Метаистория Сослан

                Метаистория: Сослан.
  Прошло  десять лет после примирения родов Нарт и Донбеттыр, война между царством Велес и Ергини продолжалась, силы царства Велес были на исходе и оно уже подумывало о перемирии. Почти все мужчины родов Чинта, Нарт, Гатах, Донбет и Сопар находились в прифронтовой полосе, возвращаясь в родные селения на короткий срок, что бы привезти добычу, захваченную на войне и сделать очередного ребёнка, ожидающей его супруге, после чего возвращались на войну за новой добычей. Алдары рода нарт Урызмаг и Сослан со своими дружинами так же геройски воевали против оккупантов.
   Однажды в лагерь алдара Сослана из замка алдара Сайнага прибыл мальчик посланник, который сообщил алдару Сослану, что замок алдара Сайнага разграблен тутырами. Тутыры увели из замка всех женщин, детей и скот. Тутыры требуют от алдаров рода Нарт возобновления выплаты податей, и тогда они вернут женщин и детей замка, скот же и утварь, унесённая из замка алдаров рода Нарт, останется им, как уплата податей за 3 года.
   Семь десятилетий назад часть стаи Дзан, которой нарты платили дань, подверглась нападению со стороны своих родственников из-за реки Гум. Родичи смогли уничтожить логово стаи и основную часть самцов, включая скипа и его наследников. Но самцы успели до нападения перевести самок (и женщин и волчиц) в тайные логова (бывшие замки уаигов). По сути дела стая разбилась на 2 большие семьи, и по образу жизни эти семьи мало, чем отличались от уаигов. Тутыры сами стали пасти лошадей и овец, используя волков вместо пастушеских собак, и совершали разбойные набеги на селения Гумов и Нартов.
  Уцелевшие самцы гоминиды разделили самок между собой, и теперь самки уже не были коллективной собственностью всех самцов, а принадлежали конкретному самцу главе семьи, и другой самец на них никаких прав не имел. Почти 30 лет эти семьи жили в тайных логовах, стараясь не привлечь к себе внимание своих родичей.
   Но и родичам, уничтожившим скипа их стаи, было не до них, они вели ожесточённую войну, с оставшимися за рекой Гум родичами, за контроль над родовым логовом (в районе современного города Пятигорск).
  После того, как свирепые родичи стали теснить их стаю за рекой Гум, они были вынуждены оставить свои позиции севернее реки Гум, и оборонять родовое логово.
 
