Распятые

Место действия:
 Иерусалим.
Время действия:
 33-й год от рождества Христова


Действующие лица:

                Дисмас
                Гестас                -  иудеи разбойники
                Варавва

                Марк
                Клавдий            -   римские воины
                Курион 
               
                Мария Магдалина
                Жена Дисмаса
                Мать Гестаса
               















                - 1 -
Небольшой тюремный двор. На самом солнцепеке стоит клетка. По раскаленной пыльной земле два римских воина Марк и Клавдий волокут за ноги бесчувственного человека. Это иудейский разбойник Гестас.
Марк большим ключом открывает дверь клетки.
Марк – Давай сюда его. Бросай.
Клавдий затаскивает Гестаса в клетку, бросает на пол.
Клавдий -  Подох, что ли?
Марк наклоняется над заключённым, проверяет.
Марк – Нет. Скоро очухается.
Они выходят, закрывают клетку.
- 2 -
 Марк и Клавдий идут по двору и беседуют:
Клавдий - Хорошо, что из Рима прислали подкрепление. А то здесь в                последнее время участились беспорядки. Говорят, Цезарь написал, что если вспыхнет еще один мятеж, он вышлет Пилата в Албанию. 
Марк - В последнее время  говоришь? Я прибыл сюда вместе с Пилатом 11 лет назад. И все это время мы только и делаем, что усмиряем этих зилотов.
Клавдий -  Да, Иерусалим это не Рим, и даже не Афины.
Марк - Иерусалим- это вонючая дыра на задворках цивилизации, где живет жалкое отребье-горстка религиозных фанатов.
Клавдий -  Ну, не такая уж и дыра! Хотя насчет фанатов ты прав. А ведь им позволено исповедовать свою веру. Так нет, все равно бунтуют.
- 3 -
Узкие улицы Иерусалима.
Дисмас – Ещё один иудейский разбойник бежит, спасаясь от погони, сбивая редких прохожих.   
Его преследует  на лошади римский воин.
Дисмас забегает в тупик, где римский воин его и настигает. Дисмас мечется, как затравленный зверь. А римлянин смеясь гарцует вокруг него на коне.
Римлянин – Ну вот и всё. Ты попался, зилот.          
- 4 -
Тюремный двор.
Та же клетка, где уже находится  Гестас. Сюда влетает Дисмас и падает на пол. Радом стоят Марк и Клавдий.
Марк – Ну вот и ещё одного взяли.
Клавдий -А Варавву так и не поймали?
Марк -  Опять сбежал. Прямо из - под носа у Артуриуса. Звериное чутье у этого разбойника.
Клавдий -  Да, когда, Артуриус только прибыл из Рима сказал, что поймает Варавву за несколько дней. И вот уже шестой год гоняется за ним!
Дисмас поднимает голову и начинает злобно смеяться.
Дисмас  Хвастливая римская собака ваш Артриуис. Да только не по зубам ему Варавва.
Марк резко поворачивается к Дисмасу, хватает за грудки, поднимает. И глядя прямо в глаза произносит:      
Марк -  Он поймает! Обязательно поймает этого душегуба.
Дисмас -  Он не душегуб! Варавва герой. Он  борется за свободу своего народа.
Марк - Ты наивный дурак, если и правда так думаешь. Варавве на всех плевать, кроме себя.
Клавдий молча с удивлением наблюдает за этой сценой.
- 5 -
Марк выходит из клетки. Следом за ним Клавдий, продолжая удивлённо смотреть на Марка. Марк запирает клетку.
Марк – Ну что уставился?
Клавдий – Ты так вспылил. Какое тебе дело до этого Вараввы?
Марк – Слышал про красавчика Полибия?
Клавдий – Которого убили в прошлом году?
Марк – Варавва убил. А он был моим другом. Почти что братом. Я мечтаю увидеть его здесь, приговорённого к смерти.
- 6 -
Дисмас сидит в клетке о чём-то задумавшись.
Воспоминания Дисмаса.
Река. На камне сидят Дисмас и Варавва.
 Варавва - Верный план. Прямо завтра все и обделаем. Готовься.
Варавва поднимается и уходит прямо по воде. Дисмас некоторое время сидит, потом вскакивает.
Дисмас -  Варавва, подожди!
Варавва останавливается, оборачивается. 
Варавва -  Ну, что еще?
Дисмас - Мы же не грабители. Мы зилоты.
Варавва - Конечно!
Дисмас  - Ты говорил, мы поднимем мятеж против римлян. А вместо этого мы грабим и убиваем. Надо объединять народ, поднимать на борьбу.
Варавва возвращается к Дисмасу.
Варавва – Кого объединять? Ведь это будет босоногое стадо голодранцев. Сначала их надо вооружить. А чтобы вооружить нужны деньги. Так что придётся сначала грабить и убивать.      
Дисмас - Только для того, чтобы поднять мятеж?
Варавва - Конечно!
Конец воспоминаний
Возвращаемся в клетку.
- 7 -
Тюремный двор.
Под навесом стоит грубо сколоченный стол и скамьи. Здесь расположились  Марк и Клавдий. Они с аппетитом уплетают жареного цыплёнка и запивают его вином.
В это время в клетке зашевелился и застонал Гестас.
Дисмас посмотрел на него и равнодушно отвернулся.
Марк и Клавдий замечают Гестаса.

