10. политическое чутье Лидера

- способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть.

Это природное чутьё и обретённое понимание главной сути явлений,  процессов, причинно-следственных связей, свойств, присущих человеческой природе, правил оптимальных взаимоотношений, взаимодействия,  общеполезного баланса прав, свобод, обязанностей и ответственности; это способность к реалистичным оценкам, эффективным решениям,  прогнозированию наиболее вероятных реакций, результатов.

 Сконструируем модель политического взаимодействия. Ее назначение – помочь политическим менеджерам наглядно увидеть основные процессы, связывающие участников взаимодействия.

Менеджерские  функции лидера:

1. • создание команды, которая будет осуществлять управление политической кампанией. Выполнение указанной функции требует от политического менеджера хороших знаний об оптимальной структуре команды, о принципах отбора людей в команду, о необходимости создания атмосферы сотрудничества и, если необходимо, боевого духа у всех членов команды;

2. • обеспечение выполнения командой всех задач, ведущих к достижению поставленной политической цели. Политический менеджер должен хорошо представлять, какие задачи предстоит решить коллективу, и обеспечить работу всех звеньев команды, начиная с группы, отвечающей за разработку стратегии и тактики политической кампании, и заканчивая группой, отвечающей за техническое обслуживание команды;

3. • обеспечение координации действий всех звеньев команды. Он отвечает за разработку проекта политической кампании, за составление плана мероприятий и обеспечивает их неукоснительное выполнение;

4. • создание творческой атмосферы в команде, когда каждый член команды стремится к тому, чтобы внести свой вклад в совместный поиск оптимальных путей достижения политических целей;

5. • предотвращение конфликтов в команде и обеспечение ее работы как коллектива единомышленников. Политический менеджер должен уметь предложить идеи, сплачивающие коллектив. Его задачей является формирование в коллективе такого психологического климата, когда каждый член команды начинает ставить общие цели во главу угла своей деятельности в команде, когда личные амбиции отходят на второй план.

Тех, от кого зависит достижение политических целей и в отношении кого субъект управления предпринимает определенные действия, мы будем называть объектом управления.

Лидер должен «видеть» (= оперативно схватывать текущее состояние,  тенденцию и подвижность под возможными возникающими влияниями) целостную картину объекта воздействия и отдельные составляющие картины.

Из элементов моделей политического управления, в изобилии представленных в интернете, я скомбинировал модельный образ фрагмента той системной картины, которую лидер должен «вычувствовать» и одномоментно, хотя бы частично, осознавать (блоки 1 - 2 - 3 на рисунке вверху).

Категории ведомых:

1. Активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов, высокая идентификация) осознанно и направленно готовы сотрудничать с субъектом управления, поддерживать его действия и даже посильно помогать в реализации поставленных целей. В различных политических кампаниях это может быть или твердый электорат какой-нибудь партии, который при любых условиях проголосует за ее кандидатов, или преданные сторонники политического лидера, поддерживающие все его действия, или законодатели, тесно связанные особыми интересами с лоббистской группой.

2. Пассивно поддерживающие, т.е. люди, выказывающие сочувствие политическим целям, которые отстаивает субъект управления, по воздерживающиеся от активных самостоятельных действий в их поддержку. На выборах, например, они с большой долей вероятности проголосуют за предлагаемого субъектом управления кандидата, но на их действия могут оказать влияние любые, на первый взгляд, нс имеющие никакого отношения к политике, факторы (занятость па работе, семейные обстоятельства и т.п.).

3. Занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, не имеющие четко выраженной позиции в отношении заявленных политических целей. В электоральных или имиджевых кампаниях это люди, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям. В лоббистских кампаниях – это лица, не имеющие четкой позиции по предлагаемому законопроекту.

4. Настроенные недоверчиво, т.е. люди, ставящие иод сомнение ценность заявленных политических целей. Они либо симпатизируют другим партиям и лидерам, ставящим иные цели, либо обладают сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, либо не верят в возможности представленных на политической арене государственных и политических деятелей конструктивно решать проблемы страны или региона. Недоверие будет подталкивать их к отказу от взаимодействия с субъектом управления в политической кампании.

5. Враждебно настроенные, т.е. люди, уже сделавшие свой политический выбор и превратившиеся в активных сторонников других политических лидеров и политических партий. Сделанный представителями данной группы политический выбор будет побуждать их к действиям, направленным на противостояние и даже противодействие субъекту управления.

Указанное расслоение людей, потенциально рассматриваемых в качестве объекта управления, представляет собой первую серьезную проблему, которую приходится решать лидеру управления в ходе политической кампании. Лидер должен стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в управленческое взаимодействие третью и по возможности нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.

Таким образом, действия лидера, инициирующего политическую кампанию, сводятся к превращению потенциального объекта в реального участника управленческого процесса. Для решения этой задачи приходится преодолевать индифферентность потенциального объекта к целям лидера управления, вести борьбу за влияние с политическими соперниками. Главный путь решения этой задачи – вовлечение людей во взаимодействия с собой, так как только в ходе прямого или опосредованного взаимодействия можно добиться изменения ценностных ориентаций, установок, поведения тех людей, от действий которых зависит достижение поставленных политических целей. Вот почему политическая кампания – это целая цепь усилий, предпринимаемых субъектом с целью вовлечения потенциального объекта в различные виды взаимодействий. Для того чтобы правильно решать эту задачу, надо составить представление о структуре самого взаимодействия, его внутренней логике.

Любое взаимодействие предполагает активность его участников. Эта активность может проявиться в действиях, а может протекать на уровне ментальных, мыслительных процессов, эмоциональных переживаний. Каждое взаимодействие по-своему уникально и вряд ли может быть полностью восстановлено в иной ситуации и в другое время. Однако в основе любого взаимодействия лежат некоторые общие процессы, знание которых может помочь субъекту управления приблизиться к поставленным целям наиболее эффективным путем.


Рецензии