 Поняв, что их родичи оставили логово в селении Сух, тутыры вывели свои семьи из тайных логов, и заняли логово в селение  Сух.
   У них не было больше природного скипа, и жили они уже не стаей, а большими патриархальными семьями. Общие свои дела они решали на  совете глав семей, и на этом совете избирали себе скипа. Но скип у них уже не был хозяином стаи, его легко могли переизбрать, и любой приказ скипа можно было оспорить на совете.
  Тутыры, перейдя к семейным отношениям, не могли так быстро восстанавливать численность стаи, как раньше. Большие гаремы имели старые самцы, которые в интимном отношении были не очень состоятельны, молодые же самцы, должны были добывать себе самок сами или покупать их  у старших родичей, что сдерживало воспроизводство гоминидов стаи. Волки увеличивали своё поголовье быстрее, (все волчицы остались в общей собственности самцов стаи и гоминидов и волков), но  поголовье волков, по мере возможности, уменьшали собаки.
  Потому численность воинов в стае уже исчислялась не тысячами, а сотнями гоминидов, самцов волков в стае было в 2-3 раза больше. Тутырам, не без труда, удалось снова заставить платить подати Гумов, да и то пришлось согласиться на право гумов пастухов заводить себе пастушеских собак, которые нещадно уничтожали волков их стаи. Но, как только тутыры пытались собрать дань с Нартов, нарты давали им достойный отпор. Нарты южных селений даже осуществляли разбойничьи походы к тутырам, но эти походы редко заканчивались удачей для Нартов, но и тутыры, защищая от нартов своё имущество, несли не малые потери.
   До тутыров дошли вести, что большинство воинов нартов воюет на севере, а значит их селения остались почти без защиты. На совете стая приняла решение, напасть на замок алдара Нартов и заставить его платить подати тутырам. Почти все воин стаи (более 500 гоминидов и почти 1500 волков), оставив в логове только старых и самых молодых воинов, отправилась к замку алдара Сайнага, по дорогам, держась в стороне от других селений нартов.
  Подойдя к замку алдара Сайнага, который состоял из родовой семи ярусной башни алдара Сайнага, пяти ярусной башни алдара Урызмага, и шести башень от 3 до 5 ярусов родственников алдаров, тутыры перекрыли подступы жителям замка к воде.
 Через несколько дней, погибая от жажды алдар Сайнаг, приказал женщинам замка, открыть двери замка и сдаться на волю победителей. Получив контроль над замком, скип потребовал к себе алдара нартов, но Шатана – жена алдара Урызмага заявила им, что все их алдары с дружинами воюют на севере, и в замке нет ни одного алдара. В больном старике, обнаруженном в замке, тутыры не признали алдара Сайнага. Скип Дзанга, приняв немощьного алдара  Сайнага за родственника алдаров Нартов, объявил ему:
  «Род Нарт задолжал подати стае Дзан за 70 лет. Стая забирает в уплату долга за три года, весь скот замка алдаров, остальной долг по податям стая нартам прощает. Стая уводит с собой в заложники всех женщин и детей замка. Алдары родда Нарт, если желают получить  живыми своих женщин и детей, должны поторопиться, прибыть в логово стаи Дзан и принести клятву скипу стаи Дзан, впредь вовремя и в полном объёме уплачивать подати стае Дзан».
  После чего скип стаи оставил алдару Сайнагу двух мальчиков, что бы один из них мог ухаживать за больным стариком, а другой отправился к алдарам и передал им слова скипа Дзанги. Волки, к тому времени, истребили всех собак замка алдаров, потому, взяв всё, что им понравилось из имущества замка, тутыры и волки погнали скот, женщин и детей замка алдаров к себе в логово.
   Получив известие от алдара  Сайнага, алдары Сослан и Урызмаг решили, как бы дела не обернулись, они больше не станут платить подати тутырам. «Лучше всем нартам погибнуть, чем стать чьими-то данниками», - единодушно решили они. Главное до решения этого вопроса не общаться с алдаром Сайнагом. «Слабовольный старик, может приказать им, принести клятвы тутырам», - и тогда они обязаны будут выполнить волю старейшины рода.
  Алдар Урызмаг обратился за помощью к союзным алдарам, и все они приняли решение помочь нартам. Война с царством Велес подходила к концу. У царя Додона кончались и кшатрии и вайшьи для освоения отбитых у родов Чинт, Донбеттыр и Гатах земель, и даже удерживать эти земли, в условиях, когда тысячи воинов врага, разбойными бандами ежедневно разоряют княжество Адыл, становится всё трудней. Потому царь Додон прислал к алдару Уархагу послов оговорить условия мира. Алдары родов Чинта, Нарт, Донбеттыр, Гатах и Сопар на совете уже приняли решение, принять предложение царя Додона. За прекращение разбойных походов со стороны Ергини на земли княжества Адыл, княжество Адыл вернёт под контроль Алдаров Ергини половину завоёванных им селений. На оставшихся, под контролем царства Велес землях Ергини создается «буферная» зона, подконтрольная княжеству Адыл. Между Ергини и княжеством Адыл царства Велес,  будет  проведена чёткая граница, которую договаривающиеся стороны обязуются не нарушать. Освободившихся от войны воинов Ергини алдары приняли решение направить на войну с тутырами.
  Воинам было велено, отвезти, захваченную на войне, добычу к себе домой, взять из селений самых матёрых псов и следовать на юг уничтожать тутыров. Воинам рода Нарт, алдары Урызмаг и Сослан отдали следующие наказы: 1. Возвращаясь в свои селения держаться в стороне от замка алдаров, что бы никто из Нартов не смог получить от алдара Сайнага приказов для алдаров Урызмага и Сослана. 2. К тутырам необходимо следовать не по дорогам земель рода Нарт, на которых тутыры могут устроить засады, а по дорогам земель родов Донбеттыр и Гатах.
 
  Скип Дзанга, разграбив замок алдаров рода Нарт, в своём логове ждал, что вот-вот к нему прибудут смирённые алдары Нартов, и принесут ему клятвы о выплате податей.
  Но через несколько дней волков его стаи неожиданно охватил страх. Оглашая логово предсмертным воем, волки самцы стали выводить самок и волчат за пределы логова и прятать в потаённых местах. Скип Дзанга не был природным скипом и не обладал такими экстрасенсорными способностями, какими обладали природные скипы борзов.
  Он даже не знал, откуда им ждать опасность, вариантов было два: первый - их родичи из-за реки Гум, решили восстановить свои позиции в логове селения Сух, второй -  алдары Нартов идут к ним не приносить клятвы, а ведут воинов, что бы уничтожить их стаю. Высланная за реку Гум разведка, не обнаружила там противника, значит, угроза исходит от Нартов, решил совет стаи тутыров.
  Скип Дзанга, решил повторить подвиг своего предшественника, который три столетия назад покорил непокорных Нартов. Скип, полагая, что нарты к его логову будут двигаться по тем же дорогам, устроил засады в тех же местах, что и его предшественник, отрядив в засады половину воинов гоминидов и треть самцов волков. Сам скип Дзанга, с оставшимися воинами расположился в логове и стал ждать известий от гонцов из засад.
   Но вместо гонцов, к логову с востока и с запада стали подходить воины. Пока воинов было немного, они останавливались на дальних подступах к укреплённому логову, стараясь блокировать его, уничтожая всех и волков и гоминидов, пытающихся выйти за пределы логова. Осаждающие прибывали с каждым часом, и блокада становилась плотнее. Своих, рвущихся в бой собак, осаждающие держали на привязи, опасаясь, что волки заманят собак к башням логова, и тутыры их всех перестреляют с крыш башен.
 