Марк -  Гляди-ка, очухался.

Гестас сначала расплывчато, потом всё более чётко видит Дисмаса.

Гестас – Дисмас. Это ты? Так значит тот солдат не убил меня. Я живой!

Марк и Клавдий переглянулись и расхохотались.

Клавдий – Ага, живой, живой!
Марк – Но ты не переживай! Это не надолго.
Гестас – Дисмас, о чём это он? Где мы?

Римляне снова смеются.

Марк -  В тюрьме!
Гестас наконец полностью приходит в себя и может уже оценить ситуацию. Ему страшно. Он жалок.   

 Гестас -  Пить! Дайте мне пить!

Это просьба невероятно развеселило стражников. Клавдий берёт кувшин с водой, подходит к клетке и начинает издеваясь выливать жидкость перед лицом Гестаса, но так, чтобы тот не смог напиться.

Клавдий – Ну, пей!  Что же ты. Давай. 

Гестас изо - всех сил пытается напиться. Тщетно.

Марк – Слышь, ты, а пожрать тебе не принести?

Подходит к клетке, на ходу жуя курицу. Протягивает Гестасу кость.

Марк - Хочешь? Тогда стань на четвереньки, как собака и полай. Попроси. Если хочешь хорошо постарайся получишь кусок курицы. И воды дам.

Гестас смотрит на римлян затравленно. Он очень хочет пить.

Гестас – Обманете…

Дисмас смотрит на всё это с отвращением.

 Марк – Слово римлянина! Давай, служи.
 
Гестас, после некоторого колебания, собирается уже сделать то, о чём говорит Марк. Но тут Дисмас не выдерживает и вскакивает.         
Дисмас -  Перестань Гестас, не унижайся перед этим…
Клавдий – А ты заткнись, зилот. Мы ведь можем и плетью поучить.
Дисмас – Чем сильнее здесь забивать будете, тем меньше на кресте мучиться придётся. Быстрей умрём!

 Гестас испуган при упоминании о кресте.
Гестас -  Но я не хочу умирать! Не хочу! Я боюсь! Не хочу! Не хочу!
Дисмас -  Перестань вопить! Да, мы умрем! Но на наше место придут другие патриоты и продолжат борьбу  с римскими захватчиками!

Стражники хохочут.

Клавдий – Патриот! Гляди-ка!
 
