Мартин!

"Мартин Скорсезе" http://proza.ru/2018/08/01/554
Григорий Аванесов

Эсквайр
ESQUIRE: 15 ЛЕТ В РОССИИ
КИНО И СЕРИАЛЫ КИНО
Топ-25 фильмов Мартина Скорсезе от худшего к лучшему
Начнем с интересного факта: Скорсезе был номинирован на премию «Оскар» восемь раз, но заветную статуэтку за лучшую режиссуру получил только за фильм «Отступники» (2006 год). Пожалуй, это величайшая несправедливость в истории кинопремии, учитывая, что Скорсезе — один из самых почитаемых режиссеров всех времен и живой классик. Он сформировал современный образ гангстера, он не боялся браться за влиятельных персонажей в истории не только Америки, но и всего человечества. В общем-то ему и не нужны награды, потому что его влияние ошеломляет и без них, его стиль уникален, а наследие — значимо. Он — легенда такого масштаба, что может позволить себе разнести в пух и прах обожаемые всеми фильмы киностудии Marvel и с легкостью выдержать все атаки фанатов кинокомиксов. Мы позволили себе дать оценки фильмам гения. Но имейте в виду: мы взяли только полнометражные художественные фильмы, потому что для его документальной классики, например «Последнего вальса», придется составить отдельный список.
Топ-25 фильмов Мартина Скорсезе от худшего к лучшему
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»
25. «Берта по прозвищу Товарный Вагон» (1972 год)
Уважаемый бесстрашный студент ВГИКа, запомните: в тот день, когда Мартин Скорсезе появится на вашем семинаре «Введение в кино» и профессор скажет, что можно задавать вопросы, знайте, что упоминание фильма «Берта по прозвищу Товарный Вагон» в первой пятерке лучших произведений Скорсезе — самый быстрый способ опозориться на всю аудиторию. «Берта по прозвищу Товарный Вагон» — вольная адаптация книги Бена Рейтмана «Сестра дороги: Автобиография Берты по прозвищу Товарный Вагон» (1937 год), в которой рассказывается история любви условных Бонни и Клайда — только с железной дороги. Конечно, вы сможете вычленить в фильме те моменты, которые предсказывают, каким большим художником в итоге станет Скорсезе, но в этой кинокартине слишком много мучений, преступников и кровопролития (что совсем не в духе созерцательного режиссера).

24. «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977 год)
1970-е годы подходят к концу, и так называемая американская «новая волна» как движение тоже находится на грани. После оглушительного успеха «Таксиста» Скорсезе и Де Ниро оказались на пике популярности. Скорсезе, известный киноман и любитель мюзиклов 1950-х годов, решает взяться за, казалось бы, непосильную задачу — встряхнуть жанр мюзикла в эпоху царящей киноправды. Удивительно, но ему это удалось. «Нью-Йорк, Нью-Йорк» получился музыкальным неонуаром, как если бы Фред Астер играл главную роль в «Злых улицах». Как если бы Скорсезе снял «Звезда родилась». Но именно в тот момент это обернулось катастрофой. Скорсезе превысил бюджет, а на съемочной площадке царили сдобренные наркотиками скандалы. Историки кино часто ссылаются на производство таких фильмов, как «Нью-Йорк, Нью-Йорк», описывая их как самодовольную авторскую катастрофу, положившую конец эре американского кино, когда режиссеры, а не продюсеры полностью контролировали кинопроцесс. В итоге «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — это невероятной силы роль Лайзы Миннелли и один из самых странных экспериментов в истории американского кинематографа. Понравится вам фильм или нет, он уже давно доказал свою актуальность — именно для него была написана песня Theme from New York, New York Фрэнка Синатры.

