Он всадника искал себе средь нас

был черный небосвод светлей тех ног,
и слиться с темнотою он не мог.

Может, так и было задумано? Захлестнула волна   безграничной мощи  стиха .
Вот оно.
ВОТ.

    в тот вечер возле нашего огня
    увидели мы черного коня.

Вы явились из мира, где тьму сметают щелчком выключателя? Говорю вам, то не  единственное энергетическое уравнение, что допускается жизнью. Показалось, что   сам чёрный конь  – это  нечто вроде призываемой тьмы. То есть ,  не когда темно,  а наоборот... так много света,  и он так плотен, что   непроницаем   до темноты...
Проклятье это или благословение ?

     не помню я чернее ничего.
     как уголь были ноги у него.
     он черен был, как ночь, как пустота.
     он черен был от гривы до хвоста.
     но черной по-другому уж была
     спина его, не знавшая седла.
     недвижно он стоял. казалось, спит.
     пугала чернота его копыт.

Чернее  черного.  То  цвет-король, по отношению к которому все менее важные цвета - не  более чем неполные и застиранные оттенки.   

Конечно, жизнь походила более всего на шахматную доску, где судьба передвигала  фигуры, выстраивала линии атаки, укрепляла оборону. Чёрные клетки  на шахматной доске – это даже не обязательно. Полем ее действия может  оказаться и пустыня, и океан, и тюрьма. Шахматная сетка в данном случае – не более чем  прихоть обстоятельств. 
Но чернота сгущалась....

     он черен был, не чувствовал теней.
     так черен, что не делался темней.
     так черен, как полуночная мгла.
     так черен, как внутри себя игла.
     так черен, как деревья впереди,
     как место между ребрами в груди.
     как ямка под землею, где зерно.
     я думаю: внутри у нас черно.

Сказать ещё?
Скажу.
Темнота  начинается отсюда, от места, что мы милостливо называем  внутри у нас. Сама жизнь  возможна только на вере в высшую реальность, во всемогущество слова, в бескорыстную  игру мысли.   Она сложена из книг, музыки , картин, сети,  стихов, медитации или молитвы ...
   
И представьте ещё, черный конь - сам Пегас. Это он  выбил на горе, где обитали музы,   источник  мифического вдохновения.  Он  и должен быть чёрным - не иначе, глубина темноты  кок раз  соединяет тебя с   таинственным  и  сакральным.   Экстаз пишет  себя не красками, а  эмоциями, и  уж конечно -  не на холсте.
 
Главное – ответить на дарвиновский вопрос эволюции...  Он о выживании наиболее приспособленных  или... спонтанных и непрактичных, но творящих. Говорят, именно Рильке  заметил, что жизнь –  это игра, которую мы должны начинать, не узнав хорошенько ее   правил.
 
Узнаем ли мы их когда нибудь?
Действительно ли это правила?
А если нарушить?
Не  бунт ли  наш сгущает пространство?

     была всего лишь полночь на часах.
     он к нам не приближался ни на шаг.
     в паху его царил бездонный мрак.
     спина его была уж не видна.
     не оставалось светлого пятна.
     глаза его белели, как щелчок.
     еще страшнее был его зрачок.

Слово -  это  откровение,  что преображает мир... Это тотально свободный элемент.   Никогда не  узнаешь, какой фортель выкинут слова, оказавшись за пределами  слышимости. Хоть усочиняйся.
 
Власть слова стала настолько абсолютной, что мы перестали  ее замечать.      Неизвестно где и как, но понятно, что везде, неясно когда, но точно, что недавно, — мы  переехали из одного мира в другой.  Живите настоящим, принимайте жизнь такой, какая она  есть, учат нас руководства по настройке мозгов.

А  если настоящее — болото, а будущее — трясина?
Я чувствовала себя изгоем, желание  отправлять послания в бутылках и без росло с каждым часом. Воображение само по себе - мрак, темнота, вихрь и ты сам превращаешься в  вихрь.

     как будто был он чей-то негатив.
     зачем же он, свой бег остановив,
     меж нами оставался до утра?
     зачем не отходил он от костра?
     зачем он черным воздухом дышал?
     зачем во тьме он сучьями шуршал?
     зачем струил он черный свет из глаз?

Мы уперлись в стену, которую нельзя преодолеть простой силой: жизнь не делается лучше  от  того, что в мире становится больше станков, танков или инженеров. Возвращение тайны  вновь придает нашей  цивилизации религиозное измерение. Тайна  тайны — это  манипуляция ограничениями. В  поэзии, философии, искусстве  она переворачивает  обычную логику  и  меньше тут  как правило - больше (поле для внутреннего расширения).
 