Марк - Противостоять Риму- это все равно, что бросить вызов грому --глупо!
Дисмас - Заносчивые римляне! Вы думаете, что непобедимы? Но знаете, что я вам скажу: только мы, иудеи,  знаем  истинного и единого Бога и наш Бог защитит нас! Скоро придет Мессия и спасет иудеев от ненавистных захватчиков. Вы можете убить меня, его, но Мессию. Вам не убить! Скоро, скоро придет конец вашему господству. А мы, иудеи, будем править миром.
Марк - Еврейские сказки все эти слухи про вашего Мессию. Наивные мечты   наивного народа.
Клавдий – Правильно Рим вечен и непобедим
Гестас – А мне все равно! Мне наплевать и  на вечный Рим и на твоего Мессию! Какая мне разница, что он когда то спасет кого то, если я сдохну сейчас! Я жить хочу! И если вот этот стражник может спасти мою шкуру , то он и есть мой мессия!

 Римлянин! Помоги мне убежать отсюда и я хорошо тебе заплачу. Я клад зарыл. Там много золота. Очень много. И тебе хватит, и детям твоим и внукам! Я только тебе скажу где зарыты сокровища. Помоги мне! Выведи мня отсюда.
Марк - Да ты совсем рехнулся, разбойник. Ты хочешь купить меня, римского  гражданина?
Дисмас -  Ах ты сволочь! Так это, значит, ты нашу добычу украл тогда? А мы Якова одноглазого  подозревали.
Он бьёт Гестаса. Тот падает. Борятся. 
Гестас - Да, я украл и зарыл! Римлянин, не спеши отказываться. Ты будешь очень богат. Подумай  хорошо! Это  выгодная сделка.
Марк -  Я не заключаю сделок разбойниками и врагами Рима.
Дисмас – (Перевес в драке сейчас на его стороне). Вор! Предатель! Гнида!
Гестасу наконец удаётся одержать победу верх над Дисмасом.   
Гестас - Да, я вор! А ты кто? Такой же разбойник. И ты так же мог украсть и запрятать. Просто в тот раз я оказался шустрее.
Дисмас - Я бы никогда так не сделал. Эти золото нужно было для борьбы с римлянами.
Гестас - Это тебе они были нужны для борьбы с римлянами. А мне просто срочно нужны были деньги.

Гестас и Дисмас наконец отцепились окончательно друг от друга и расселись по разным углам клетки.

Дисмас - И все? Только ради этого ты примкнул к нашему  движению?
Гестас - Да!
Дисмас - А зачем тебе так срочно понадобились деньги?
Гестас - Из-за женщины.
- 8 -
Воспоминания  Гестаса о Марии Магдалине.
Лицо девушки. Чистое, невинное, красивое.
Лицо Гестаса. Он стоит на углу улицы и любуется девушкой.
Снова лицо девушки. Она подняла глаза, увидела кого-то и радостно, лучезарно, влюбленно заулыбалась.
Её взгляд сопровождает приближающегося возлюбленного.На конец он входит в кадр и мы видим… мерзкого, отвратительного старика. Он по хозяйски обнимает девушку и заводит в ближайшую дверь за занавесочку.            
Лицо Гестаса. Он плачет.
Девушка и старик выходят из-за занавесочки. Она улыбается. Он, довольный, бросает ей мешочек с деньгами и уходит. Она смотрит вслед. Улыбка превращается в гримассу боли. Из глаз катятся крупные слёзы. Она утирает их. Поднимает глаза и видит в конце улицы очередного клиента. На лице чистая, лучезарная, влюбленная улыбка.      

- 9 -
Лицо Гестаса. Он плачет. В клетке.
Гестас – Всё из-за неё… Марии Магдалины… Думал, приду к ней однажды, брошу несметные богатства к её ногам и скажу: «Всё! Никому не будешь ты принадлежать. Только мне».    
Дисмас – Так всё это из-за бабы.  Да ещё и распутной. Ну и дурак ты, Гестас. Жалкий, ничтожный, дурак.
Гестас – Вот и она так говорила. А я жил ради неё. И теперь умру из-за неё. Я умру, а она даже и не узнает об этом.
А о тебе, Дисмас, вспомнит кто-нибудь? Будет хоть кто-то плакать когда ты будешь подыхать там, на кресте.
Дисмас – Ты удивишься, Гестас, но… да. Есть одна женщина, которая будет очень страдать.
¬ - 10 -
Воспоминания Дисмаса.
Раннее утро. Пустынная улица. Появляется Дисмас. Идёт очень решительно. За ним бежит женщина.