23. «Цвет денег» (1986 год)
Еще одно довольно странное выступление Скорсезе-режиссера периода 1980-х годов, а также единственный случай в его кинематографии, когда он снял продолжение фильма другого режиссера. Притом что «Цвет денег» — абсолютно такая же аутентичная картина Скорсезе, как и любой другой фильм из списка, по сути, это сиквел популярного азартного нуара «Бильярдист» 1961 года с Полом Ньюманом в главной роли. В «Цвете денег» к нему присоединяется Том Круз. Фильм по праву входит в число самых жестоких и жестких у Скорсезе, но вовсе не в в смысле кровожадности. За всеми монтажными склейками «угол бильярдного стола — кий — удар по шару» подтекстом проходит битва двух самцов (стареющего Ньюмана и новичка Круза) за альфа-доминирование, и она делает «Цвет денег», возможно, вторым лучшим фильмом Скорсезе о поединке. В отличие от некоторых более смелых и экспериментальных проектов Скорсезе, «Цвет денег» просто чертовски интересно смотреть.

22. «Кто стучится в дверь ко мне?» (1967 год)
Есть определенное рациональное зерно в том, что карьера Скорсезе началась с исследования фрейдистской теории. Проще говоря — почти все герои мужского пола в его фильмах (от Джейка Ламотты в «Бешеном быке» до Трэвиса Бикла в «Таксисте») не могут поддерживать нормальные отношения с женщинами, потому что их тяга к сексуально раскрепощенному партнеру (в терминологии Фрейда такого партнера называют «шлюхой») вступает в прямую конфронтацию с их мечтой о непорочной девушке (опять же по Фрейду это Мадонна, или Богородица). «Кто стучится в дверь ко мне?» разбирает этот вопрос довольно прямолинейно: персонаж Харви Кейтеля страдает от осознания того, что его девушка потеряла девственность задолго до начала их отношений. Фильм родился как студенческий проект в Нью-Йоркском университете, и это чувствуется. Многие приемы, которые впоследствии станут для Скорсезе знаковыми, здесь кажутся немного недокрученными, слишком экспериментальными, но, без сомнения, это впечатляющий дебют для карьеры, которая растянется на десятилетия.

21. «Банды Нью-Йорка» (2002 год)
Возможно, вы уже забыли все слабые стороны этого эпического криминального полотна о середине XIX века, но вряд ли вы забыли хоть одну из сцен с Дэниелом Дэй-Льюисом. Его монолог о страхе, который он произносит задрапированным в американский флаг, или его речь о том, как убивать, с которой он закалывает свинью. Декорации и костюмы прекрасны, Лео — ну, это обычный Лео начала 2000-х годов. И все равно фильм не работает настолько слаженно, насколько это обычно бывает у мастеров повествования уровня Скорсезе. «Банды Нью-Йорка» вполне можно пересмотреть, а можно просто найти лучшие сцены Дэй-Льюиса на YouTube.

20. «Воскрешая мертвецов» (1999 год)
Невозможно избавиться от ощущения некоторой волнительной назойливости, когда речь заходит о фильме «Воскрешая мертвецов» — учитывая, что это рассказ о фельдшере (Николас Кейдж), который вроде бы постоянно находится в движении, хотя, по сути, пребывает в галлюцинаторном чистилище. И почти всегда он бессилен сделать что-то большее, чем просто утешать раненых и умирающих. Действие занимает трое суток и разворачивается в Нью-Йорке в районе Адская Кухня. Этот фильм состоит из водоворота мигающих красных огней, пара, вырывающегося из крышек люков, и запавших глаз Кейджа — и этот водоворот вызывает и сочувствие, и страдание, и отчаяние. Скорсезе и Кейдж оказались гармоничным творческим тандемом: они демонстрируют нам жестокий мир, где утешение — это редкость, а ответов слишком мало; мир, в котором стремление сделать все возможное, пока это возможно, — единственный путь вперед.

