Идея прекрасного

Именно сегодня необходимо сформулировать фундаментальные  вопросы, ответы на которые мы пытаемся найти . Человек во все времена стремился познать мир. Но мир находится в процессе постоянной изменчивости, и то, что казалось сегодня абсолютным знанием, уже завтра приобретает характер относительного. За этой изменчивостью трудно, а порой невозможно, уловить сущность мира. Нужно дать ответы на вопросы, которые будут волновать человека сегодня и завтра. Прежде всего это касается нашего существования и законов его развития. И так существует два мира : чувственного мира, изменчивого и непостоянного, и мира идей, который не зависит от пространства, времени и чисел. Единственный путь к пониманию бытия и его законов  видится в познании мира идей. Возможность такого познания для нас заключается в природе самого человека. Мужество, мудрость, умеренность, справедливость – добродетели, позволяющие душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Фундаментальной силой познания является любовь, дающая человеку крылья. Нужно различать то, что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует. Различия между бытием и становлением определяет сущность всех предметов . Мир идей достаточно разнообразен, но одной из центральных является идея прекрасного. Говорю вам, что предметом заинтересованности для нас является то, что по истине есть прекрасное, т.е., прекрасное само по себе, сущность прекрасного, которая не зависит от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений.  « Что такое прекрасное?» - Прекрасное - это как красивая девица», но прекрасными должны быть признаны и конь, и лира, и горшок. Предметы чувственного мира являются прекрасными лишь в относительном смысле, то есть предмет может быть назван прекрасным, если он удовлетворяет какую либо потребность человека, его изучающего или использующего. Таким образом, стоит отметить  относительность прекрасного. В моем понимании  прекрасное - это не свойство самих предметов, а скорее свойство отношения к ним человека . Прекрасное не может быть полезным или подходящим. Прекрасное не может быть полезным, так как полезное всегда полезно лишь в каком-либо отношении. Прекрасное не может быть и подходящим, так как подходящее есть то, что заставляет вещь лишь казаться прекрасной. Мы не ищем то, что прекрасно на самом деле, а не просто кажется прекрасным. Мы ищем, то, чем прекрасная вещь в самом деле прекрасна. Прекрасное в этом понимании есть «идея». Задачей является определение прекрасного как того, что заставляет вещи быть безотносительно прекрасными, великими, добрыми. Мы стремимся найти ответ именно на этот вопрос и предметом его исследования становятся идеи, т.к. именно они существуют объективно и являются основой самой реальности.  Хочу сказать, что постепенное созерцание прекрасного дает возможность увидеть прекрасное как таковое, то есть то, что будет прекрасно вечно, то, что не уничтожается, не увеличивается, не уменьшается, то, что прекрасно везде и для всех. Прекрасное это не то, что существует на земле или на небе, оно не существует во времени и пространстве, т.е. лишено физических характеристик. Прекрасное можно познать лишь с помощью разума. Прекрасное существует вечно, независимо, неизменно. Прекрасное – это сверхчувственное бытие, доступное только разуму человека.  Хочется противопоставить  «идею» всем ее чувственным копиям, миру вещей, доступному нашим органам чувств. В чувственных предметах нет ничего прочного и устойчивого, они находятся в процессе постоянной изменчивости. А «вид», или «идея» неизменны, не подлежат превращениям и тождественны только самим себе.  Как «идея» прекрасное есть сущность, чувственно не воспринимаемая и даже безобразная, бесформенная. По моему мнению, местопребыванием «идей» являются «наднебесные места», неосязаемые органами чувств и доступные только для разума» .  Говорю, что несовершенство нашего способа мышления дает нам ошибочное представление, будто «идея» прекрасного находится в каком-то пространстве, подобно чувственным вещам. Но этот взгляд ошибочен. Именно эти ошибки не позволяют нам составить представления о действительно существующей природе, т.к. последние совершенно запредельны, невыразимы в образах чувственного опыта, в каких либо понятиях и категориях.  Постижение «идеи» прекрасного представляется трудным, а порой невозможным, т.к. предметом познания становится сверхчувственное. Действительно, прекрасное как «идея» вечно, неизменно и тождественно. Прекрасное не зависит от условий пространства и времени. Прекрасное едино, безусловно и безотносительно. А чувственные вещи являются преходящими, они возникают и погибают, возникают в пространстве и погибают во времени. Они всегда зависят от тех или иных условий. Прекрасное это красота души и тела .  Это способность человека выбирать лучшее и прекраснейшее, но не только в смысле внешней красоты, но, прежде всего, красоты внутренней, то есть нравственной. Человек постигает прекрасное с помощью разума, благодаря интеллектуальному созерцанию. Человек неосознанно стремится к красоте. Платоническая любовь (эрос) – это и есть любовь к идее прекрасного. Если платоническая любовь направлена на человека, значит, в этом человеке видится отблеск абсолютной красоты. Для меня  понятие прекрасного непосредственно связано с искусством.  Искусство, по моему  мнению, лишь подражает вещам, которые сами подражают идеям. Искусство - это копия копии, т.к. мир вещей является лишь несовершенным отражением мира идей. Таким образом, искусство – это вдвойне несовершенная копия мира идей. Только творчество является глубоко мистическим актом, который не зависит от наших способностей и от профессиональной подготовки, т.к. настоящему искусству нельзя научиться. В основе искусства божественное вдохновение, которое не контролируется человеком, а, значит, не может быть результатом его воли или желания. Воплощением прекрасного для меня является душа и поэтому я считаю ее бессмертной.  Душа попадая в материальный мир, она забывает то, что видела и чем жила на небесах. Познать прекрасное можно лишь через состояние одержимости, то есть через воспоминания души о том времени, когда она пребывала в мире идей и не была связана телесной оболочкой. Красота является одной из самых великих сил, которая способна исцелить и возвысить душу человека и вернуть ему «воспоминание» о красоте, не подвластное моде, законам, политике. Именно эти «воспоминания» заставляют человека искать что-то неизведанное, непонятное даже для него самого.  Наиболее глубокое постижение прекрасного – это познание красоты внутреннего мира души, природы ее добродетельности и гармонии…


Рецензии