Женщина – Дисмас, остановись! Подожди!

 Дисмас лишь ускоряет шаг. Женщина догоняет его.
Женщина  - Не делай этого. Не поступай  так  со   мной!  Останься!
Ведь   я   люблю  тебя!  Я  так  тебя люблю! Не оставляй меня!

Но Дисмас, отстранив женщину со своего пути, уходит. А она остаётся.
-11-
Снова клетка. Дисмас.

Дисмас – Не могу её забыть. Не могу!
Гестас – Почему же ты ушёл? Ты не любил её?
Дисмас - Ее любил! А их ненавидел!

Марк на это самодовольно ухмыляется.

Дисмас -  И ненависть оказалась сильнее любви. Не мог я жить спокойно и счастливо, видя, что на моей земле, завещанной  нам, потомкам Авраама самим  господом, хозяйничают захватчики. Я думал, а вдруг я и есть тот Мессия, который спасет свой народ!
Марк - Ну ты и загнул! Тоже мне, Мессия нашелся!
Дисмас - Смейся, смейся римлянин! А Мессия придёт скоро, тогда посмотришь!
Гестас - А помнишь Иоанна- крестителя? Он тоже все говорил, что скоро придет спаситель. И призывал каяться в своих грехах.
Марк - Это не тот пророк, которому голову отрубил ваш царь Ирод в угоду своей бабе. И мы, римляне, заметьте, не имеем к этому никакого отношения. Да, силен ваш Бог,  защитил своего посланника. И вас я смотрю, тоже защитил….
Гестас - Он говорил:- «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное».
Дисмас - Мне лично не в чем каятся.
Гестас - Разве? А мне вот есть в чем.
Дисмас - А надо ли?
Гестас - Не знаю… Поздно наверное мне каяться.  Все поздно!
- 12 -
 В это время во двор заходит Курион.
Мужчины приветствуют друг друга. Хотя Курион и старше Марка по званию, но чувствуется, что он его уважает и доверяет.
Курион - Марк, сегодня вечером ты с небольшим отрядом  отправишься в Гефсиманский сад, чтобы арестовать некоего  Иисуса из Назарета.
Марк - Это того, который исцеляет больных и оживляет мертвецов?
Курион - Того самого.
Марк - Так он же не мятежник!
Курион - Это решение малого Синедриона. Фарисеи его ненавидят.
Марк - А при чем здесь мы? Ведь Рим не вмешивается в духовную жизнь иудеев.
Курион - Да, но у Синедриона  нет своих войск и первосвященник обратился за помощью  к Пилату.
Флавий, рискуя головой, отказался принимать участие в аресте. Этот Иисус вылечил его сына.
Марк - Да я знаю эту историю. Ну что за народ эти евреи. Ещё  неделю назад встречали его чуть не с царскими  почестями, толпами ходили за ним. А  теперь хотят арестовать.
Курион - А вот это уже не наше дело. У нас есть приказ Пилата и мы должны его выполнять.

Вбегает Клавдий.

Клавдий - Варавву  взяли. Сюда ведут. Зверюга! Вцепился зубами Артуриусу в горло во время ареста и перегрыз!

Марк, Клавдий и Курион выбегают. Дисмас и Гестас в клетке тоже вскакивают со своих мест.
- 13 -
Заводят Варавву. Он весь связан.
Дисмас - Варавва! Как им удалось поймать тебя!
Варавва - С большим трудом! Кое-кому мой арест стоил жизни!

Марк хватает нож, бросается на Варавву, валит его на землю, приставляет  нож к горлу.
   
Марк - Я сейчас убью тебя!
Клавдий - Нет! Не делай этого!
Марк - Артуриус был моим другом.
Варавва - Давай, чего же ты медлишь?
Клавдий - Он завтра будет распят вместе с этими. По римскому закону.
Марк - Ты прав, Клавдий. Это была бы слишком легкая смерть для него.