19. «Кундун» (1997 год)
Несмотря на то что это самая откровенная попытка Скорсезе исследовать феномен духовности со времен «Последнего искушения Христа», «Кундун» все же не получится поставить с ним в один ряд. Своего главного героя — далай-ламу XIV века — он не рассматривает как личность, охваченную страстями, сомнениями и другими эмоциями, но концентрируется на нем как на истинном божестве (или, скорее, реинкарнации божественного духа). Пожалуй, это и есть главный недостаток фильма — агиографическая ловушка, из которой он не может выбраться. Стремление режиссера к просветлению и связи с Богом видно в возвышенной операторской работе Роджера Дикинса и слышно в восхитительном саундтреке Филипа Гласса. Тем не менее, это редкий фильм Скорсезе, в котором мало повествовательной энергии и напряжения, что делает его красиво смонтированным эпосом, который, к сожалению, не задерживается надолго ни в голове ни в сердце.

18. «Хранитель времени» (2011 год)
Десятилетиями Скорсезе исследовал мир гангстеров, пыток и разного вида оружия, а в начале 2010-х вывел на экран абсолютно нового героя. Это Хьюго Кабре, 12-летний часовщик, который отправляется на поиски приключений после смерти своего отца. Снятый в 3D (вроде как значимая деталь после выхода «Аватара»), «Хранитель времени» — уникальный фильм. Это самое резкое отклонение Скорсезе от его типичного стиля. Фильм наполнен сценами и приемами, которые никак не ассоциируются с режиссурой Скорсезе, и в данном случае фильму это только на руку. Это настоящее детское чудо, выстроенное в захватывающих дух декорациях, повествующее о приключениях посредством потрясающей актерской игры главных героев. А в трейлере этого фильма звучит музыка 30 Seconds to Mars.

17. «Молчание» (2016 год)
К концу четвертого десятилетия своей карьеры Скорсезе снял один из своих самых главных долгоиграющих проектов, и результат оказался не похож ни на один из его фильмов. Скорсезе всегда любил авантюры и уже рисковал, заигрывая с темами религии в «Последнем искушение Христа» и «Кундуне», но «Молчание» стоит особняком. Фильм вновь поднимает довольно тяжелые, но привычные для Скорсезе темы: христианство, жертвенность, вина, которую на человека накладывает бремя католической религии. Но на этом сходство заканчивается. В «Молчании» нет привычного для Скорсезе блицкрига, повествование вокруг Эндрю Гарфилда в роли священника-иезуита в Японии развивается очень медленно, с длинными размеренными сценами вместо обычных для режиссера коротких взрывных. Это работа взрослого режиссера, который думает о перспективе вместо того, чтобы теряться в мелочах. Но еще эта картина показывает, что Скорсезе остро чувствует, что теряет свою актуальность. Так же остро, как это чувствуют его критики.

16. «Эпоха невинности» (1993 год)
Привычные декорации злых улиц пяти районов в этом фильме сменяются богато убранными залами Нью-Йорка 1870-х годов. Но суть та же: Скорсезе вновь исследует ритуалы и коды субкультур. Великолепная утонченная адаптация знаменитого романа Эдит Уортон 1920 года рассказывает историю преуспевающего адвоката Ньюлэнда Арчера (Дэниел Дэй-Льюис): он помолвлен с милой благонравной Мэй Уэлленд (Вайнона Райдер), но увлечен независимой Эллен Оленской (Мишель Пфайффер). Это сага о социальных нравах, бунте против истеблишмента и разрушительной силе страсти. Здесь нет явного насилия, но есть неизмеримая боль и печаль, слои которых Скорсезе кладет уверенной, но деликатной рукой — и ею же вырисовывает тоску и разочарование через дотошные формальные договоренности. Кроме того, под руководством Скорсезе Дэй-Льюис и Пфайффер раскрывают свои невероятные актерские способности, которые с годами только улучшатся.

15. «Алиса здесь больше не живет» (1974 год)
Один из наименее обсуждаемых фильмов Скорсезе, при этом один из самых очаровательных и человечных, нежных и интимных. Эллен Берстин играет несчастную мать-одиночку, воспитывающую несовершеннолетнего сына на юго-западе Америки. Запоминающийся дебют Криса Кристофферсона в самом начале его карьеры. И удивительно дальновидная для своего времени работа Берстин — одна из ее лучших ролей, по праву завоевавшая ей «Оскар» в 1975 году.

