Смерть на плечах

I
- Девки, давайте выпьем за встречу. Два года после школы не виделись, - прокричала сквозь грохот музыки озорная девушка, взяв в руки кружку с пенным напитком. Подруги враз звонко ударились толстым стеклом, расплескав на стол светлое пиво.
- За встречу! – Опять крикнула девушка. – Пусть сегодня все наши желания сбудутся.
Отпив половину стакана, отставила кружку в сторону:
- Девчонки, а может, чего покрепче? У меня с собой есть бутылочка водовки. Хряпнем по стопочке? – Вновь предложила бойкая девушка своим одноклассницам. Она достала из сумочки четок водки и пластиковые стаканчики, быстро наполнила до половины.
- Галка, ты чё, сдурела? С пивом смешаем и уснем за столом, - возмутилась одна из подруг.
- Нельзя такой ерш пить, это же бычий кайф.
Но Галя пропустила слова подруги мимо ушей:
- Да брось ты, Светка, мы же помаленьку.
Выпили по сто грамм, запили пивом. Галка бросила на стол пачку сигарет:
- Покурим, девочки, поболтаем.
В этот майский вечер у бара под названием «Чарка» на улице толпилось много молодежи. Помещение полностью забито, народ с нетерпением ожидал освободившиеся места в зале. В узких проходах между столиками кружились в танце молодые люди, тесно прижимаясь друг к другу. Закончилось танго, на смену ему пришла бухающая громкая иностранная музыка.
Словно по команде вскочила молодежь, сдвинув столы к стенам, вышли на площадку и ожесточенно включились в танцы. Стало шумно и весело, особенно тем, кто уже изрядно употребил долю веселящего напитка.
Подруги, переглянувшись, встали на ноги. Им тоже хотелось оторваться. Галина цепким взглядом осматривала зал, выискивала среди присутствующих молодого красивого парня. Неожиданно заметила за крайним столиком двух приятелей, оживленно беседующих с красивой девушкой. Один из них, высокий с правильными чертами лица и доброй улыбкой, не сводил глаз с сидевшей напротив девушки. Спутница внимательно слушала друзей, но больше уделяла внимание симпатичному рослому парню. Галя мгновенно поняла – молодые люди любят друг друга. В ней неожиданно проснулось чувство ревности, она захотела разрушить их союз.
- Кажется, я нашла себе ухажера. Пойду знакомиться. Думаю, что легко отошью от него девчонку. Сегодня этот парень будет мой, я так хочу…. – Она решительно направилась к крайнему столику.
II
В конце девяностых Олег Куренков вернулся из армии. Слава Богу, что вернулся, мог остаться там навечно. Служить пришлось на острове «Русский» в радиотехнических войсках. Именно там погибали и пухли от голода молодые солдаты. В это же время сытно ели и мирно спали командиры воинских частей, офицеры и прапорщики подразделений. Остров «Русский» навсегда прославился настоящим беспределом отцов-командиров. Настоящий «голодомор» царил на острове. Солдат морили голодом, продовольственные запасы делили между собой высшие чины. Бывали случаи суицида, но командование старалось умолчать, намеренно навязывая свою версию о причинах гибели.
Весь этот беспредел пережил Олег, даже сейчас, по прошествии нескольких месяцев после демобилизации, с ужасом вспоминал о днях службы в армии. Процветала «дедовщина», особенно свирепствовали «деды», всячески издевались над «салагами». Вчерашние новобранцы нередко ложились спать совершенно голодными, не съев за день и корки хлеба.
Олегу запомнился случай: при утреннем осмотре один из солдат, стоявших в первом ряду, неожиданно упал на плац. Многие поняли – это был голодный обморок. Старшина части, прапорщик Христенко, лукаво ухмыльнулся:
- Это от переизбытка морского воздуха. Ничего, со временем пройдет. Отнесите в санчасть.
Часть, в которой служил Олег, была небольшая, всего несколько десятков человек. Он родом из Сибири, как и весь небольшой весенний призыв. Отслужив год, часто задумывался о происходящем:
- Неужели во всей России творится такой беспредел? Или про нас никто ничего не знает? Надо как-то сообщить в штаб Владивостока, может, они не в курсе. Но как добраться до города, когда между нами пролив шириной около километра? Да и вода сейчас ледяная. Его друг, Витька Борщов, поддерживал эту идею, вместе стали вынашивать планы о побеге. В один из осенних дней терпение друзей окончательно лопнуло.