   Алдар рода Нарт Сослан, с отрядом 200 воинов занял позицию у ручья и отрезал тутырам возможность обеспечивать себя водой. Измождённые жаждой тутыры и их волки,  несколько раз предпринимали попытки прорваться к воде, но все они были уничтожены. Скип Дзанга понимал, что без воды им долго не продержаться, потому приказал, отрезать голову жене алдара Урызмага, матери алдара Сослана, - Шатане, эту голову посыльный скипа отнёс в лагерь осаждающих и заявил: «Если осада не будет немедленно снята и алдары рода Нарт, не принесут клятву платить подати стае Дзан, все женщины и дети алдаров рода Нарт будут уничтожены».

  Посыльного принял алдар рода Донбеттыр Сафа, он, выслушав посыльного, объявил ему: «С этими угрозами, скип пусть обращается к алдарам рода Нарт, а их логово осаждают рода Донбеттыр, Гатах, Чинта и Сопар. Но и алдаров рода Нарт не очень испугает эта угроза, они купят себе новых жён, и нарожают себе новых наследников. Но скип пусть знает, что за каждую убитую женщину из семьи алдаров рода Нарт, будет уничтожено 100 воинов тутыров их поганой стаи, а за каждого мальчика 200-ти. Если тутыры сдадутся, то им оставят жизнь, уничтожены будут только волки и сто воинов тутыров в знак отмщения за жену и мать алдаров рода Нарт». С этими словами алдар Сафа, приказал вернуть посыльному голову Шатаны, и отправил его обратно в логово тутыров.

  Выслушав требования алдара Сафы, главы семей тутыров пришли в отчаяние, на совете стаи они единодушно решили, что во всём виноват скип их стаи, и он должен умереть. По решению совета, Дзанге была отрезана голова. Голову скипа в лагерь алдара Сафы отнёс тот же посыльный, он слёзно просил от имени тутыров, что в гибели женщины из семьи алдаров виноват только скип, голова которого находится у ног алдара. Более сотни воинов их стаи уже погибли, пытаясь прорваться к воде, потому совет стаи просит сохранить жизнь остальных их воинов, и обязуется больше никогда не тревожить селения нартов.
  Алдар Сафа согласился, что голова скипа и смерть уже погибших воинов тутыров достойная компенсация за смерть женщины из семьи алдара. Тутырам было предложено без оружия выходить из логова к ручью, где они смогут утолить жажду, но тутырам было строго запрещено подходить к позициям осаждавших ближе, чем на тридцать шагов. Зная о способностях тутыров отводить глаза и наводить морок, это было не лишним.

  Волки, поняв, что тутыры их предали, купили себе жизнь ценой их жизней, бросились на своих хозяев, и смогли загрызть несколько воинов, но тутыры навели на волков видения кадзи (летающих, огнедышащих духов). Увидев кадзи, волки бросились в рассыпную, теперь уже осаждающие спустили на волков своих собак, одновременно отстреливая волков из луков. Лишь нескольким десяткам волков удалось вырваться из отцепления и укрыться в ближайшем лесу.  Вырвавшиеся из логова волки, отправились к местам засад.
   Победители, на свою беду, выполнили обещание данное тутырам алдаром Сафой, и сохранили всем им жизнь. Правда, оставили их совсем без скота и имущества. Скот и имущество тутыров, как законную добычу,  честно поделили между собой победители. После чего воины Ергини, оставив тутыров в покое (превращать тутыров в кавдасардов и приводить их в свои селения, учитывая их способности, было не безопасно), с богатой добычей вернулись в свои селения. Алдар Сослан захоронил тело своей матери в родовом склепе алдара Сайнага, повесив в склепе голову скипа Дзанги.
   
  Добравшись до засад, волки воем предупреждали своих собратьев, что вожаки  стаи предали их, и стаи больше не существует. Услышав предупреждение волков, прибывших из логова, волки засад, несмотря на запреты своих вожаков, стали покидать засады. Тутыры, не понимая, что происходит, так же покинули засады и отправились в логово.
 