14. «После работы» (1985 год)
Прежде чем снять этот фильм, Скорсезе уже снял «Бешеного быка», «Таксиста» и прекрасный мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк». В середине 1980-х плодовитый режиссер вдруг начинает терять свою актуальность. В этот момент он останавливается, выдыхает и возвращается к тому, что всегда получалось у него лучше всего, — нью-йоркским улицам. Фильм невольно напрашивается на сравнение с «Королем комедии», снятым Скорсезе в 1982 году, но, по сути, «После работы» — возвращение Скорсезе к стилю, который он нашел еще во время учебы в Нью-Йоркском университете. Странноватый сценарий Джозефа Миниона, разыгранный актерским составом, в котором нет ни одной звезды, показал Скорсезе энергичным и взрывным, каким его и любят. «После работы» — калейдоскопический тур по центру Нью-Йорка середины 1980-х, и сейчас он смотрится настолько же забавно, насколько и ностальгически. Если захотите увидеть Манхэттен до того, как его выкупили Starbucks, WeWork и риелторы на пару с трейдерами, то вряд ли найдете кинокартину более наглядную.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

13. «Остров проклятых» (2009 год)
Рассказ о федеральном маршале (Леонардо ДиКаприо), который во время охоты за пропавшим пациентом из-за шторма оказывается запертым в лечебнице для душевнобольных, редко упоминают в числе главных эпосов Скорсезе. А зря. Эту оду клаустрофобии, пронизанную криками и стонами и омываемую бесконечным ливнем, венчает абсолютно сокрушительная актерская игра Леонардо ДиКаприо. Второстепенные персонажи Марка Руффало и Бена Кингсли — идеальный поддерживающий дуэт. Конечно, фильм заканчивается довольно дурацким сюжетным поворотом, вокруг которого в итоге и закручивается все повествование, но даже он не портит впечатления от фильма и тем более не делает его слишком скучным для повторного просмотра.

12. «Мыс страха» (1991 год)
Блистательное возвращение безумного Де Ниро в ремейке триллера Дж. Ли Томпсона 1962 года. Вышедший из тюрьмы насильник Макс Кейди (Де Ниро) терроризирует общественного защитника (Ника Нолти), обвиняя его в сокрытии важной информации на судебном слушании. Кейди уверен, что эта информация могла бы его оправдать и он провел бы 14 лет на свободе, а не в тюрьме. Худощавый, мускулистый, покрытый татуировками Кейди идеально курит сигары, а Скорсезе наращивает напряжение, затягивая действие в лучших традициях Альфреда Хичкока (включая последовательность титров в духе Сола Басса и использованием оригинальной партитуры Бернарда Германа). Последняя схватка в плавучем доме смотрится вполне апокалиптично, хотя главный источник тревоги — абсолютно нездоровое преследование Де Ниро дочери Нолти, роль которой исполнила Джульетт Льюис. И это сочетание в Льюис невинности и жесткости столь же захватывающе, как актерская игра ее более взрослых и уже прославленных коллег.

11. «Авиатор» (2004 год)
Фильм о кинодельце, авиационном магнате и человеке, страдающем обсессивно-компульсивным расстройством, Говарде Хьюзе мог бы стать просто очередным байопиком, который приятно посмотреть за ужином. Но в создании портрета одного из самых богатых людей в истории Америки Скорсезе удалось взять невероятную высоту. Помог и звездный и невероятно талантливый актерский состав: Кейт Бланшетт в роли Кэтрин Хепберн и Джон С. Райли в роли лейтенанта Ноя Дитриха. И конечно, ДиКаприо, прошедший путь от юного кумира подростков до исполнителя знаковых главных ролей благодаря удачной комбинации, разыгранной самим Скорсезе: «Банды Нью-Йорка», «Авиатор» и «Отступники». В начале фильма Хьюз потрясающе обаятелен, но ближе к концу фигура магната становится трагической. Одна сцена особенно незабываема. В результате крушения самолет Хьюза садится в жилом районе Беверли-Хиллз, срывая крыльями крыши домов, а затем останавливается в огненном взрыве. В объективе Скорсезе катастрофа небольшого двухместного самолета ощущается так же трагично и весомо, как крушение «Боинга-777».

