de omnibus dubitandum 50. 11

ЧАСТЬ ПЯТИДЕСЯТАЯ (1719-1721)

Глава 50.11. ВЕЛИКОЕ ВОЙСКО КУБАНСКОЕ…
       
    Образование Великого Войска Кубанского на Кубани относится к маю 1709 года, когда Войсковым Атаманом последнего был избран на Войсковом Кругу, бывший Атаман Есауловского городка на Дону, Игнат Федорович Некрасов, а в период 1706-1708 годов главным помощником Атамана Кондрата Булавина.
      
    Относительно численности казачьей политической эмиграции, ушедшей с Дона на Кубань, исторически известно, что Игнат Некрасов не только смог увести и спасти 18 тысяч казачьих воинов, а с семьями более 80 тысяч человек, но и умножить численность основанного Великого Войска Кубанского за счёт новых казаков-эмигрантов с Дона, как и отовсюду прибегавших раскольников на Кубань /с Волги, из Астраханья и др./ /Сборник документов: "Булавинское восста¬ние", стр. 320, 325-327, 330. Москва. 1935 год/.
      
    Появление на Кубани казаков-Некрасовцев, вошедших целиком в уже существавшую там общину Кубанских казаков во главе с Атаманом Савелием Пахомовым, увеличило неимоверно численность общины, достигши 90.000 казаков, казачек и казачьих детей. Всё вместе взятое совершенно изменило в корне весь общинный уклад жизни Кубанских казаков на Кубани.
       
    С разрешения турецкого султана, Крымский Хан во владении которого находилась Кубань, предоставил Кубанским казакам полное самоуправление и выборное начало. В виду этого, военно-хозяйственное сообщество первоначальных Кубанских казаков, значительно увеличившееся в своём численном составе за счёт прибывших на Кубань Некрасовцев, должно было утерять свои первоначальные формы общинного порядка и перейти к созданию подлинной государственной организации, что и было оформлено, в конце концов, при образовании Великого Войска Кубанского, имевшего уже - свою территорию, свой народ и свою подлинную казачью выборную власть.
       
    Союз между первыми насельниками Кубанскими казаками с Атаманом Савелием Пахомовым во главе, с одной стороны и с другой, прибывшими на Кубань казаками-Некрасовцами, представлял собою в этнографическом отношении соединение в единое целое выходцев с Дона, природных Донских казаков, политических эмигрантов 1688,1692 и 1708 годов.
       
    Общность казачьих идеалов, единство национально-религиозного характера, казачье родство, как и оказываемая всесторонняя поддержка турецким султаном и Крымским Ханом, способствовали развитию и укреплению Великого Кубанского Войска в государственно-политическом отношении. Игнат Некрасов основав Великое Войско Кубанское, создал устойчивую казачью республиканско-демократическую Войсковую организацию, дав ей т.н. "Игнатовы заветы", иначе говоря политическую и религиозную автономию.
       
    Эти "ЗАВЕТЫ ИГНАТА" были своеобразной Конституцией Великого Войска Кубанского, представлявшей собою законоположения, лично установленные Игнатом Некрасовым более чем 650 заветов, которые обусловливали полностью республиканско- демократический образ жизни казаков-Некрасовцев /наименование распространившееся и на Кубанских казаков-раскольников во главе с Атаманом Савелием Пахомовым/.
       
    Как отмечает исследователь истории Великого Войска Кубанского, П.П. Короленко: "...В Войске Кубанском были две крайне противоположные группы людей по духу и политическим целям. Первые Некрасовцы, участники Булавинского восстания, вторые -казачьи старообрядцы /пришли на Кубань с Лёвкой Манацким (Манацковым) в 1688 году, после подавления на Дону раскола и др. выходцы с Дона.