Они заталкивают Варавву в клетку
 
Варавва - Ты совершил ошибку, римлянин. Завтра, до того как меня казнят, я успею прихватить с собой еще одного. Может быть  это будешь ты, стражник.
Клавдий - Ты дерзкий, да Варавва? Ты ничего не боишься? Но все же ты здесь, в клетке. И завтра ты будешь очень долго и очень мучительно подыхать на кресте. А мы будем смотреть и смеятся! Ты вполне ответишь за всё. Особенно за смерть Артуриуса.
Варавва - Ты боишься меня даже несмотря на клетку.
- 14-
 Ночь.
Во дворе горят факелы, костёр. Прямо на земле спят люди. Кто-то сидит у костра. В клетке по углам Дисмас, Гестас, Варавва. Прямо через клетку пробегает крыса.
Варавва - (размышляя) Крыса побежала. А ведь я завидую ей. Она сейчас убежит отсюда и будет дальше жить своей крысиной жизнью. А я не могу выбраться отсюда. Интересно, хотел  бы я поменяться с ней местами. Я – крыса. Смешно. Зато живой. Хотел бы. Еще как хотел  бы!
Дисмас - (думает) Скоро утро. Последнее. Поледний раз я увижу рассвет и солнце. Вот бы войти в первый  солнечный луч и растворится в нём. Стража приходит, а меня нет.
К Гестасу тихо подходит женщина. Наклоняется над ним, целует.
Гестас - Мария! Почему ты здесь?
Женщина  (сейчас это Мария Магдалина) - Тс-с-с! Потому что я люблю тебя!
Геста - Ты меня любишь? Это правда.
Женщина (теперь это мать Гестаса) - Конечно я люблю тебя. Ведь я твоя мать.
Гестас- Мама? Это ты? Как ты здесь оказалась?
Женщина - Ты снова плакал во сне. И я пришла, чтобы помочь тебе.
Гестас - Мамочка!
Женщина - Ну - ну, успокойся! Теперь все будет хорошо. Я с тобой. И больше я не отпущу тебя так далеко на заработки.
Гестас - Я обманул тебя, мама. Я ушёл не на заработки. Я стал разбойником! Прости меня, мама! Не уходи! Не бросай меня здесь одного!  Я боюсь мама! Вернись, забери меня отсюда! Спаси меня!

Женщина постепенно отдаляется, пока совсем не исчезла.
Дисмас бъёт Гестаса, что бы прекратить его истерику.

Дисма - Успокойся!
Гестас - Это была мама. Моя мама. Она одна любила меня.  Одна на свете! И верила мне. Она верила, а я обманул её. Это последняя ночь в нашей жизни. Завтра мы умрём. Дисмас, Варавва, ну скажите, неужели вам и правда не страшно?
Дисмас - Я ни за что не покажу, свой страх этим римлянином! И на кресте я буду их проклинать и ненавидеть. Ненависть дает мне силы.
Варавва  - Ты прав Дисмас. Ненависть действительно даёт силы и побороть страх, и вытерпеть боль. До тех пор, пока есть кто-то, на кого можно изливать свою ненависть: проклинать, презирать,  плевать в рожу. Но наступит минута, когда все они развернутся и уйдут.  А ты останешься один на кресте доживать последние самые мучительные мгновения. Их очень много, этих мгновений и каждое как вечность. И никому до тебя уже нет дела, кроме хищных птиц и насекомых, которые будут пожирать твою плоть.
Вот тогда станет по настоящему страшно. 
Дисмас - Зачем ты это говоришь?
Варавва - Я говорю правду.
Дисмас - Ты этого боишься? Да?
Варавва - Этого боишься ты, Дисмас.
Дисмас - А ты Варавва? Чего боишься ты?
Варавва - Может того же самого. А может и ничего.
Гестас - Это последняя ночь в нашей жизни. Как жаль, что ничего уже нельзя изменить. Нет никакой надежды на спасение.
- 17 -
Утро следующего дня.
Во дворе Клавдий. Заходит Марк. Берёт кувшин и прямо из него жадно пьёт.

