Необычное пари

Почти месяц экипаж рыбоморозильного траулера «Николаев» отдыхал между рейсами, и снова собрался вместе, сначала на отходном собрании в управлении, а потом в поезде Одесса-Москва.  Команда разместилась в двух вагонах скорого поезда и обживала свои купе. Двух матросов при посадке недосчитались, но шансы догнать товарищей на самолёте у опоздавших оставались. Воспользовавшись ситуацией, капитан со старшим механиком заняли купе возле проводника.

Стармех, Анатолий Фёдорович Мартыненко после училища работал на китобойных судах с очень суровыми условиями быта. Купейный вагон по сравнению с китобойцем был эталоном комфорта, а четырехместное купе на двоих – это уже просто каюта-люкс.
 
- Петрович, - обратился Мартыненко к капитан-директору траулера Галактионову, - ты чего такой озабоченный сегодня, даже на себя не похож? Расслабься, ещё двое суток нам до Мапуту добираться, морщины на лбу расправь, всё равно никто их, кроме меня, не видит.

- Тебе бы всё шутки шутить, Толя, а у меня из головы пароход наш не выходит. Без топлива он стоит в Мапуту, и взять его там негде. Озадачили меня в службе эксплуатации флота.
- То есть, как без топлива? Как же это так вышло?

- Гражданская война в Мозамбике идёт, мятежники восстали против законного просоветского правительства, и топлива в столице нет совсем. Начальник службы эксплуатации флота, сказал, что и дизелькой, и маслами с нами поделится корабль восьмой оперативной эскадры ВМФ в Индийском океане. Трое суток ходу до него из Мапуту.

- Трое суток? - возмутился Мартыненко, - да где мы его в океане искать будем? Нет, в точку рандеву-то ты выйдешь, я в твоих штурманских качествах не сомневаюсь. Но если вояки туда не придут, что тогда делать будем? У нас хоть хватит топлива назад вернуться?

- Куда вернуться, Толя? Назад мы по любому не пойдём, воюют там. И выхода у меня не было, разговор с начальником СЭФ уже после отходного собрания состоялся, а генеральный директор вместе с главным инженером в Севастополь уехали.

Мартыненко покрутил головой.
- Засада это, Петрович. Полная засада. В океане без топлива – это не лучше, чем пожар в море, тот хоть потушить можно.
- Прекрати уже, Фёдорович, и без тебя тошно. Водка у тебя с собой есть?

- Обижаешь! И водка, и закуска, мне жинка полную торбу собрала. Стаканы только у проводника возьму, – Мартыненко открыл дверь купе. Тут же его и перехватили, попросив зайти к соседям. День рождения электромеханика – отказаться было нельзя. Позвали и капитана.

Наливали и выпивали и в других купе. Запрещать это было бесполезно, рыбаки в поездах пили всегда. Пили, но не напивались, меру знали. Утром, если кто и «лечился» перед полётом, то немного. По сто грамм, как правило, кто покрепче – по сто пятьдесят

На Киевском вокзале загрузились в два автобуса, которые направились в аэропорт Шереметьево. Опоздавших матросов видно не было, два места в групповом билете оставались свободны, и представитель министерства рыбного хозяйства, присутствующий при регистрации, попросил капитана об одолжении.

- Владимир Петрович, здесь вот женщина с ребёнком к мужу в Мапуту не может улететь. У вас полный комплект моряков, отставших нет, случайно?
- Случайно есть. Два матроса к поезду опоздали, так что места их свободны.
- Вы не возражаете, если женщина с дочкой их места займут? На посадке я договорюсь.
- Конечно нет. Пусть подходят, мы и с багажом им поможем. Зачем билетам пропадать?

Летели на ТУ 154 долго, с четырьмя посадками и дозаправками. Но приземлились утром в Мапуту благополучно, а там моряков уже ждали. Ремонт судна был завершён, и после краткого отдыха моряки приступили к приёмо-передаче.

На следующий день полагалось и на промысел сниматься, но на этот раз капитан-директор не спешил. Топлива оставалось мало, и до выхода нужно было часть топливных танков забалластировать забортной водой для обеспечения остойчивости.
Капитан поручил начальнику радиостанции связаться с моряками ВМФ, уточнить время и место рандеву, а после этого попросить подтвердить приказ руководства о выходе судна в море без запасов топлива и масел. Ответственность свою Галактионов прекрасно осознавал и без письменного указания из порта уходить не собирался.
 