    Первая цель Некрасовцев - борьба за политическую автономию и "Царизму не покоряться", а вторая - сохранение старой веры. Все они приняли имя Некрасовцев". /П.П. Короленко: "Некрасовские казаки". "Известия Общества любителей изучения Кубанской области". Выпуск 2, стр. 6 и 13. Екатеринодар.1900 год/.

    Казаки-Некрасовцы появившись поздним летом 1708 года на Кубани, разместили  свой главный центр на т.н. Казачьем острове, иначе называвшемся Кара-Кубанским и находившемся в нижнем течении реки Кубани, между Кара-Кубанью и Казачьим Ериком, ниже м. Копыла. Кара-Кубанский остров был образован Кара-Кубанским рукавом /начало в 20 верстах выше Копыла и окончание в 10 верстах ниже соединения р. Курки с р. Кубанью/, имея в длину до 75 верст и в ширину от 8 до 12 верст. От Кара-Кубанского острова ответвлялся т.н. Казачий Ерик, впадавший в Азовское море, через Чёрную Протоку.

    В конце XVII и начале XVIII столетий граница между Московией и Турцией проходила по р. Ее и далее по побережью Азовского моря и рекам Бейсугу, Челбасу, Лабе и Кубани. В свою очередь граница Великого Войска Кубанского проходила на север, соприкасаясь непосредственно с границей территории Донского Войска, почему всегда происходило боевое соприкосновение Кубанских казаков /казаков-Некрасовцев/ с московскими войсками. На западе Войсковая граница проходила по побережью Азовского и Черного морей, где турки восстановили старые города Темрюк и Тамань, как и основали новые города: Анапа, Ачуев и др., одновременно сделав их сильными крепостями. При Ейском лимане была турками возведена крепость, а их укрепление Копила возникло там, где ныне станица Славянская. Помимо отмеченных целостей, эта западная граница прикрывалась всегда сильным турецким флотом, постоянно крейсировавшим в Азовском и Черном морях. Восточная граница была довольно неопределённой в силу постоянного соприкосновения казаков с Кубанскими кочевыми народами, постоянно менявшими места своих кочевий. Наблюдения за кочующими на Кубани Ордами ногайцев и калмыков, как и самих Кубанских казаков, турецкий султан поручил своему представителю сераскиру, имевшему своё постоянное пребывание в м. Копиле. На юге пограничная линия проходила по рекам Лабе и Кубани. Казаки-Некрасовцы появившись на Кубани летом 1709 года, представляли собою уже вполне организованную и политическую силу. Они первоначально обосновались на Таманском полуострове, между Таманью и Копылом, в 30 верстах от Черного моря, где ими были основаны три больших городка: Кара-Игнат /в честь Атамана Игната Некрасова/, Себелей и Хан-Тюбе. В 1710 году ими были образованы ещё до 30 казачьих укреплённых городков по рекам Кубани и Лабе, носивших названия Донских казачьих городков, разрушенных войсками Петра I, как–то: Голубинский, Паншинский, Качалинский, Иловлинский, Блудиловский, Перекопский, Кобылинский, Старый и Новый Григорьевские, Медведицкий, Чирской, Есауловский, Раздорский, Сигаевский и др. До нашего времени дошёл в полной неприкосновенности лишь один городок, который существует и теперь, как большая станица Некрасовская, при устье р. Лабы. Согласно труда полк. Мокия Гулика, Войскового есаула Черноморского Казачьего Войска /1793 год/ известно, что на Гусовой горе, на Таманском полуострове, существовал также Некрасовский казачий городок.