Клавдий - Ну как прошла ночка? Взяли иудейского пророка?

Спрашивает равнодушно. На ходу просыпаясь, зевая и потягиваясь.   
Марк - Взяли.

Подходит к бочке с водой, опускает туда голову и держит довольно долго. Потом резко поднимается.

 Марк – Знаешь кто привёл нас в Гефсиманский сад и выдал его?
Клавдий - Кто?
Марк - Один из тех, кто таскался за ним повсюду все три года и называл себя его учеником. Подошел, поцеловал его … Приветствую тебя учитель - говорит.
Клавдий - Значит, свой же и предал? Вот это да! А остальные? За ним же многие ходили.  Тоже там были? Сопротивление оказывали?
Марк – Они все спали. А он молился своему богу. Горячо, страстно! До кровавого пота. И плакал. Но когда закончил, поднялся и посмотрел на нас, взгляд его был такой…  Я вдруг весь мир увидел в его глазах: и землю и небо и звёзды…

Марк всё это говорит не столько Клавдию, сколько проговаривает сам себе. И пытается осознать.
Клавдий проводит рукой перед его глазами. 
Клавдий – Эй, Марк! расскажи всё по порядку.       
Марк – Когда мы пришли, ученики проснулись, повскакивали, засуетились.  Один из его учеников выхватив меч, кинулся на слугу первосвященника и отсек ему   ухо. Ну и вопил этот раб!
Клавдий – А пророк этот, Иисус? Он что делал?

Марк -  Он тихо, но твердо приказал своему ученику спрятать меч. А сам взял  отрубленное  ухо,  приложил на место и представляешь, всё зажило тут же, на глазах у всех!  Ни капли крови, ни шрама не осталось.
Клавдий - Вот это да! Значит, правду о нем говорят. Он действительно творит чудеса.
Марк -  Да, действительно. Но самое удивительное было не это.
Клавдий - А что?
Марк - А то, что он нас нисколько не боялся. Он нас… жалел. Он смотрел на нас с грустью и любовью. Понимаешь …. С любовью.

Клавдий не понимает, но поддерживает разговор.
 
Клавдий - А в чем его обвиняют? 
Марк - В том, что он якобы объявил себя царем иудейским, и ещё сыном Бога. Сейчас его повели к Пилату. Клавдий, твое дежурство закончилось. Так ты пойди разузнай всё и потом расскажешь.
Клавдий – Нам - то до этого всего какое дело?
Марк - Любопытно. Ты уж разузнай, постарайся!
- 18 -
Клетка.
Гестас подползает к Дисмасу.
 Гестас - Дисмас, ты слышал?
Дисмас - Ну, слышал. И что?
Гестас - Так ведь Чудеса творит! А может он и правда того…
Дисмас - Чего «того»
Гестас - Ну, сын Божий…. Мессия…
Варавва - Сын самого Бога, а арестован как простой разбойник?! Да он такой же, как мы с вами. Только мы дело делали, а он языком молол. Дуракам голову всяким бредом забивал…
- 19 -
Марк пьёт воду. Смотрит на тех, кто в клетке и вокруг принимает решение. Зачерпнул воду в кувшин, подошёл и поставил в клетке.
Разбойники в недоумении. Марк ушёл. Вода осталась…
Наконец Дисмас взял кувшин и протянул Варавве. Затем выпил сам. Потом Гестас.
- 20 -
Гестас – Нет. Он не такой как мы. Он хороший. Добра всем хотел.
Варавва – Кто?
Гестас-  Иисус из Назарета.
Дисмас - Он добра хотел? Кому он добра хотел? Вот им, римлянам?
Геста - Ну почему  римлянам? Всем.
Дисма - Всем? Всем он рабства хотел. Смириться призывал, не роптать, терпеть… А этим вот, говорит, налоги платите. Кесарю мол, кесарево  отдавайте.
Варавва - Это точно. Если, говорит, тебе вмажут по одной щеке,  то ты и другую подставь. Чтобы,  значит, еще раз вмазали.… А если отберут верхнюю одежду, то сними и нижнюю. И тоже отдай.
Дисмас - И при этом еще благословляй всех, кто тебя обидел. И вообще всех своих врагов возлюби!

