О минимуме и классности

                О погодном минимуме и классности.

                на фото: Заход на посадку по ОСП-48
          В отпуске я пообщался с лётчиками с аэродрома Шаталово под Смоленском уже отслужившим по два-три года. Естественно поговорили о полётах. На фоне их «успехов» мои выглядели просто фантастически. В процессе переподготовки я летал и на малых высотах и в разреженной облачности и даже за облаками вне видимости земли. Им же запрещали самостоятельные полёты как только в небе появлялась редкая кучёвка.
          Вот после этого можно было задуматься: а так ли уж плоха будет моя работа инструктором? Но я не задумывался  – намерение бежать из инструкторов не исчезало.

          По возвращению из отпуска нам вручили по группе и мы после восстановления втянулись в обучение подопечных. Первый раздел: взлёт, построение коробочки, расчёт на посадку и приземление, – вывозные. Выпуск твоих курсантов в самостоятельный полёт – это уже следующий раздел. Потом полёты в зону, тоже вывозные – обучение сложному пилотажу. После них курсант пилотирует в зоне самостоятельно. И так по всем последующим разделам: вывозной – самостоятельный.
          Одновременно продолжалось и наше совершенствование как инструкторов в так называемых методических полётах. Методические проводились в таких метеоусловиях в которых полёты с курсантами отменялись – или облачность низкая или видимость из-за дымки не соответствует КУЛПУ. Это было уже не обучение, а проверка нашего умения  показывать и объяснять  курсантам выполнение того или иного элемента полёта.

          В полётах с курсантами личного минимума по погоде не существовало – обучать можно было по методике КУЛП (курс учебно лётной подготовки), а она предусматривала только пилотирование в ПМУ . Допуск по метео на каждом виде программы определялся руководителем полётов. РП обычно был один из замов командира полка или кто-либо из комэсок.
          Как показало дальнейшее, руководитель полётов мог выпустить в отдельных упражнениях и с некоторыми отступлениями по погоде. Так иногда нас выпускали в зону на сложный пилотаж при нижней границе облачности менее 1500 метров или при слабой кучёвке, что называлось «пилотировать в окнах». Не знаю, было ли так в других авиаучилищах, или это практиковалось только у нас в СВАУЛ, на переходных истребителях Як-11.
          Что эти отступления порой бывали чрезмерными, я убедился несколько позже, уже обучая вторую группу курсантов. Чудом избежал тогда катастрофы, обучая курсанта пилотированию по приборам на предельно малой высоте.

          «Командирские полёты», то-есть методические выполнялись по тем разделам КУЛП, которые предстояло выполнять с курсантами. Такие полёты в обычных частях считались бы полётами в СМУ, так как пилотировать зачастую приходилось и на предельно малых высотах  и в разорванной облачности. Земля сквозь облака временами мелькала, но лететь можно было только по приборам.

          После отпуска, молодых инструкторов проверили по пилотажу из первой и второй кабины (4 – 6 полётов по кругу) и объявили наш минимум для «командирских полётов», то есть на личное совершенствование – 300 Х 2000. Но руководство и подстраховалось: минимум инструкторов в руководящих документах записан не был, он был как бы негласным, но при допусках к полётам неукоснительно выполнялся.
          Парадокс: наш минимум, обозначался теми же величинами что и у пилотов 2 класса. По этому поводу кто-то из ребят пошутил: «Пора нацепить «курицы» с циферкой два как у комполка»
         
          Цифры то одни, но обозначали они совсем разные вещи. Комполка, пилот второго класса умел вне видимости земли заходить на аэродром за облаками и в облаках, применяя одну из схем по системе ОСП-48, снижаться к дальнему приводу до высоты 300 метров. Если нижняя кромка облачности ниже, он уходил на второй круг или на запасной  аэродром по согласованию с РП (диспетчером) По схеме ОСП-48 снижение допускалось до высоты 200 метров, именно на этой высоте самолёт должен бы проходить над ДПРМ и начинать снижение к БПРМ. То есть проход дальнего привода  должен быть уже под облаками, при видимости земли.
          Для нас же 300 метров означали предельно низкую высоту облачности под которой мы могли пилотировать. Если облака опускались ниже полёты отменяли.   Заходить в облака мы не имели права. Хотя и умели летать по приборам – обучались этому ещё в курсантах, да и инструкторами тренировались в методических. Но заходить на посадку в облаках по ОСП-48 мы не умели. Этому истребителей в училищах тогда не учили. Учили только не терять пространственную ориентировку при непредвиденном попадании в облака, вести машину в этом случае только по приборам.
          Что касается второй цифры (2000) то она означала допустимую горизонтальную видимость, была единой для данного аэродрома для всех лётчиков. Если видимость ухудшалась полёты просто закрывались.


Рецензии