У Мартыненко были свои заботы. Остатки топлива и масел на борту он проверил лично, затем принял рапорта механиков о готовности всех машин и механизмов. Выслушал и доклад о проведенном ремонте стармеха подменной команды  Виктора Варапутова.

- Всё, что могли, сделали, Фёдорович. Дизеля перебрали, обкатку сделали. Ремонтная ведомость ваша выполнена полностью, включая докование и все доковые работы, я сам проверял. Всё рейсовое снабжение прислали на грузинском танкере, и топливо, и масла тоже, но на встречу с ним власти из порта нас не выпустили. Ты уж извини, не наша вина. Не знаю, как теперь из положения выходить будете.

- А ты, Витя, не сможешь разузнать, нет ли на плавдоке топлива?
- Постараюсь, Фёдорович. С докмейстером я близко не знаком, зато с главным инженером плавмастерской подружился. Он сегодня вечером, кстати, банкет даёт по случаю приезда жены. Я к нему сейчас зайду, спрошу, нельзя ли вам с мастером присоединиться.

- А где банкет состоится?
- Начальство плавмастерской и плавдока живёт за городом на дачах португальцев. Очень там красиво, тебе понравится.
- Если пригласят. Ладно, я капитана предупрежу, а ты с главным инженером поговори. Жена его, кстати сказать, в составе нашего экипажа летела, и дочка лет десяти с ней была. Так что он перед нами в долгу, пусть у докмейстера всё осторожно выспросит.

Разошлись до вечера, а перед ужином Варапутов заглянул в каюту.
- Фёдорович, я всё узнал. Вернее, Гена Иванов узнал, что есть у докмейстера топливо, и масла есть. Только вот захочет ли он вам их выдать, это большой вопрос. За это Гена не берётся. Так что решайте с капитаном как-то этот вопрос сами. А пока одевайтесь, минут через сорок поедем в гости.

На дачу ехали около получаса. Все приглашенные разместились в машине главного инженера. Лицо его показалось Мартыненко знакомым, и он спросил, где они могли по жизни пересекаться.

- Вот уж не знаю. Учился я в Севастополе, там и работал в объединении «Атлантика», пока на судоремонтный завод не  перешёл. С завода сюда на два года командировали.

- Странно это. У меня на лица память хорошая. Но я в Севастополе не был даже никогда. Может, в море встречались. Подожди… Гена Иванов! Ну да, мы же с тобой вместе практику проходили на «Очакове». Не ошибаюсь?

- Толян, ты, что ли? – Иванов посмотрел на сидевшего позади Мартыненко. – Вот уж кого в Мапуту не ожидал увидеть! Сколько же лет прошло с тех пор?

- Не так и много. Меньше двадцати. Приедем, посчитаем. Далеко еще?
- Нет, приехали уже, сворачиваю к нашему городку.

Появление на даче членов экипажа «Николаева» стало для жены Геннадия сюрпризом, но хозяйка была рада видеть своих благодетелей. Билеты у неё были на ночной рейс и неожиданно  возникшая возможность улететь раньше оказалась очень кстати. Гости умылись, осмотрелись, чуть позже их и к столу позвали, накрытому на воздухе. Мартыненко успел только с хозяином пообщаться и убедиться, что оба помнят и пароход свой бывший и механиков, которые их уму-разуму учили
.
- Гена, давай о нашем деле поговорим. Ты ведь знаешь, что мы без снабжения рейсового оказались? В том числе и без топлива?
- Знаю, конечно. И сегодня по Витиной просьбе у докмейстера справки навёл. Есть у него и дизелька, и дизельное масло, и несколько бочек редукторного есть, и канистры с турбинным. Но он мужик хозяйственный, и без прямого указания из министерства ничего не выдаст. Скажи капитану, пусть попытается официальным путём договориться.

- А сам докмейстер будет у тебя сегодня? Как его зовут, кстати?
- Владимир Мансурович Наумов. Я позову, если нужно, он недалеко живёт.

- Позови, познакомимся, а там, мало ли, может что и получится полуофициально. Он как насчёт выпивки?
- Выпить не дурак. Анекдоты ещё любит. Как выпьет, десятками рассказывает.
- Да что ты? Это интересно... - Мартыненко задумался.