Марк подходит, забрать кувшин.

Дисмас – Это что ж получается, что я его (показывает на Марка) должен любить? А за что?
Гестас – Хотя бы за то, что он дал нам напиться.
Марк – Если бы вы, иудеи, были такие, как он, я бы  поверил в вашего Бога. Но вы не такие! (уходит).      
Гестас - А вы откуда все  это знаете? Сами слышали?
Варавва - Так кто же его хоть раз не слышал? Три года ходит туда-сюда по Иудее, все рассказывает байки про царствие небесное.
Гестас -  Все слышали. А мне, вот ни разу не довелось. Жаль!
Варавва -  Да не о чем жалеть. Сумасшедший он.
Дисмас - Нет, он не сумасшедший. Он хуже!  Он все понимает и может. А что делает? Около Вифсаиды собрал четыре тысячи человек, за морем   Галилейским – пять тысяч. И это не считая женщин и детей! И что он сделал?!.
Гестас -  А что он сделал?
Дисмас -  Накормил всех, видите ли. Взял у какого-то  мальчишки немного хлеба, у кого-то еще рыбу, что-то там сделал с ними и велел ученикам раздать!, Всем  хватило! Потом еще в корзины остатки собирали!.
Гестас -  Вот это чудо!
Дисмас - Да, чудо! Накормил и распустил всех! А мог бы вооружить! С его то умением творить чудеса!Он мог вооружить всех,поднять мятеж и свергнуть власть римлян!. Но вместе этого он любит, видите – ли, наших врагов, что это, если не предательство наших святых идей о свободе и спасении?! И он еще смеет называть себя нашим Мессией? Предатель он! Ненавижу его! Ненавижу!
Варавва - Они его тогда царем сделать захотели, хорошо , говорят, жить будем при таком царе: и вылечит и накормит.
Гестас - А он?
Варавва - Ушел от них.   
Гестас – Значит не захотел он быть здесь царём! Расскажи мне, а что он говорил о царстве небесном?
Варовва -  Чушь всякую. Но тебе бы понравилось, жалкое ты отродье.
Гестас -  Ну расскажи.
Варовва - Счастливы, говорит, те, которые нищие духом.
Дисмас - Как раз такие, как ты, Гестас? Духа то у тебя никогда не было.
Гестас -  А почему они счастливые? Как он это объяснял?
Варовва -  Так вроде именно для таких и есть царство Божье.
Гестас -  Он так говорит?
Варовва -  Я же  сказал  тебе - сумасшедший он.
Гестас - А я думаю он прав! Нищие просят милостыню. Ведь так? И им подают. А если у меня нет своего духа, я буду просить у Бога: Может он даст мне свой дух? Тогда я и правда смогу быть счастлив.
Варавва – Дух -  его свой иметь надо.
Гестас - Ты имел, Он имел, Я тоже имел. И куда привел нас наш дух? Сюда! А что еще он говорил?
Варавва -  Плачущие, говорит, в том царстве утешаться.
А землю вот эту наследуют знаешь кто?
Гестас - Кто?
Варавва - Те, которые самые кроткие. Терпеливые, значит!
Гестас -  А я хочу ему верить! Хочу! Потому что  он надежду дает.
Дисмас - Потому, что ты дурак!
Варавва - И слабое, безвольное создание.
Гестас - Римлянин! Римлянин! Иди сюда! Ну подойди!
Марк - Чего тебе?
Гестас - Знаешь дорогу в Эммаус? Там есть огромное дерево, разбитое молнией. От него пятьдесят шагов  в сторону заката. Копай,  там клад!
Марк - Почему ты мне это сказал?
Гестас - Спаси его! Тебе же он нравится, я вижу. Так возьми эти деньги и спаси невинного святого человека. Мы все здесь за свои преступления находимся и заслужили смерти. А он - нет.