    Появившись на Кубани, казаки-Некрасовцы подлинно обрели "обетованную землю". Пустынный в то время Кубанский Край, почти не имевший оседлого населения, представлял собою богатейшую страну. Огромные территориальные пространства на протяжении всей реки Кубани, ещё не были заселены и обжиты. На просторах безграничных девственных степей, от Ачуевских плавень и до высоты современного города Краснодара, бывший Екатеринодар вкл., водилось множество всякого зверя и дикой птицы, гнездившихся в прибрежных камышах. Многочисленные степи изобиловали плодородной почвой, по которой бродили табуны диких степных лошадей /тарпанов/. Наличие многих лесов, рек и озёр, способствовали оседанию и закреплению казаков-Некрасовцев в этих местах. На основании того же труда полк. Мокия Гулика устанавливается, что казаки-Некрасовцы занимались ещё разработкой нефти на Таманском полуострове. Созданная Игнатом Некрасовым на Кубани казачья государственность, имевшая полностью все основы политической и религиозной автономии, дала полную возможность казакам-Некрасовцам не только основать Великое Войско Кубанское, но и укрепить его надлежаще на последующее время. Защищая неприкосновенность и самостоятельность Великого Войска Кубанского, казаки-Некрасовцы вели тридцать лет непрерывную вооружённую войну с российским самодержавием, втягивая в эту борьбу все народы Кубани. /Сборник документов: "Булавинское восстание". "Труды Историко-Археографического Института Академии Наук СССР". Том 12, стр. 320-325 и 340. Москва. 1935 год/.
       
    Обобщая всю внутреннюю политическую жизнь Великого Войска Кубанского, надо всегда помнить, что там всегда существовали два противоположных по духу течения, а именно: казаки-Некрасовцы и Донские казаки-старообрядцы, первые насельники Кубани с 1688 года. Их обоюдная совместная жизнь всецело зависела от авторитета общепризнанного казачьего вождя, которым был Игнат Некрасов, и он прекрасно сочетая все эти факторы, умело использовал всех казаков в вооружённой борьбе против Московии.

    B I709 - I7I0 годах, с Кубани, куда ушёл с Дона Игнат Некрасов с своими единомышленниками, то и дело засылались на Дон агитаторы,"волновавшие" оставшихся там казаков. Эти Некрасовские лазутчики появлялись в марте 1709 года около Донского казачьего городка Курман-Яра.

    В мае 1710 года Атаман Игнат Некрасов с тремя тысячами Кубанских казаков, татар и калмыков, отборною конницей появился на реке Берды /район современного г. Таганрога /и послал 50 верховых казаков /на конях/ "в малороссийские города для возмущения и прельщения в народе, чтоб шли к нему - Некрасову, в Берды". Один из посланцев Некрасова был схвачен московскими сыщиками и "с пытки" сказал, что успел связаться с есаулами в разных городах: Кременчуге, Власовке и Голтве.
   
    Азовский губернатор И.А. Толстой считал Игната Некрасова "первым в замыслах с Булавиным". Это он - Некрасов, настаивал на том, чтобы "Черкасских казаков всех побить и разграбить". Ему же принадлежала мысль, принятая и Булавиным, что в случае неуспеха казаков во взятии Азова и похода Булавина на Москву, поднять всех Донских казаков и увести их на Кубань. /Сборник документов "Булавинское восстание", стр. 239, 244, 250 и 270/. В свою очередь и князь В.В. Долгорукий, отписывая письма царю Петру I, именовал Игната Некрасова "первым в воровстве", "пущим завотчиком" в среде восставших Донских казаков, которого следует опасаться не менее самого Кондратия Булавина. /Там же, стр. 267/. До самого конца своей жизни, Петр I проявлял всегда повышенный интерес к личности Игната Некрасова, но вернуть его с Кубани не смог, почему царю и не удалось обезглавить казаков-Некрасовцев. /И.И. Голиков: "Деяния Петра Вели¬кого". Том 14, стр. 603-604. Москва.1842 год/.