10. «Волк с Уолл-стрит» (2013 год) за за
Пятый совместный фильм Скорсезе и ДиКаприо рассказывает историю жизни Джордана Белфорта, трудолюбивого и наглого биржевого маклера, который нашел лазейку в американской финансовой системе и использовал ее для своей выгоды. Пока главный герой покоряет новые финансовые высоты и зарабатывает новые миллионы посредством бесстыдного мошенничества, «Волк с Уолл-стрит» превращается в гангстерский боевик для белых воротничков. Опьяняющий порыв эгоизма, который заставляет человека совершать неправильные поступки, логично ведет к его заслуженному падению. Самодовольное высокомерие ДиКаприо восхищает даже несмотря на то, что его персонаж — критика собирательного образа таких же дельцов, как он сам. А режиссер рассказывает свою историю — о чрезмерно прожорливом американском обществе со всей его аморальной жадностью, такой отвратительной и такой знакомой.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. «Отступники» (2005 год)
Давайте на секунду забудем о крысе. Вы ведь уже знаете эту чертову оскалившуюся крысу из заключительной сцены «Отступников»? Ту, которую преданные фанаты даже вырезали из «идеального» (по их версии) монтажа фильма. Крыса держит на себе всю финальную сцену, оглушая зрителя очевидной символикой. Сейчас мы притворимся, что крысы не существует, потому что в противном случае «Отступники» — мастерский криминальный триллер. Скорсезе на вершине своего мастерства: два с половиной часа напряженного ожидания, потрясающая актерская игра всех без исключения: Джеку Николсону удался самый его яркий злодей, возможно, со времен «Сияния», а Лео пойман в ловушку и подвергнут пыткам, и мы ни до, ни после не видели его таким.

8. «Последнее искушение Христа» (1988 год)
Режиссер-католик боролся с католицизмом на протяжении всей своей карьеры. И в самом первом («Кто стучится в дверь ко мне?»), и в последнем на заданную тему фильме («Молчание»), и в большинстве лент между ними — почти везде Скорсезе исследует тему Иисуса, стремится примирить распятие Христа и «первородный грех» католической религии через призму судеб своих замученных героев. И Джейк Ламотта, и Трэвис Бикл в определенном смысле наказывали сами себя, но в 1988 году Скорсезе наконец-то вбил гвоздь в настоящий крест: в «Последнем искушении Христа» он адаптировал историю Иисуса. И католическая церковь, конечно, этому не обрадовалась. Производство фильма, который он пытался снять с самого начала своей карьеры, подверглось агрессивной критике, а фанатики даже подожгли кинотеатр в Париже, в котором показывали картину. Но факт остается неизменным: «Последнее искушение» входит в число самых благочестивых фильмов, когда-либо созданных Скорсезе. Католики были расстроены тем, что режиссер представил проститутку Марию Магдалину любовницей Иисуса — они посчитали это кощунственным. Но, по сути, фильм Скорсезе просто изобразил Иисуса человеком — чувствительным, злым и способным на любовь. Как любой из нас. Просто ко всему прочему он еще сын Бога. Фильм «Последнее искушение Христа» ярче, чем любая другая экранизация католического мифа, показал, что в основе притчи Нового Завета лежит несовершенство Иисуса-человека, а не непогрешимость Бога.