Похлебав в обед жидкий суп из пшенной прогорклой крупы, они вышли на воздух. Витьку тошнило от такого варева, в похлебке не было даже тушенки, попадалась сухая картошка и мелкие черные жучки, которых невозможно выбрать из мешка. Вскоре послышался шум катера – раз в неделю доставляли из Владивостока долгожданную почту. Друзья побежали в казарму, надеясь на письмо с родины. Минут через пять вошел старшина, небрежно бросил на кровать пачку писем. Из-за спины вытащил открытую картонную коробку:
- Мулов, тебе посылка. Я посмотрел, ничего запрещенного нет. Бери!- Молодой солдат, не отслуживший еще и полгода, схватил коробку и вытряхнул содержимое  на кровать:
- Берите, пацаны, ешьте….
На одеяле лежали печенье и конфеты, и одна единственная палочка копченой колбасы. Со всех сторон потянулись руки, в надежде что-нибудь ухватить.
- Ну-ка, грабли в сторону, салажня, - громко крикнул один из дедов. Взяв в руки колбасу, с издевкой произнес: - Рано вам деликатесы жрать, вот отслужите полтора года, тогда ешьте.
Вмиг исчезли печенья и конфеты, в руке солдата Мулова осталась одна маленькая круглая печенюшка. Он откусил половину, тихо произнес:
- Странно, мамка написала, что пять килограмм колбасы выслала….
Он вдруг схватился за грудь, медленно сполз на пол. Широко открытые глаза парня начали затухать. Взгляд стал неподвижным. У Олега потекли слезы, он схватил Витьку за руку:
- Пойдем скорее отсюда.
Друзья зашли за здание казармы, подставив головы под свежий морской ветер.
- Теперь я знаю, почему нам в караул патроны перестали выдавать. Давно бы уже самосуд устроили, - произнес Олег. – Ты, Витек, как знаешь, а я сегодня же во Владик поплыву. Не могу больше терпеть, иначе сдохнем с голодухи. С каждым днем сил становится меньше. Я это чувствую. Что скажешь, друг?
- Олег, я с тобой. Поплывем вместе, кто-то же должен сообщить о нашей службе. Кто, если не мы? – Согласился Виктор. - Вечером после ужина и отчалим.
Олег Куренков в себе не сомневался, с детства был закаленным. Не один раз ради спортивного интереса переплывал Бию, а в ней – холодная горная вода.  За друга побаивался, хотя, по его словам, в школе Виктор ходил на плавание. Съев за ужином по паре ложек жареной сухой картошки (после которой всегда была изжога), товарищи пришли на берег залива. В целлофановые мешки уложили форму, закрепили на шее ремнями. Вода казалась ледяной, только недавно стало пригревать солнце, не успев как следует прогреть. Поежившись, друзья смело вошли в пролив. На всякий случай Олег пристегнул к трусам большую булавку, от холодной воды может свести ноги судорогой. Плыли рядом, противоположный берег очень медленно приближался.
Проплыв третью часть пролива, Олег заметил, Витька стал отставать. Он часто останавливался, отдыхал, ложась на спину.
- Витька, ты чё? Нельзя стоять на месте, работай руками и ногами. Берег уже близко, - поддерживал друга Олег. Опять плыли вместе, старались не разговаривать, чтобы не сбить дыхание. Начал подниматься ветер, крупные волны затрудняли движение. Горько-соленая вода попадала в рот, в глаза. Мешала видеть товарища. Олег поглядел по сторонам – Витьки не было рядом. Крикнул несколько раз, но в ответ слышался лишь плеск волн. Он догадался – его друг, Витька Борщов, - утонул. Как ни странно он не поддался панике, стал быстрее грести руками.
- Я доплыву, обязательно должен доплыть. Я сильный, я смогу, - подбадривал он себя. Из последних сил Олег держался на воде, берег был всё ближе. Неожиданно левую ногу пронзила острая боль – судорогой свело мышцу. Отстегнув булавку, Олег несколько раз ткнул себя в ногу. Боль отступила.
- Ещё, ещё немного. Господи, помоги мне…., - через силу шептал он посиневшими от холода губами. Ступня вдруг ощутила камень, парень понял, что спасен. Последние метры до берега казались тяжелыми, на четвереньках вылез на сушу и упал в изнеможении. Отлежавшись, начал одеваться. В солдатской форме и босиком вышел на крайнюю улицу города. Сапоги Олег специально не взял с собой, - слишком тяжелый груз. Через полчаса он сидел в здании комендатуры, ожидая представителя из военной прокуратуры. Обо всем рассказал следователю, не утаивая ничего.