Анекдоты Мартыненко и сам рассказывать любил и умел. И знал их превеликое множество. Что ж, интересное совпадение. Вот только как им в данной ситуации воспользоваться? Для начала он решил «выдать» парочку самых-самых, чтобы Наумова заинтересовать, а потом затихнуть на время.

И вот, после того, как выпили за благополучное воссоединение семьи Ивановых, и за знакомство с одесситами, Владимир Мансурович решил рассказать пару забавных историй. Толя ответил своим анекдотом. Коротко, но смачно. Наумов рассказал еще несколько, Мартыненко снова отозвался одним, но очень смешным, и точно в тему. Тем временем хозяин продолжал подливать гостям, и предложил сказать следующий тост капитану Галактионову.

- Дорогие друзья! – начал Владимир Петрович, который и выпить любил, и застолье любил, и тосты говорить никогда не стеснялся, - я рад найти новых друзей на таких отдалённых от Союза широтах. И поэтому хочу выпить за ваше гостеприимство, за вашу открытость и широту души. Хочу поблагодарить вас, Геннадий Иванович и вас, Юрий Иванович, за прекрасно проведенное докование, за то, что большие работы вы выполнили с нашим валопроводом и винтом, несмотря на все трудности, о которых я осведомлён. К сожалению, по причинам, от вас не зависящих, выход судна на промысел срывается. И вот поэтому только я осмелюсь просить помощи у вас, Юрий Иванович. Как мне доложили, плавдок имеет дизтопливо в необходимых нам количествах. Прошу вас поделиться своими запасами. Совершенно официально, конечно. Предлагаю выпить за успешное решение наших затруднений.

Выпили, естественно, все, включая и Наумова, а куда ему было деваться. Хотя это вовсе не значило, что он так легко пойдёт на сделку. Дружеский ужин продолжался. Варапутов  и Иванов, перебивая друг друга, рассказали историю о том, как снятый с «Николаева» гребной винт попал под маневровый портовый паровоз. Владимир продолжал сыпать анекдотами, Мартыненко больше помалкивал, продумывая план действий.

- Юра


- Володя, - наконец, сказал он, - я вижу, вы большой любитель анекдотов. А если я на спор буду их рассказывать всю ночь, дадите нам топливо?
- Всю ночь?
- Всю ночь.

- И без перерыва?
- Ну, этого я не говорил, так и охрипнуть можно.  Нет, с перерывами на выпивку и закуску. Но зато всю ночь. Даже до обеда, если вы не уснёте.
- Нет, не согласен я. Ничего из этого не выйдет, никто до утра слушать вас не будет. Другие предложения есть?

- Другие? Надо подумать... Ну давайте так, вы рассказываете анекдот на любую тему, а я на эту же тему - два. Новые, старые, смешные, матерные, но два и на эту же тему. И так до тех пор, пока кто-то из нас сдастся. А капитан наш и Геннадий будут свидетелями. Согласны? Но на кону топливо!

- Ну как, общество? Поддерживаете моё предложение? Сможете всю ночь напролёт анекдоты слушать?
 
- Это будет незабываемо, - воскликнула Ольга, жена Геннадия.

- И я поддерживаю, - поддержал её муж, - а завтра, кстати, воскресенье, на работу не идти.

- Так что, промочим горло, и начнём, Фёдорович? Для меня это ведь тоже внове будет, ты таких гастролей никогда прежде не давал, - поддержал стармеха Галактионов.

- Чего не сделаешь ради родного парохода! Наливай, Гена.

- Ладно, согласен, потому что уверен в своём выигрыше, - согласился, наконец, и докмейстер. Начнем с анекдота про Чапаева, для разминки.

И соревнование, которое началось около десяти вечера, продолжалось до глубокой ночи. Наконец, Наумов сдался:
- Чёрт с тобой, я выдохся. Не знаю, где ты их берешь, но ты-таки меня загонял!

Через два дня «Николаев» благополучно вышел по направлению к Аденскому заливу, согласно рейсового задания.


Рецензии
Здорово и классно) Спасибо

Борис Савич   20.01.2021 19:51     Заявить о нарушении
Спасибо. Случай реальный, хотя детали и не совсем точны. Давно это было.

Михаил Бортников   20.01.2021 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.