Набросок 3. Из опыта стихосложения

                ИЗ  ОПЫТА  СТИХОСЛОЖЕНИЯ

                (Попытка  статьи)

Искусство   написания  стихов  называется  версификацией.
Не  следует  думать,  что  мастерство  проявляет  себя   во всем:  часто  человек,  научившись  сочинять  стихи  какого  либо  типа,  оказывается  совершенно  беспомощным  в  иных  видах  стихов.
Первое  на  что  следует  обращать  внимание – это  начало  стихотворения.         
Скверное,  вялое  начало  стихотворения  вызовет  такое  же  продолжение,   ведь  это  соответствует  природе  чисто  физического   явления:  человеческое  мышление   транслируется  на  одной  неизменной
волне,  на  одном  энергетическом  уровне.
Какой  силы  и  яркости  была  первоначальная  вспышка,  такой  же  свет  и  разольется  вокруг  и  осветит  остальную  поверхность.
« Хорошее  начало  – полдела  отмахало »,  эта  правильная  хорошая 
пословица  имеет  также  самое  непосредственное  отношение   и  к  стихам. 
Следует  с  самого  начала  выставлять  высокую  планку  для  своих  стихов.

Закон  создания  строфы.
Это  закон   равновесия.  Должен  срабатывать  принцип  переправы. 
Нижняя  и  верхняя  части   должны  уравновешивать  друг  друга.  Если  у  строфы  хорошее,  сильное  начало,  удачные ,  образные  первые  две  строчки,   то  продолжение  должно  быть  не  слабее.
               
Серебристое  соло 
                дождя
Пиццикато 
                струящихся  капель
Задушевно  поет, 
                как  душа,
Над  которой 
                трудился 
                создатель

Строфа  создается  на  чередовании   разных – женских  и  мужских  рифм,
либо  на последовательности  одних  и  тех  же  рифм – чаще  всего  женских  или  же  мужских. 
 
« Четверостишие.  Первую  и  вторую  строчку  пишешь  как  хочешь,  как  задумал  сам.  Третью  диктует  талант …  Четвертая:   ищешь  её  порой  в  отчаянье,   прорываешься  к  открытию,   а  если  не  вытянешь
ее – инертная,  безвольная,  она  разрушит  всю  строфу …   А  ведь  в  первой  строке  уже  спрятана  четвертая.  Значит,  нужно  раскрыть  их  внутреннюю  связь ».
Эти  советы – от  замечательного  поэта  Сельвинского.

У  природы 
                есть  разные  дни:
Это  небо  всё 
                плачет  и  плачет
Мелодичные 
                звуки  возни,
А  тоска  музыкальна, 
                тем  паче.
 
Закон  создания  стихотворной  строчки.
Каждую  строчку  необходимо  взвешивать  как  бы  на  весах.

Мечет,  мечет, 
                мерцает, 
                плывет, 

Отмечу  как  необходимость,  что  такой  поэт  как  Маяковский,  всегда  ставил  самое  характерное,  значительное  слово  в  конец  строки,  создавая  из  него  рифму.
Похоже,  подобную  технику  усвоил  и  поэт  Андрей  Вознесенский,

И  в  то  же  время  вот  как  поэт  объяснял  некоторые  закономерности   построения  строки:
«Я,  например ,  пытался  вывести  теорию  современной  рифмы  из  напряжения  железобетона  на  нагиб.  Если  воспринимать  строку ,  как  нависшую  балку  балкона,  то  напряжение  идет  в  начале  строки  больше,  а  в  конце  все  меньше  и  меньше.  Я  пытался  это  сделать  в  стихотворении  «Гойя»  и  в  некоторых  других.  Вы,  наверное  заметили – сначала  идет  напряжение  звука, потом  оно  спадает  и  к  концу  рифмы  исчезает.  Я,  в  общем,  хочу  этим  сказать,  что,  вероятно,  есть  общие  законы  напряжения  металла 
и  напряжения  души,  которые  где – то  пересекаются …»
       
 


Рецензии