7. «Казино» (1995 год)
В «Казино» произошло воссоединение Скорсезе с Робертом Де Ниро, Джо Пеши и сценаристом Николасом Пиледжи, но этот фильм не пытается повторить успех «Славных парней», а идет своей дорогой. Трехчасовая эпопея об игровой индустрии Лас-Вегаса, рассказанная от лица крупного оператора казино Сэма «Туза» Ротштейна (Де Ниро). История о жадности, власти и предательстве разыграна тремя основными героями, в их числе Шэрон Стоун — экзальтированная жена Ротштейна Джинджер, которая не может освободиться от своего бывшего сутенера Лестера (Джеймс Вудс). Довольно подробное и вдумчивое описание криминальной жизни включает в себя несколько лучших художественных приемов за всю карьеру Скорсезе: начиная с проезда камеры, следующей за перемещением денег из зала казино в кассу, и заканчивая финальной сценой, где наглядно демонстрируется, как одна форма подлости заменяет другую, — все это снято Робертом Ричардсоном на Steadicam, находящуюся в постоянном движении, и именно это делает каждый кадр будто наэлектризованным.

6. «Ирландец» (2019 год)
Об «Ирландце» на каждом углу говорили без малого десять лет, пока он не вышел осенью 2019 года. Проект Мартина Скорсезе о наемном убийце Фрэнке Ширане, Джимми Хоффе и преступной семье Буфалино разрабатывался с 2004 года и никак не мог найти финансирование, и вот Netflix раскошелился на $159 миллионов. Среди прочих тем для обсуждения одной из главных была тема цифровой технологии старения. Она была крайне необходима режиссеру для полного и достоверного пересказа одной из самых противоречивых историй в истории криминальной Америки. Несмотря на завышенные ожидания, завышенный бюджет и запредельные риски, Скорсезе со всем справился. Если можно так выразиться, цифровое старение прошло проверку временем. Оно совсем не отвлекает, разве что иногда ловишь себя на мысли, что все персонажи неопределенного возраста, где-то в промежутке от 40 до 80 лет. Что важно — в этом фильме Скорсезе будто понял тайну, что именно делает людей способными на невероятные акты насилия и коррупции. Это масштабное полотно, в котором сплелись десятки сюжетов и десятки героев, каждый из которых сам по себе может стать объяснением, откуда в Америке столько злобы, столько гнева и столько алчности. И в то же время каждый из них может стать шансом на спасение, на человечность, на трагедию. Некоторые из них — крупнейшие исторические фигуры XX века.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. «Король комедии» (1982 год)
Вышедший следом за «Бешеным быком» «Король комедии» — еще один портрет одинокой потерянной души, в данном случае Руперта Папкина (Роберт Де Ниро), начинающего комедийного актера, чья единственная цель в жизни — появиться в вечернем шоу Джерри Лэнгфорда (Джерри Льюис). Интонация повествования делает отчаяние главного героя все более жутким, пока Скорсезе описывает одну за другой жалкие попытки Папкина стать гостем в программе Лэнгфорда. Отказы приводят к тому, что Папкин вместе с подругой Машей (Сандра Бернхард) разрабатывают схему похищения ведущего. В «Короле комедии» Скорсезе препарирует повальное увлечение славой и знаменитостями, и эта сатирическая критика сегодня столь же резонансна, как и более трех десятилетий назад. Папкин в исполнении Де Ниро становится собирательным образом любого оголтелого фаната — живущего в подвале и одержимого стремлениями, никак не подкрепленными ни его способностями, ни его интеллектом.

4. «Злые улицы» (1973 год)
Многие по праву считают «Злые улицы» реальным дебютом Скорсезе. После авантюрных картин «Кто стучится в дверь ко мне?» и «Берта по прозвищу Товарный Вагон» режиссер наконец-то нашел проект, который полностью соответствовал кипящей энергии его таланта. Напоминающий уличный нуар 1930-х годов фильм «Злые улицы» не только дал всему миру возможность услышать голос режиссера, который станет одним из величайших рассказчиков в истории американского кино, но и зажег одну из крупнейших звезд в истории Голливуда — Роберта Де Ниро. Спустя почти полвека фильм «Злые улицы» кажется таким же необычным и новым, как и любая независимая кинокартина, снятая сегодня.