  После распада стаи, волки самцы поделили самок на несколько больших семей, и, уйдя в труднодоступные для гоминидов места, стали жить охотой на дикого зверя. Тутыры, оставшись без волков, скота и имущества, понимая, что у них уже нет возможности силой подчинить себе не только Нартов, но и Гумов, на совете приняли решение о «самороспуске» стаи. Тутыры скинули с себя одежды из волчьих шкур, оделись, как пастухи гумы, в одежды из овечьей шерсти и шкур и со своими семьями разбрелись по округе.
  Внешне они ничем не отличались от гумов пастухов, у которых безжалостные тутыры отобрали весь их скот и имущество. Бывшие тутыры, по 2-3 семьи на селение, приходили в селения гумов, нартов, сопаров, донбеттыров и гатахов, рассказывая одну и туже сказку, как тутыры лишили их имущества, и теперь они вынуждены продавать себя в рабство. Мало кто смог отказаться от возможности завладеть бесплатными кавдасардами.
   Разместившись на нижних этажах башен, бывшие тутыры, убивали своих хозяев и занимали их места в верхних покоях, превращая женщин хозяев башни в своих наложниц. Используя свои способности создавать психообразы, бывшие тутыры не только завладевали имуществом убитых и съеденных ими хозяев башен, но и занимали их места на нихасе. И почти никто из односельчан не замечал подмены (те несчастные, на кого не подействовали чары тутыров в овечьих шкурах, были убиты и съедены оборотнями). Зачастую оборотни брали под свой контроль целые селения, но, тем не менее, они перенимали обычаи и образ жизни тех, чьё место в этой  жизни они заняли, и старались ничем не отличаться от них. И зачастую оборотни были самыми «преданными» воинами алдаров своих родов, потому делали очень быструю карьеру, а при возможности и занимали места своих алдаров.
 
   Перемирие между Ергини и царством Велес продержалось немногим более ста лет. Воины Ергини не могли жить без разбойных походов. Открыто грабить своих родичей из соседних родов, с которыми они ещё недавно бок о бок воевали против общих врагов, и с многими из них они побратались, принеся артхорд (клятву) на крови своих врагов, воинам Ергини первые десятилетия не позволяла «честь». Воровство и присвоение чужого имущества, у жителей Ергини было в крови, и честь никогда не мешала им присвоить имущество своего соседа, если это можно было сделать втайне от всех. И никого из них не останавливало, то, что это единственное имущество их соседа и родственника, лишившись которого «растяпы» обречены на голод и нищету.
  Попытки устраивать разбойные походы за реку Гум,  на, контролируемые тутырами земли, всегда заканчивались большими потерями и малой добычей, и воины Ергини отказались от экспансии за реку Гум. Гумы, живущие севернее реки Гум, так же уже не были так беззащитны, как столетие назад, и не только давали разбойным бандам с Ергини достойный отпор, но и сами нередко грабили своих соседей из родов Ергини.
  Первые десятилетия после заключения мира, воины всех родов Ергини активно разыскивали и разоряли замки уаигов.
  Многие уаиги, имеющие замки в прифронтовой полосе, во время войны перешли на сторону врагов Ергини и наносили защитникам Ергини большой урон. Всех уаигов патриоты Ергини считали потенциальными предателями и врагами, потому нещадно их выслеживали, разоряли и, если была возможность, уничтожали.
  Сотни разорённых уаигов, вынуждены были покидать свои замки, и с семьями переселяться на контролируемые царством Велес земли. Цари царства Велес с охотой принимали опытных воинов, брамины царства посвящали бывших уаигов в кшатрии, после чего их расселяли в буферной зоне между  княжеством Адыл и Ергини, лучших защитников своих границ от «диких» разбойников найти было трудно.
  За столетие все уаиги на Ергини были либо уничтожены, либо вытеснены на территорию княжества Адыл царства Велес. За это время, почти все побратимы, давшие друг другу артхорд (клятву) во время войны с царством Велес, перешли в страну алдара Барастыра (страну мёртвых). Воинов Ергини уже ничего не удерживало против разбойничьих походов, за имуществом своих родичей в соседние селения. Все алдары родов на Ергини, к тому времени уже  были потомками, одетых в овечьи шкуры тутыров и обладали способностью создавать психообразы, но они даже не пытались удерживать своих подданных от грабежей своих родичей и навязывать им дисциплину, которую те принять были ещё не готовы. Для новых алдаров, как и уничтоженных ими природных алдаров Ергини, было более важно, чтобы род не забывал платить им, положенные алдару подати, а откуда эти подати возьмутся, их не интересовало.


Рецензии