    Петр I "боясь иметь близкими соседями бунтовщиков под начальством Игната Некрасова, ушедших в пределы Турции, поручает Азовскому губернатору Ивану Толстому требовать перед Цареградским /турецким/ правительством о воспрепятствовании пребывания Некрасову на Кубани...". /П.С. Толстой: "Иван Андреевич Толстой". "Русская Старина".Том 25, стр.134. С.-Петербург. 1879 год/. В комментариях, напечатанных там же, отмечалось: "Письма, которые мы печатаем, относятся ко времени пребывания Ивана Андреевича Толстого Азовским губернатором, куда он был назначен в начале 1703 года, вскоре после назначения меньшого брата его послом в Царьград. С этого же года сохранилось первое письмо от Петра I к Толстому, и затем идёт ряд писем этого государя, захватывая время Булавинского бунта и прекращаясь со сдачей в январе 1712 года Азова, когда наконец Петр I решился выполнить для него тяжкое условие Прутского мира. Иван Андреевич Толстой был назначен воеводою только что завоёванного Края, когда границы его были стиснуты владениями турок и когда Кубанский Край был притоном беглецов, недовольных новыми порядками Московского царства. Эти два условия Азовского воеводства дали направление новой деятельности Ивана Толстого относительно сношений с Турцией, на Иване Андреевиче Толстом лежали кроме обычных обязанностей начальника пограничной области, ещё и дипломатические сношения с турецким правительством, насколько они касались Кубанского Края, которым он управлял. Так вскоре после назначения, ему было поручено вместе с турецким комиссаром, установление новой пограничной линии.

    Поручая Ивану Толстому хлопоты перед Цареградским правительством /Оттоманской Портой/ о воспрепятствовании Игнату Некрасову оставаться на Кубани ...Как возможно домогаться, говорится в письме Петра I, - и писать в Царьград /турецкий Истамбул/, чтоб его и прочих воров-казаков на Кубань не принимали…

    "Не менее важные обязанности лежали на Толстом по усмирению беглецов и недовольных, которые легко находили себе притон на Кубани и сочувствие большого казачества. Близость пограничной линии, позволяла Кубанским казакам производить безпорядки. Боясь преследования, они удалялись на турецкую территорию и снова вторгались в пределы России и мутили казаков...". /"Иван Андреевич Толстой. 1713 год". /Письма к нему Петра I/. "Русская Старина". Том 25. С.-Петербург. 1879 год/.

    В одном из своих личных писем к И.А. Толстому, Петр I отписывал: и о Некрасове, как возможно домогатца и писать в Царьград, чтоб турки ево и протчих воров на Кубань не принимали, и к нам взаимно прислали... И ежели они наших всех отдадут, то и все будут отданы...". В специальном донесении царю Петру I от 12 января 1709 года, И.А. Толстой сообщал: "О Некрасове в Царьград к брату своему писал я прежде всего и с присланными из Константинополя Копычи-башею Алеем-Агою, о том, о всём оговорено ж довольно. А ныне по письму Вашего Величества домогатца того стану всячески, чтобы оного вора отдали...". /Сборник документов "Булавинское восстание", стр. 360. Москва. 1935 год/.

    Атаман Игнат Некрасов, как историческое лицо, не придавал по-видимому большого значения религии, однако же в своей борьбе с Московией, он будучи искусным дипломатом и политиком, сумел привлечь на свою сторону всех, как православных, так и старообрядцев /староверов/.

    Конкретизируя образование Великого Войска Кубанского в мае 1709 года, надо помнить, что Булавинское восстание на Дону в начале XVIII столетия и связанный с исходом последнего массовый уход Донских казаков с Дона на Кубань, фактически являлись последними попытками Донских казаков отстоять свою казачью вольность и независимость перед натиском Москвы.

    И как результат сего, весь следующий период исторической жизни казаков-Некрасовцев или Кубанских казаков на Кубани, за время с 1708 по 1741 годы, является исключительно героической эпохой, совершенно не освещённой и почти не отражённой в Казачьей истории.