Если загадка  сфинкса — это преграда  перед развязкой: быть или не быть, то постижение  тайны —  сама развязка.   Странные времена, когда что-то кончается и что-то начинается. Они опасны и  могущественны. И мы это чувствуем, даже если толком не понимаем, что. Такие моменты не  обязательно хорошие, но не обязательно и плохие. Фактически, всё зависит от того, кто мы  есть.

         он всадника искал себе средь нас.
         он всадника искал себе...
         он всадника...

Нужен был кто-то подобный богу,  тот, кто смог бы перевернуть  этот  мир.  Всадник?

Вещи создаются  неистовством огня.  Ты можешь улучшить свою жизнь, не нарушая ее границ,  или раздвинуть эти границы и все изменить. Рискнуть свободой во имя крупного куша – или  рискнуть всем, что имеешь, во имя непостижимой цели, которая вполне может оказаться  бессмысленной. Я участвую в процессе, вот и все.

О боже! Из всех глупых поступков, которые ты когда-либо совершаешь, этот пожалуй, - самый глупый, но.... Давай,  становись всадником,   не тормози.

P.S. Если нужны гарантии, то обсуждающееся здесь состояние   не   принесёт   искателю-претенденту-жертве   никаких выгод,  благословений или особых способностей, вроде оргазмической   эйфории,   дикого   кайфа,  неприличного  богатства,  отличного   здоровья, вечного   покоя,   вознесения   на   небеса, путешествия в другие миры... .

Всадники на черных конях  не  занимаются  поиском духовного просветления,  ума, друзей, родственников, денег, уважения, обретения смысла жизни ....
На какой из ваших вопросов вы предпочитаете не получить ответ ?

Эссе  на стихи Иосифа Бродского,
Версия автора эссе и  официозных критиков творчества И.Б. не совпадают.


Рецензии
Спасибо, хорошее произведение:
и рассмотренное, и получившееся.
Посмотрел "Блич" (2018, Япония) -
Это совсем другое, но...
Авторам случайно удалось показать связь бессмертного и смертного духа.
Всё же японцы в этом отношении молодцы, независимо от того, что они хотели показать.
Возможно, ассоциация ошибочна. Никак не первый и не второй круг ассоциаций, но разве это важно, где проходит та ниточка связи, пока она жива?
Гордость. Гонор. Дух. Безразличие и безжалостность вместе с внутренней добротой, или не добротой, а согласием признать за равного достойного, признание достойным...
Я не буду анализировать твой текст - нельзя говорить о великой картине, рассматривая её по отдельным мазкам, какой бы могучей ни была техника выполнения отдельного мазка, он не делает картину произведением (а если вспомнить импрессионистов...)
Мне понравилось эссе.

Аарон Великолепный   13.01.2021 13:10     Заявить о нарушении
аааа бог с ним, с моим текстом , Аарон,
главное - ты лишний раз
прикоснулся к этому стиху...
и уж если об этом - о бессмертном Духе,
то вот смотри....
официальное литературоведение
считает что Чёрный конь Иосифа -
это о смерти...
(ну почти как Чёрный человек Есенина....)
за сим следует поток сострадания...
конечно,- нетленное модное чувство...
но...вот тут я перепечатала бы весь твой коммент,
потому как - именно в нём ответ...
и продолжила бы вполне научной мыслью
о Черных дырах Мироздания....

Черные дыры (как и Чёрные кони)- не смерть,
это жизнь , напряженная до упора...
в них - энергия космоса, сконцентрированная до плазмы...
Восток - японцы, даосы и др... - это моя вечная подпитка...
думаю, для всего цивилизованного мира - это подпитка))))
спасибо, что зашёл,
спасибо что читаешь,
береги себя!

Татьяна Лаевска   13.01.2021 19:29   Заявить о нарушении
Сильная мысль (про чёрные дыры мира).
Смерть - это очень личное, даже интимное.
Пожалуй, более сокровенное, чем жизнь.
Но мне тоже кажется сейчас, что в стихах конь -
ещё и образ тайны. Скорее, тайны жизни.

Аарон Великолепный   13.01.2021 23:07   Заявить о нарушении
да!
и тысячу раз да!

Татьяна Лаевска   14.01.2021 00:04   Заявить о нарушении