3. «Таксист» (1976 год)
Роберту Де Ниро редко попадались персонажи круче, чем ветеран Вьетнама Трэвис Бикл. Свои дни и ночи он проводит за рулем такси в Нью-Йорке — городе, который он считает моральным банкротом. Он готовит покушение на кандидата в президенты (потому что одержим волонтером, которую играет Сибил Шепард) и сутенера (потому что он дружит с несовершеннолетней проституткой, которую играет Джоди Фостер). Экзистенциальное отчаяние и яростный гнев практически просачиваются из каждого искусно выстроенного кадра, усиливая всепоглощающее настроение безумия и тоски, которое в итоге и доведет Бикла до трагического финала. Обжигающе грустный и стилистически незабываемый, возможно, это лучший фильм Скорсезе хотя бы из-за персонажа Де Ниро, одиночки, нуждающегося в общении, охваченного антисоциальной яростью, тонущего в море мирских разочарований, сексуальных желаний и психических расстройств.

2. «Бешеный бык» (1980 год)
В результате первой совместной работы режиссера Скорсезе, актера Де Ниро и сценариста Пола Шредера получился феноменально важный «Таксист». Несколько лет спустя Де Ниро и Скорсезе начали разработку «Бешеного быка» — истории о чемпионе по боксу в среднем весе Джейке Ламотте и его бурной личной жизни, которая привела того к аресту, карьере комика и тюремному заключению. Оба изо всех сил пытались прорваться сквозь дебри жанра спортивного кино, в котором Скорсезе проявлял феноменальную незаинтересованность. В итоге с сюжетными переплетениями снова пришлось справляться Шредеру — именно он в ответе за персонажа Де Ниро, который стал одним из самых запоминающихся в истории кинематографа. Старшего брата Джейка Джои Ламотту пригласили сыграть тогда почти неизвестного Джо Пеши. В этот момент была написана история кино. «Бешеный бык» — шедевр, дитя любви всех участников съемочной группы. Операторская работа Майкла Чэпмена возносит этот фильм над любым другим на похожую тему: здесь каждый боксерский поединок — словно ожившая картина эпохи Возрождения. Отдельного упоминания заслуживает физическая трансформация Де Ниро. За время съемок актер набрал почти тридцать килограммов, чтобы достоверно показать боксера-нарцисса в конце его жизни. И даже если не брать в расчет успехи актерской игры по методу Станиславского, в итоге «Бешеный Бык, возможно, самая пугающая метафора маскулинности, которую мы когда-либо видели в кинематографе.

1. «Славные парни» (1990 год)
Основанный на книге Николаса Пиледжи «Славные парни», которая, в свою очередь, основывалась на реальных событиях, кинокартина «Славные парни» Скорсезе при всем уважении к «Крестному отцу», кажется, лучший гангстерский фильм всех времен и народов. Это забавная, жестокая и крайне захватывающая сага о взлете и падении мафиози Генри Хилла (Рэй Лиотта). Фильм начинается с рассказа об определенном очаровании и даже гламуре жизни гангстеров; повествование ведется с непосредственностью и энергией, которая ошеломляет. Именно это и сделает развитие характеров и неминуемые катастрофы куда более осязаемыми и реальными. Джо Пеши получит свой заветный «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, а зритель — масштабное полотно, рассказывающее о подпольном мире роскоши, греха и предательства. Здесь стиль Скорсезе на пике, он максимально острый и изобретательный (кадры, снятые в ночном клубе на Steadicam, навсегда остались эталонными в истории кинематографа), равно как и монтаж его партнера по карьере Тельмы Скунмейкер.

Мартин Скорсезе
КИНО МАРТИН СКОРСЕЗЕ ЛЕОНАРДО ДИКАПРИО СКОРСЕЗЕ ФИЛЬМЫ МЭТТЬЮ МАККОНАХИ
17 ноября 2020


Рецензии