Перед экзаменом...

«Трудно в учении  -  легко в бою»
(из студенческой тетради)

Не учится физика, да и только!.. На улице весна, и такая ласковая, что все мысли улетают куда-то в заоблачные дали…
Позади уже четыре экзамена и остался последний…Но именно он, такой необыкновенный предмет, выживается из моей головы прекрасной погодой…
Успокаиваю себя на том, что впереди ещё целых два дня и три ночи, что начало уже положено – несколько глав уже прочитано.
- Пойду, позагораю немножко, - говорю я маме.
- Возьми раскладушку да иди в сад, - советует она.

Но я лезу не крышу – всё ближе к солнцу! С учебником я не расстаюсь. Но в голову лезут прошедшие экзамены – ещё не выветрились…  Дисциплина «Архитектура» «расщепила» здание на отдельные элементы – теперь я вижу его конструктивную схему и все конструкции – стены, окна, крышу и так далее…, могу определить функциональную взаимосвязь помещений…, а «строительные материалы»  вовсе разрушили мой целостный мир. Если раньше я смотрела на архитектурное сооружение или здание, как всё-таки на единое целое, то теперь мой взор пронизывает их насквозь… Вот вижу здание крепко пустило в землю свои фундаментные корни, а стена уже не сплошная, а вся по кирпичикам да какой системы кладка…   
       
Стропильная система под крышей рисуется воображением – балки, мауэрлат, лежень, стойки, подкосы, кобылки… Мой любимый предмет – архитектура… Но и другие очень интересны. Под перекрытием «рисуется» мысленно эпюра изгибающих моментов – это уже из сопромата…Наверное, это участь всех строителей – невидимое становится видимым.
Успокаиваю себя на том, что впереди ещё три года учёбы, и что под конец учёбы всё снова соберётся в единое целое, и буду воспринимать здания и сооружения уже в качественном изменении.

Встряхиваю голову и читаю учебник физики… Заставляю себя. И постепенно Эйнштейн меня уводит в чудесную страну теории относительности. Читаю его постулаты, и меня это так увлекает, что забываю обо всём на свете. Немного отдыхаю, обдумываю прочитанное... и смотрю на соседнее здание.
Теперь уже здание вижу я не только по кирпичикам, а вижу, как в кирпичиках живут молекулы да электроны вокруг атома… И всё кругами-кругами… Да, усвоенная квантовая теория даёт о себе знать…И светило меня пожарило за два часа. Иду в прохладу дома, спустившись с крыши.

Читаю дальше, лёжа на диване… и постепенно засыпаю… И снится мне мировой эфир… Звёзды… Звёзды… Эйнштейн стоял на самой близкой звезде и что-то говорил мне, но я не могла разобрать, наверное, то, что прочитала, не совсем дошло ещё до моего сознания…
- Вставай, дочка, вредно спать при закате солнца…
Кто это? Эйнштейн или мама? Голос вроде бы мамин. И я протестую:
- Не хочется и не вредно. Эйнштейн в своей теории сказал, что солнечный свет меня всё равно одинаково достанет – буду повёрнута к нему своей малой или большой плоскостью…

За ужином я пристаю к деду:
- Дедушка, ты знаешь, что весь состоишь из молекул и атомов?
Ложка с гречневой кашей застывает у него в воздухе, будто он этого не знает… Но мне подыгрывает. Дед смотрит на меня изумлённо, но хитро улыбается и загадочно и довольно смеётся:
- А из чего состоят атомы?
А я начинаю объяснять, усваивая лучше прочитанный материал. Так за три дня полностью переключаюсь на физику. Заставить себя трудно, но зато потом будет легко. А завтра экзамен  -  завтра в «бой»!

Из воспоминаний бывшей студентки Л. Павловой.
1966 г.


Рецензии