    Постоянное увеличение образовавшегося Великого Войска Кубанского за счёт притока новых казачьих эмигрантов с Дона, как и неизменно возраставший престиж Атамана Игната Некрасова среди соседних степных и кочевых народов, а также в Запорожской Сечи, Донском, Яицком и Терском Казачьих Войсках, царь Петр I приказал своему послу в Константинополе /турецкий Истамбул/, чтобы он сделал энергичное представление султану Ахмеду, о немедленной выдаче турками с Кубани в Московию Войскового Атамана Игната Некрасова с его сыном Войсковым Есаулом Степаном Некрасовым, Заместителя Войскового Атамана Савелия Пахомова, Войсковых Старшин: Степана Беспалова, Степана Ворычева, Игната Лоскутова, Илью Павлова, а равно и всех вообще казаков Великого Войска Кубанского, с их всеми домочадцами /женами и детьми/.

    I сентября 1709 года Азовский губернатор И.А. Толстой начал вести обстоятельные переговоры непосредственно с турецким правительством относительно выдачи всех Кубанских казаков в Московию.

    Надо знать, что Азовские губернаторы того времени обладали большой властью, к примеру, от 1703 года, Петр I запретил Донскому Войску посылать его Зимовые казачьи станицы /казачьи посольства/ к окружающим народам, без разрешения Азовского губернатора.

    Аналогичное явление – запрет на право сношения с окрестными народами, существовало и между Великим Войском Кубанским и турецким султаном, но имело совершенно иной оттенок государственно-правовых отношений; царь Петр I и Донское Войско, иначе говоря централизм и провинция, как равно - турецкий султан и Великое Войско Кубанское, т.е. суверен и вассал.

    В общем, все переговоры между Азовским губернатором И.А. Толстым и турками, кончились полным отказом турецкого правительства выдать Атамана Игната Некрасова со всем Великим Войском Кубанским в Москву.

    Турция в таких случаях всегда честно поступала, что является примером для культурной христианской Англии и ей подобных стран. Наблюдавшаяся перемена образа действий в отношении Московии со стороны турок с момента образования Великого Войска Кубанского, сыграла решающую роль в последующее время и повела не только к обострению дипломатических отношений между Московией и Турцией.

    Полный разрыв между ними был вызван ультиматумом царя Петра I к Турции, т.е. к султану Ахмеду III, с обвинением его: "В умысле войну продолжать и через бунтовщиков Булавинцев, в Турскую область /на Кубань/ ушедших, возмущение в его царского величества государстве сочинять".

    Последовавший неудачный и бесславный поход Петра I с войском в пределы Турции, в 1711 году и получивший в истории название Прутского похода /воспоминанием последнего является историческая поговорка: "Турки на Прут, а Петр на Серет". Реки Прут и Серет -пограничные реки, притоки р. Днестра/, завершился мирным договором /т.н. Прутский мир/, по которому Московия обязана была отдать многие земли Турции.

    В частности Московия утратила г. Азов и должна была полностью срыть свои крепости на Дону: Ново-Сергиевская крепость на Каланче и Троицкое укрепление на Таган-Роге. Всякие переговоры Петра I с турецким султаном Ахмедом III о выдаче Игната Некрасова и его казаков с Кубани, никогда не были удачными для Московии.

    К тому же проигранная Петром I война с Турками на Пруте прекратила все эти дикие требования Петра. И согласно мирного договора между Московией и Турцией от 12 июля 1713 года, КАЗАКИ-НЕКРАСОВЦЫ ИЛИ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ БЫЛИ ОСТАВЛЕНЫ НА КУБАНИ НА ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ.

    Построив многие казачьи городки на Кубани и полностью организовав Великое Войско Кубанское, Атаман Игнат Некрасов знал о том, что по повелению царя Петра I, т.н. "охочие люди" посылались из Московии на Кубань, чтобы убить его, почему и стал беспокоить Московию. "Игнат Некрасов во время походов с Кубани на южные окраины России, на Дон и на Волгу, жёг монастыри, а также кресты, хоругви и книги, отправлял захваченных казачьих старшин на Кубань и т.п.". /П.П. Короленко: "Некрасовские казаки". "Известия Общества любителей изучения Кубанской области". Выпуск 2. Екатеринодар. 1900 год; "Русский Вестник" стр.161-165. СПБ. 1900 год; "Славянский Сборник". Вып. 1. С.-Петербург. 1875 год/

    В 1711 году Атаман Игнатов с Кубанскими казаками предпринял большой военный поход в конном строю в пределы Московии, прошёл с боями Саратовскую и Пензенскую губернии, рагромил многие помещичьи усадьбы, побил многих бояр и воевод.