Марк - Ты прав иудей. Мне нравится этот ваш пророк. Но я не могу ему помочь. Хотел бы, но не могу!
Гестас - А ученики его? Они могут помочь?
Марк - Какие ученики? Разбежались все и попрятались словно  крысы. Женщины там стоят. Мать его и еще одна… Мария Магдалина. Она ведь за ним тоже ходила в последнее время.
Гестас - Мария Магдалина? Здесь? Я хотел ее спасти… А он ее спас... спасибо тебе, римлянин.
Марк - Да ладно.
Дисмас  -  Ты совсем спятил, Гестас!
- 21 -
Приходит Клавдий.
Марк - Ну, разузнал что-нибудь?
Клавдий - Пилат допросил его. Спросил, правда ли, он царь иудейский.
Марк - Что он ответил?
Клавдий - Что Царство его не здесь находится.
Марк  - А где?
Клавдий - Он сказал, что Царство его внутри человека находится. В его сердце. Я вот думаю, может он и вправду сумасшедший? Пилат не хочет убивать этого человека. Но фарисеи жаждут его крови.
Марк - И что?
Клавдий - Пилат приказал подвергнуть его бичеванию во внутреннем дворе. Может быть, это их удовлетворит.
Марк - Кто будет выполнять приказ?
Клавдий - Требоний и его команда.
Марк - О! Этот будет стараться!
Клавдий - И еще говорят, на тот случай, если Синедрион будет настаивать на смертной казни. Пилат хочет предложить народу в честь праздника пасхи освободить одного из заключенных.
Марк - Рисковый ход. А вдруг толпа выберет кого-то другого?  Эти иудеи непредсказуемы.
Клавдий - Может быть. Но это все, что Пилат может сделать для него. Ну я пошел, мне пора.
- 22 -
Дисмас -  Вы слышали? Одного отпустят! Интересно, кто это будет!
Варавва - Ну не я! Это точно! Слишком долго они охотились за мной, чтобы так просто отпустить.
Дисмас - Это римляне. А свои?
Варавва - А у меня нет своих. Я сам по себе. Я презираю эту тупую толпу, которую ты, Дисмас, называешь народом.
Дисмас - А ты, Гестас, что думаешь?
Гестас - Пилат хочет спасти Иисуса, разве можно даже думать иначе? Ни один из нас не достоин помилования.
Дисмас - А я так не думаю! Не думаю! Нет, вы не правы. Люди знают, кто на их стороне!
Курион - Именем кесаря императора! Одному из осужденных по выбору малого Синедриона и по утверждению римской власти даруется его презренная жизнь. Имя того, кто будет сейчас отпущен на свободу- Варавва!
Варавва - Спасен! Я спасен!
Дисмас - А почему он? Почему он, а не я? Это несправедливо!
Дисмас - Это должен был быть я! Вы слышите? Вы слышите? Я! Я! Почему не я, а он спасен?
Гестас - Да разве он спасен? Нет.
Дисмас - Где же твой Иисус? Если он Мессия, если сын Божий, то почему идет на крест вместе с нами? Вместо того, чтобы спастись самому и спасти нас. Пусть совершит это чудо и я поверю, что он - сын Божий.
Гестас - Дисмас, ну неужели ты ничего не понял? Он может избежать смерти и страданий. Но он не сделает этого. Он идет на крест, чтобы спасти  нас. Спасти всех.
Дисмас - Как Он меня спасет на кресте?
Гестас - Ты хочешь, чтобы Мессия спас тебя от римлян. А он хочет спасти твою бессмертную душу, твое сердце от ненависти. Ведь была же, когда-то в твоем сердце любовь! Вспомни, Дисмас, ведь была же!
Дисмас - Ненавижу! Римлян! Тебя! Иисуса этого! Ненавижу. Странно, ты почему так спокоен, Гестас?
Гестас - Сегодня я узнал Мессию. И у  меня есть надежда.
Курион - Марк, Клавдий выводите арестованных. Пора.   
конец
 


Рецензии