Куренкова Олега на неделю положили в госпиталь, по приказу начальства усиленно кормили. Позже узнал – командира части арестовали, сменили полностью офицерский состав. Несколько прапорщиков выгнали из армии, в том числе и старшину. Дослуживать Олегу пришлось в другой части. Демобилизовавшись, вернулся на Алтай, пошел учиться в техникум. Познакомился с девушкой Валей, стали встречаться. Валентина заканчивала Бийский пединститут.
III
Сегодня одногруппник Вадим пригласил Олега с девушкой в бар «Чарка», хотели посидеть, попить пивка. Он уже кое-что слышал об армейском подвиге товарища, хотел подробнее узнать правду.
Выпив пива, Олег разоткровенничался. Рассказал о бесчинствах офицеров на острове «Русский», о гибели своего друга Виктора. Олег несколько раз смотрел на часы: надо было торопиться. Он запланировал именно сегодня сделать своей девушке предложение. Хотел, как можно скорее связать свою жизнь с любимым человеком. Догадывался, что Валя будет не против. Олег поднялся, давая понять, что пора уходить. Застегнул куртку, нахлобучил на голову вязаную шапку.
- Ну что, пойдемте? Сейчас Валю домой проводим, а потом в общагу.
В этот момент кто-то прыгнул ему на спину, обхватив шею руками. Олег машинально дернул плечами – руки разомкнулись. Обернулся, увидел перед собой лицо незнакомой девушки. На вид симпатичная, смуглое лицо и ярко накрашенные губы, черные волосы слегка взлохмачены.
- Милый, пойдем, потанцуем, - произнесла девушка, взяв его за руку. Олег выдернул кисть:
- Извините, мы уже уходим. – Он сделал попытку пройти мимо, но чернявая встала на его пути. Резко, с нажимом сказала:
- Я прошу, только один танец. Или ты мной брезгуешь?
Олег почувствовал запах дорогих духов, разбавленный водочным перегаром. Он шагнул в сторону, но незнакомка вцепилась руками в куртку:
- Нет, не уходи. Что, я тебе не нравлюсь? Я сама к тебе подошла, а ты мне в морду плюнул. Не прощу. Ты пожалеешь об этом….
Девушка грязно выругалась и, схватив сумку, выбежала из здания. Молодые люди вышли на улицу, Олег взял Валентину под руку. Вадим шел рядом. Было уже довольно темно, идти предстояло недалеко, всего лишь один квартал.
На площадке, тускло освещенной фонарем, молодые люди свернули в проход между домами. Навстречу выбежали двое – черноволосая девушка и поддатый парень, что-то прячущий за спиной. Остановились, девушка рукой показала на Олега:
- Это он.
Парень мгновенно выдернул из-за спины обрез и нажал на спуск. Раздался выстрел, громкое эхо прокатилось по всему кварталу, гулом пронеслось между пятиэтажных домов. Следом прогремел еще один. Раздался крик и визг шедших позади девушек. От мощного заряда тело Олега отшвырнуло назад, шапка слетела с головы. Патрон, начиненный рублеными гвоздями, сделал свое дело – грудь парня была разворочена. Олег упал на асфальт и через несколько мгновений скончался. Вадим, получивший заряд в живот, корчился на земле от боли. Испуганные выстрелами девушки побежали звонить в круглосуточную аптеку. Валя, стоя на коленях, ревела и пыталась расстегнуть куртку любимому. Из окон домов выглядывали любопытные жители. Преступник вместе с девушкой скрылся в одном из подъездов дома. Очень быстро подъехал милицейский наряд, затем скорая помощь. Через несколько минут милиционеры вывели стрелявшего. Вадима увезли в больницу, но через сутки он умер. Остается тайной, что же сказала девушка Галя своему пьяному приятелю? Какую власть имела она над ним? Преступника осудили, убийца был изолирован от людей на двадцать лет. Галина отделалась легким испугом. Но через несколько лет, в день своей свадьбы, она погибла вместе с женихом в автомобильной аварии на Барнаульском извозе.
Олега схоронили на сельском кладбище в селе Усятское. Ревел народ, глядя на убитых горем родителей. Погиб их единственный сын, так и не успев привести в дом невестку. Такая трагичная судьба постигла молодого парня, который, рискуя своей жизнью, спас от голодной смерти сослуживцев. Как знать, сколько бы еще времени творился беспредел на острове «Русский»? Прав оказался друг Виктор, произнесший главные слова:
- Кто, если не мы?..


Рецензии