    "Воровское дело" Игната Некрасова возмутило Петра I и он отдал приказ Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину послать в ответ регулярные московские войска на Кубань, куда они прибыли 29 августа 1711 года, т.е. в период времени, когда на р. Прут был уже заключён мир с турками. Однако, губернатору Апраксину удалось учинить разгром Кубанских казачьих городков на правом берегу реки Кубани и совершенно уничтожить до 28.000 казаков, казачек и казачьих детей.

    Мстя за набег Апраксина на Кубань, Атаман Игнат Некрасов собрал до 10.000 Кубанских казаков в конном строю и немедля совершил новый большой набег на Московию и появившись в Харьковской губернии, сжёг все помещичьи усадьбы и хозяйства в нескольких уездах, истребляя поголовно всех воевод и весь московский служилый люд. Тогда же, готовя всеобщее казачье восстание против Петра I на Дону, Игнат Некрасов рассылал с этой целью "прелестные письма" /пропагандного содержания/ на Дон, Хопёр и Медведицу, в казачьи городки.

    Окрестные мусульмане дали им несколько имен. Наиболее популярным был экзоэтноним «инат-казаки» (инат-казаклар); тут слегка искаженное имя вождя казаков Игната Некрасова парадоксальным образом совпало с турецким словом «inat» – упрямство, своенравие, так что данное прозвище имело коннотацию «упрямые казаки». Кроме того, их также называли «кара-игнат» («черные игнаты» – из-за черного цвета их кафтанов), «Анат-казаклар» или просто «игнаты».

Поселение некрасовцев в Крымском ханстве

    Как именно проходили переговоры и на каких условиях Крымское ханство приняло казаков Некрасова на свою сторону и разрешило им проживать на своей территории, доподлинно неизвестно. Несомненно, казакам надо было крайне аккуратно представить себя в качестве полезного населения, не нарушая при этом существующего баланса сил и не вызывая антагонизма со стороны местных ногайцев и татар.

    Из шведских источников известно, что к 1711 году Игнат Некрасов уже состоял в контакте с ханом Девлет-Гиреем II, а также шведским послом в Крыму. Казаки свободно путешествовали по Крыму, посещали османские крепости Азак (Азов), Очаков и Ени-Кале, а также ездили для переговоров в ханскую столицу — город Бахчисарай.

    Окончательно статус казаков был определен после заключения Адрианопольского мирного договора (1713 г.). Известно, что некрасовцы были освобождены от уплаты налогов и податей, но взяли на себя обязательство ежегодно поставлять 500 вооруженных всадников для участия в военной деятельности на стороне султана или крымского хана. Более того, источники также говорят о том, что некрасовцы получали жалованье от султанов за участие в их завоевательных походах.

    Некрасовцы самоорганизовались в виде своеобразной казачьей республики, чем-то похожей на запорожскую вольницу. Основным уставом этой республики были составленные самим Некрасовым «Заветы Игната». По некоторым данным, «Заветы» состояли из 47 пунктов. Ими предписывалось не покоряться московским царям, не ссориться с турками, не вступать в браки с иноземцами, почитать родителей, ходить на круг (вече, на котором принимались важные решения общины) и т.п.

