов-на-Дону и Шахты) — около 70 семей и особенно в
Краснодарском крае (г. Краснодар, Анапа, Апшеронск, р-ны: Кущевский, Динской,
Крымский, Ленинградский, Мостовс-кой — свыше 100 семей).
В РФ живут преимущественно среди русского населения. Удины — вынужденные
переселенцы из Закавказья — селятся часто вместе с армянами.
Удины РФ не обладают особым административно-территориальным статусом, так же, как и удины, проживающие в Закавказье.
История
Удины (в форме "утии") впервые упоминаются Геродотом (V в. до н. э.) дважды: при
перечислении податного населения XIV сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили
Дрангиана и Кар-мания — земли внутреннего Ирана, и при описании персидского войска,
уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).
Более поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.)
Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Соседями др. удин были албаны , первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. В разное время в их состав также вливались разноплеменные группы (Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками). Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осозновать себя
удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в
Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисавет-
Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с.
Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Кабалинский р-н) проживали
семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдельные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Карабаха (с. Сейсулла, Гасанкала).
В РФ удины появляются впервые в 1970-е г. Массовое переселение однако началось сразу
после 1988 г., во время армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время в Варташене (около 7000 чел. населения), осталось менее 20 домов удин (до 1950-х гг. их и армян было абсолютное большинство, в 1975 г. — около 40% населения), из Ниджа выехала почти вся молодежь.
Характер миграции удин : селятся преимущественно в городах или пригородных поселках (селениях, станицах); внутри поселений образуют ячейки из нескольких родственных семей, которые служат притяжением для последующих мигрантов; в отличие от армян стараются сохранить дома на своей родине (Нидж).
Языковаая ситуация
удинский язык относится к северо-кавказской семье, нахско-дагестанской (восточнокавказской) подсемье, лезгинской (лезгинско-даргинской) ветви, лезгинской группе, удинской подгруппе. Имеет два диалекта: ниджский и варташенский.


Удины Закавказья также в подавляющем большинстве двуязычны: в Грузии — удинский и грузинский, в Азербайджане — удинский и азербайджанский. Старшее поколение удин
Азербайджана триязычно — удинский, азербайджанский, армянский.
В XIX в. в Нидже, помимо мусульман и евреев здесь жили армяне, удины-григориане и удины-православные. В 1920— 1930-е гг. удины продолжали считать себя только православными. В отличие от армян (и удин, считавшихся с ними, которых, видимо, было даже больше), они носили грузинские
фамилии и фамилии на -ов. Часть удин арменизировались. После переселения части варташенских удины в Грузию у удин Варташена возобладали фамилии на -ов, те же фамилии, оканчивающиеся на -ян, уже считались армянскими. Этот процесс продолжается и сейчас. Среди варташенских удин в РФ есть семьи, в которых родители сохраняют двойное удинско-армянское самосознание, а их дети считают себя
армянами.
Переселенцы из обоих сел в РФ держатся обособленно (удины Варташена переселяются в Минводы, Пятигорск, Краснодар, Саратов) и предпочитают браки внутри своей группы, но
конфессионального барьера между ними нет.
Внутренняя структура каждого села различна. Варташен распадается на 3 части: верх
(христиане — удины раньше, также армяне), середина села (первоначально тоже христиане,
сейчас мусульмане) и низ (еврейский квартал). К 80-м гг. XIX в. сложилась администрация
села, свидетельствующая о статусах различных общин: старшина, 3 его помощника (1
православный, 1 еврей, 1 азербайджанец), сельский суд (1 православный, 1 еврей, 1
азербайджанец и 2 григорианина), писарь (армянин).
Нидж делится на "концы" (мехелле).
В советский период на базе мехелле были организованы колхозы. У удин нет своей
аристократии (князей, дворян). До установления русскими контроля платили церковную десятину армянской церкви и номинально шекинскому хану. Земельные наделы получали по жребию в условное владение или арендовали (за 1/3 урожая). Были свои помещики (беи).
Для удин характерно представление об ав-тохтонности, активно поддерживаемое
азербайджанской администрацией. Этим они противопоставляют себя армянам (некотрые
группы армян например, карабахцев, удины рассматривают как арменизированных удин, а
их памятники воспринимают как древние албанские).
Распространение христианства на территории Утика традиция связывает с событиями II в. н.
э., когда апостол Елисей (Егише), рукоположенный апостолом Иаковым — первым иерусалимским патриархом, построил церковь в Гисе. Две последующие церкви — в гаваре Амарас и г. Цри (Утик) — заложили соответственно св. Григорий Армянский (Просветитель) и его внук Григорис, рукоположенный епископом по настоянию агванского царя Урнайря (на этом основаны дальнейшие притязания Армянской церкви на роль старшей по отношению к албанской; албанская традиция, видимо, напротив подчеркивала собственную первопрестольность). Ко времени Агуэнско-го собора (488 г. или 493 г.), созванного агванским царем Вачаганом III Благочестивым, местная церковь имела уже своего архиепископа
(резиденция г. Партав-Бердаа) и 8 епархий (Партав-ская, Кабалинская, Гардманская,
Шакинская, Пайтакаранская, Амарасская и др.).
Находясь под идейным влиянием соседей, Албанская церковь выступила против Халкидонского собора. На Вагаршапатском (491 г.) и Двинском (527 г.) соборах, осудивших
одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия и утвердивших армянское
исповедание, присутствовали также агваны.
Игорь КУЗНЕЦОВ
 Краснодар

