Как разбогатеть и обойти конкурентов. Притча

Как-то раз к старому мудрецу, что жил вдали от людей в скромной хижине, пришел молодой человек.

– Прошу, учитель, помоги мне! – с порога взмолился юноша. – Мой отец умирает. Сейчас он выбирает, кому из нас, четырех его сыновей оставить свое дело, а кому дать просто немного денег. Он сказал, что дело его достанется тому, кто отгадает загадки. И вместо первой загадки протянул нам руку и показал четыре пальца. Братья думают, он хочет, чтобы после его смерти мы работали вчетвером. А я вообще не знаю, что это значит. Пожалуйста, помоги мне!

Старик рассмеялся:

– Людей, которые ко мне приходят, обычно интересуют другие вопросы. Никогда мне не приходилось отгадывать загадки для таких глупых юнцов как ты. Как ты будешь вести отцовское дело, если даже на его вопрос ответить не можешь?! Ну да ладно, эта загадка такая простая, что грех ее не разгадать.

– Учитель, ты знаешь ответ? – изумился юноша.

– Знаю, потому что он очевиден, – ответил старик. Четыре пальца. Трудись в четыре руки, следи за своими работниками и за своими конкурентами в четыре глаза и слушай тех и других в четыре уха.

На следующий день с утра молодой человек пришел снова:

– Учитель, я ответил отцу все так, как ты мне сказал. На это он показал мне два пальца. Может быть он хочет, чтобы я думал в две головы?

– Трудно тебе будет думать в две головы, когда и одной нет, – рассмеялся старик. – Не это хотел сказать тебе отец. Не стремись быть на рынке первым, не старайся вперед других предлагать покупателям новинки. Иди позади первого, смотри, на чем он спотыкается, а что у него получается хорошо. Потом дополняй все лучшее, что узнал. Так и потеряешь меньше, и получишь больше. Умные волки первыми не идут – вперед молодых пускают. А еще он хочет сказать – будь вторым в своем деле, не бойся нанимать на работу людей умней себя, честней себя, талантливей себя. Ты должен научиться управлять такими людьми, а они за тебя всю работу сделают гораздо лучше, чем сделал бы ты сам. Но при этом и первый совет не забывай – смотри за ними, чтобы они тебя от большого ума не обманули.

Еще один день прошел. Снова пришел к старику юноша:

– Учитель, я сказал отцу все, как ты велел. А он мне за это пальцем погрозил. Что делать? Он мной недоволен?!

– Лучше бы для твоего отца было и впрямь тебе пригрозить, чтобы такой дурень в его дела не лез. Но, увы, его загадка не об этом.

– Так это его очередная загадка?! А что же тогда она означает?

– Говорит он тебе, чтобы вел ты дела один, никому не верил, рассчитывал только на свои силы. Будут тебе братья предлагать вести дела вместе, но ты не соглашайся. У тела одна голова должна быть. А то будете в четыре головы думать, и тело порвете на четыре части.

Еще день прошел. Снова пришел молодой человек. Утер слезы и сел на землю возле порога.

– Эх, учитель! Все так хорошо шло. Но теперь отец, а стал он совсем плох, прошептал, чтобы я сам загадал ему последнюю загадку. И если загадка будет правильная, то я и стану хозяином всего дела, потому что братья мои ни на один вопрос не ответили.

Вместо ответа старый мудрец вытянул вперед две руки и показал юноше ладони.

– Десять пальцев!!! – воскликнул молодой человек. – Учитель, я понял, что надо показать отцу, но не знаю, что означают десять пальцев. Времени гадать нет. Побегу домой, а завтра вернусь и расскажу, что решил отец.

На следующий день юноша пришел к мудрецу с улыбкой на лице:

– О, учитель! Ты меня спас! Отец сперва сказал, что я загадал ему правильную загадку. А после этого он встал с кровати и признался, что лишь притворялся умирающим, чтобы узнать, какого из своих сыновей взять в ученики и начать посвящать в дела. Он похлопал меня по плечу и сказал, что не я отгадывал его загадки, кто-то мне помогал. Но раз из четырех сыновей только я исхитрился найти такого мудреца, который не только подсказал ответы, но и загадал самую важную загадку, значит, я умею в короткие сроки находить нужных людей и решать сложные задачи.

– И что же ты еще от меня хочешь? – удивился старик.

– Отец прислал меня, чтобы я именно от тебя узнал ответ на последнюю загадку. Прошу тебя, не таи! Что значат десять пальцев?

Старик ухмыльнулся и посмотрел в сторону гор:

– Это не десять пальцев, глупый ты мальчишка. Это две руки. Заводи полезных друзей в две руки. В две руки – это и накрепко, это и с почтением, это и взаимовыгодно. Без такой дружбы с нужными людьми твои недруги твое дело легко потопят, а с такими друзьями ты сам всех задавишь.


Рецензии