 ЗАВЕТЫ ИГНАТА
(свод правил возведённых в ранг закона казаками-некрасовцами)

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.
8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга, - смерть.
13. За разбой и грабёж на войне – по решению круга, - смерть.
14. Шинков, кабаков – в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старинны.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21 Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно – православной старой веры.
24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом – после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.
30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей.
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.
34. Если спутался с турками – смерть.
35. За измену войску, богохульство – смерть.
36. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
37. На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.
42. За нарушения атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги – казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга – изгнать.


    Несмотря на то, что «Заветы» предписывали «не стрелять в русских», известно, что казаки охотно разоряли российские деревни, брали своих бывших сородичей в плен и позднее торговали ими. Несмотря на окружавшее их мусульманское население, казаки продолжали соблюдать свои христианские традиции, строили часовни и привлекали к себе беглых старообрядческих иерархов. Помимо военной деятельности, некрасовцы занимались также рыбным промыслом.

Некрасовцы в русско-турецких войнах

    Доказать свою полезность крымским ханам и туркам-османам некрасовцы смогли уже в 1711-1712 году. В течение русско-турецкой войны некрасовцы приняли участие в военных событиях на стороне Крыма, разорили несколько деревень и захватили пленников, часть из которых позднее продали туркам.

    В 1717 году совместное войско И. Некрасова и Бахти-Гирей Дели-Султана прошло рейдом по Прикубанским территориям и даже достигло Казанской и Нижнегородской губерний. Во время этого похода к некрасовцам присоединилось множество единоверцев-старообрядцев, а также было убито и пленено около 17 тысяч российских подданных.

    Часть некрасовцев уже в 1740-е годы переселась в район Дуная, Добруджу и Бессарабию. Особенно ярко проявили себя некрасовцы во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Во время битв они несли с собой знамя зеленого цвета (что совпадало со знаменами их мусульманских собратьев по оружию), однако, при этом, на знамени также находилось изображение традиционного восьмиконечного старообрядческого креста.

    Барон де Тотт сообщает, что во время похода каждый «инат-казак» вез с собой в подсумке четверть свинины, что производило удручающее впечатление на мусульманских солдат. Г.П. Надхин, классический историк казачества XIX века, писал о том, что некрасовцы «были гвардией крымского хана; в набегах крымцев на Россию... всегда шли вперед, указывали знакомый путь, выискивали скрывавшихся в знакомых местах жителей, были самыми злейшими нашими врагами: зеленые их знамена носились всегда в тех местах, где проливалось больше русской крови, где более было пожаров и более забиралось пленников».

    Принимали некрасовцы участие также и в внутренних «разборках» крымских ханов и других народов. Так, в 1716 году они выступили против Бахти-Гирея на стороне хатай-кипчакских мурз и калги Менгли-Гирея. В 1720 году 120 некрасовцев приняли участие в борьбе кабардинских группировок.

События конца 1770-ых годов

    После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, согласно которому Турция теряла суверенитет над Крымским полуостровом, некрасовцы, совместно с консервативной частью крымских татар, решительно воспротивились российскому присутствию на территории ханства.
   
    В 1777 году конные отряды некрасовцев появились в Каффе и Бахчисарае для «возбуждения татар против Москвы и ее насильства». При этом они пообещали хану Девлет-Гирею свои услуги и помощь 70 тысяч абадзехов.

    Более того, зная намерение екатерининского правительства провезти своего ставленника Шагин-Гирея на крымский трон через Тамань, некрасовцы вознамерились не пропустить татарского хана и сопровождавшие его российские войска. Потерпев поражение, они не оставили своей ненависти по отношению к Шагин-Гирею и защищавшим его российским войскам – несмотря на то, что хан издал специальный фирман (указ), согласно которому некрасовцы были признаны личным войском хана.

    Кроме того, им были предоставлены многочисленные льготы в промыслах и торговле. Не желая оставаться по соседству с Россией, в 1778-1791 некрасовцы эмигрировали на территорию Подунавья, Добруджи, в Анапу, Синоп и Майнос.

Так закончилось пребывание некрасовцев на территории Крымского ханства.

