Хыналыг-остров в горах

Хыналыг-остров в горах
"Остров в горах"- так назывался документальный фильм, на съемках которого наша съёмочная группа целый месяц гостила летом 1972 года у хыналыгцев. Я всегда с благодарностью  вспоминаю всех сельчан, особенно наших добровольных консультантов (Алхаза-директора школы и Ширина-киномеханика). Гумбатов Гахраман.
В Азербайджане – на небольшой по размерам территории стране живут представители десятков народов и народностей, большинство которых являются  автохтонами региона. Одной из таких малых народностей являются жители высокогорного села Хыналыг, расположенного на северо-восточном склоне Главного Кавказского хребта на высоте 2300 м над уровнем моря, в окружении горных массивов Шахдаг и Туфандаг.
Хыналыг представляет собой своего рода этнографический музей под открытым небом, созданный историей и природой, а точнее – труднодоступностью, изолированностью этого уголка Кавказа.
Вплоть до последнего времени в село можно было добираться только по узким, небезопасным горным тропинкам и в теплое время года. Вследствие этого
в культуре и быту хыналыгцев сохранился ряд архаических черт. До недавних пор в Хыналыге бытовали некоторые старинные патриархальные обычаи и пережитки древних верований.
Сами хыналыгцы именуют свое село «Кетш» («Катиш»), и отсюда еще одно
их самоназвание – «катдидур», что буквально означает «односельчане». Что касается названия «Хыналыг», то оно употребляется при сношениях с внешним
миром. Причём жители села выговаривают его как «Хеналег» - почти в таком же виде, в каком мы впервые в письменных источниках встречаем его у автора
XIII века Ягута Хемеви – «Хенелег».
Топоним «Хыналыг» состоит из корневого слова «хына» («хене») и тюркского аффикса принадлежности «-лыг» («-лег»).
Часть специалистов считает его близким удинскому языку – еще одной
реликвии Кавказской Албании. Известно, что в античности племена удин, или утиев, расселялись в обширной области Ути, простиравшейся по правобережья Куры.
Пастбища считались собственностью общины. Покосы и посевные участки
со временем стали частной собственностью. Летние пастбища делились общиной между отдельными
кварталами села, зимние же арендовались и использовались совместно несколькими хозяйствами.
В Хыналыге отношения кровного родства традиционно играли первоочередную роль, вследствие чего вплоть до недавних пор сохранялись старинные общественные институты, как «мехле» (квартал), «габале» (род), «келе», «кансил». «мехле» (кварталов) по признаку кровного родства.
В хозяйстве хыналыгцев ведущее место традиционно занимает скотоводство, в первую очередь овцеводство. Это обусловлено наличием вокрестностях села обширных пастбищ. В позднем
средневековье зимние пастбища хыналыгцев находились главным образом на равнине Мушкур, однако с 30-х годов XIX века в связи с расширением посевов марены площади пастбищ начали сокращаться. Поэтому начиная с 50-х годов хыналыгские скотоводы стали перегонять свои отары на арендованные зимние пастбища в Джавадском уезде. Наряду с этим, им были отведены небольшие
пастбищные угодья на Гилязинской равнине на юге Губинского уезда, которыми они пользовались в качестве весенних и осенних пастбищ при перекочевках на зимние пастбища в Джавадском уезде и обратно. В середине июня хыналыгские пастухи вместе со своими отарами вновь поднимались на
пастбища в окрестностях родного села
Ведущее место в традиционном пищевом рационе хыналыгцев занимают, естественно, продукты животного происхождения – мясо, молоко,
сливочное масло, сыр. Овцеводство давало также шерсть и кожевенное сырье. Из шерсти ткали шали, ковровые изделия, вязали носки, валяли войлок, набивали матрацы и одеяла. Играя главенствующую
роль в хозяйстве и быту хыналыгцев, животноводство дает сырье для ремесла: плетения, вязания, кручения, валяния, изготовления шапок, шуб, чарыков и других
предметов домашнего обихода и одежды.
Не только хозяйство, но и в целом материальная культура хыналыгцев отличается многослойностью.
В ней сочетаются элементы культуры азербайджанцев и горских народов. За последние сто лет в материальную культуру хыналыгцев через азербайджанскую культуру проник ряд черт европейской городской культуры. Этот процесс протекал по мере интенсификации контактов хыналыгцев с городскими и сельскими населенными пунктами
Азербайджана и проявлялся не только в элементах материальной культуре, но и в лексике. Несмотря на описанные процессы, в силу изолированности и труднодоступности села этническое своеобразие его населения сохранилось сравнительно хорошо вплоть до наших дней. Как и в других горных селах, в Хыналыге   располагаются на горном склоне ступенчато и весьма скученно. Из-за недостатка пригодной для постройки жилья ровного участка земли, дома, как
правило, строились двухэтажные. Традиционно жилища здесь возводятся из местного груботесаного камня с использованием в качестве цементирующего раствора замоченной в воде глины. Дома имели плоскую крышу и земляной пол; свет поступал внутрь через небольшое отверстие в стене, а также через дымоход в потолке. Потолок поддерживался толстой перекладиной, установленной на средних подпорках; в прежние времена и перекладина, и подпорки украшались резьбой. Нижний
этаж хыналыгских домов использовался в качестве хлева, а верхний – жилого помещения; здесь же находилась комната для гостей. Со второй половины
XIX века в домах состоятельных семей устраивали балконы. В жилых помещениях находились предметы мебели и хранилища для зерна и муки. Как и
в других горных селениях Азербайджана, в Хыналыге жилища обогревались тендирами, каминамиии очагами, в которых также готовили пищу. Помимо этого, с середины прошлого столетия в обиход вошли железные печи
Традиционная одежда хыналыгцев мало отличалась от азербайджанской, и это в цветных шерстяных носков, шалевых онучей и чарыков.
Женский костюм хыналыгцев при всей его консервативности также не избежал сторонних воздействий.
Сегодня своеобразная культура хыналыгцев малопомалу уходит в прошлое. В хыналыгской культуре  сочетаются элементы самого различного этнического происхождения, которые проникали в эти
уединенные, труднодоступные места в различныеисторические периоды, начиная с древнейших времен в результате торгово-экономических и культурных связей. В известной мере современная картина хыналыгской культуры может рассматриваться как уменьшенная модель культуры Азербайджана, сформировавшаяся высоко в горах.
Ариф Мустафаев
Доктор исторических наук


Рецензии