По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области.  По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.

Удинская кухня разнообразна, включает мучные, молочные, мясные, рыбные, растительные блюда. Стоит специально отметить кушанье хариса - разваренную до кашицеобразного состояния пшеницу, густо заправленную сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Основу питания составляют растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб пекут из пшеничной муки в печи тарин (тандыр). Самогон по нашему называют аракИ. В них заранее опускают огурчик, грушу и что только возможно, пока они еще на ветке, они вырастают в бутылке, их срезают, заливают аракИ и к столу! В детстве я, конечно, не могла понять, как большой огурец прошел через маленькое горлышко)))

Большое место в питании занимают различные виды плова: с фасолью, изюмом, хурмой, каштанами, из грецких орехов. Ооооо, как я люблю плов с фасолью! А вот сладкий (с курагой, черносливом, изюмом не люблю. Зато любит муж-не удин))) Рис ели также с кислым молоком. Популярны жареные и варёные каштаны. Много блюд из овощей, в т. ч. из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употребляются дикорастущая зелень, особенно крапива и щавель, из которых готовят суп, начинку для пирога афар. Важную часть питания удин составляют молочные продукты (заквашенное молоко, сливки, сметана, масло, в т.ч. топлёное), различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя обязательны мясные блюда: чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тендире, яхни (варенные кусочки мяса), долма, шашлык.  Напитки - настои из ягод, трав, вино, водка из винограда, алычи, плодов груши, яблок, кизила, тутины. Из сладких блюд - мед, халва с мёдом.
Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны. Раньше (далеко раньше!) брачный возраст был низким - с 13 лет для девушек, с 16 — для парней.  Брачный обряд состоит из нескольких этапов: сватовство (сговор), малое обручение, большое обручение, свадьба, послесвадебная обрядность.  До вступления в брак в обручении участвуют родители юноши, жених, крестный отец и еще несколько человек со стороны жениха. В прошлом свадьбы проходили в течение 3-4 дней.Удинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен

Современный свадебный обряд претерпел значительные изменения, но многие традиции по-прежнему сохраняются.
Надо признать, что для удин и сегодня вступление в брак считается важнейшим этапом в жизни, а сама свадьба - радостным событием для всей династии, особенно семьи. Удины, проживающие в России, проводят свадьбу в один день, чаще в закрытых помещениях (рестораны, кафе, дома счастья), реже у себя во дворе (в домовладениях) в 2 дня, как по традиции. Считается долгом и моральным обязательством присутствие на свадьбах родных, близких и друзей. Поэтому удинские свадьбы часто многолюдны и веселы.  По мнению многих этнографов, ни у одного из народностей свадебные обряды так не осложнены, не облечены таким исключительным своеобразием и притом так необыкновенно ярко выражены, как у удинского народа. В детстве я была на нескольких свадьбах по всем удинским канонам: это интересно, но утомительно (особенно для ребенка, который толком по-удински даже не говорит, которого пугает огромное количество незнакомых ему людей (150-250 чел), и раздражает громкая живая национальная музыка). Моя свадьба была не по нашим обычаям, но нам удалось найти компромисс, чтобы обе стороны были довольны. Про удинскую свадьбу можно сделать отдельный пост, но это очень долго, я сама не всё помню, надо выпытывать обычаи у родителей.

По поводу быта и обычаев, вспомнила тут один: когда рождается ребенок, кто-то из близких родственников дает зарок (как бы обещание богу), что, когда ребенку исполнится, допустим, 3, 10, 15 лет принесет жертву, в виде петуха или барана. Конечно, это происходит только в селе, где все и так держат скот. И вот в обещанный день семья собираются, режут этого несчастного барана, его кровью делают ребенку на лбу отметину, потом варят его (надо обязательно варить, шашлычок или какое-нибудь модное блюдо нельзя, раздают соседям, и сами за огромным столом поедают) Это всё называется "резать курбан" (видимо, обычай появился ми сохранился в следствии нашей запутанной истории с влиянием разных народов. Податливый мы народ!)
Удинка. Сплетник


Рецензии