    Кубанский казачий историк П.П. Короленко комментируя указанные действия Игната Некрасова, писал:

    "В сознании крепостных крестьян России, как и казаков Дона, Урала, Терека, казаки-Некрасовцы являлись людьми, построившими свою жизнь без царя и помещиков.

    Поэтому Кубань явилась"обетованной землёю", куда они устремлялись большими толпами. Игнат Некрасов лелеял мечту, поднять снова восстание на Дону и в Московском государстве.

    Он систематически направлял вглубь страны своих подговорщиков и распространителей "прелестных писем". /П.П. Короленко: "Некрасовские казаки". Указатель сочинений. Стр. 22 - 26. Екатеринодар. 1900 год/.

    Другой известный казачий историк И. Попко держался того же мнения, что и П.П. Короленко, отмечая в своём труде, что "Сам вождь Великого Войска Кубанского Игнат Некрасов приглашал в свою "палестину" всех, кто стремился к политической и религиозной свободе, в том числе и Гребенских казаков". /И. Попко: "Терские Казаки". Исторический Очерк, стр.102. Санкт-Петербург. 1880 год/. Надо отметить, что Игнат Некрасов был особо расположен к Гребенским казакам. В одном из походов, он был ранен и попал в плен к кабардинцам, но Гребенские казаки спасли его.

    Приняв предложение Игната Некрасова, Гребенцы решили было уйти с Терека на Кубань к Некрасову, но им помешали в этом московские войска, бывшие на Северном Кавказе. В 1715 году, Атаман Игнат Некрасов организовал отряд казачьих лазутчиков в 40 человек и послал их под водительством казачьего старшины Сокина с Кубани на Дон и Хопёр, и прилежащие московские окраинные города.

    Под видом странников-нищих и монашествующей братии, лазутчики эти проникли далеко за пределы Дона, на север, где распространяли свои «прелестные письма» среди местного населения, призывали его к восстанию против московских бояр и подговаривали бежать на Кубань.

    В 1717 году, Атаман Игнат Некрасов став во главе многотысячного конного отряда Кубанских казаков, появился снова на Дону, Хопре, Медведице и на Волге. Пользуясь поддержкой казаков, Игнат Некрасов разгромил всю московскую администрацию в этих краях. Надо сказать, что во всех своих многочисленных походах на Дон, Волгу, Хопёр, Медведицу и другие казачьи реки, Игнат Некрасов особенно жестоко расправлялся с домовитыми казаками и старшинами, как изменниками в Булавинском восстании в 1707-1708 годах.

    Успешная пропаганда лазутчиков и посланцев Атамана Игната Некрасова среди казаков Дона, Волги, Терека, Запорожья и др., вызывала постоянный непрекращающийся приток новых эмигрантов на Кубань, в пополнение Великого Войска Кубанского.

    Петр I обеспокоенный подобными успешными действиями Игната Некрасова, издал специальный указ в 1720 году, согласно которого все "подговорщики /агенты/ Игната Некрасова и поддерживавшие их на местах, карались смертной казнью. На военные походы Великого Войска Кубанского в пределы Московии, последняя отвечала не менее решительными военными карательными экспедициями. /И.И. Дмитренко: "К истории Некрасовцев на Кубани"."Известия Общества любителей изучения Кубанской области". Выпуск 1, стр. 65-68. Екатеринодар. 1899 год/.

    Не менее решительные меры принимались московской властью в отношении эмигрантов, для чего на всех южных границах Московии были выставлены многочисленные заградительные отряды. По далеко неполным сведениям, в период времени с 1719 по 1741 гг., из Московии бежали /эмигрировали/ более 500 тысяч человек, из них немалое число оказалось на Кубани... /П.П. Короленко: "Некрасовские казаки". Указанные сочинения. Стр. 24. Екатеринодар. 1900 год/.

    Кубанские казаки состояли, в огромном своём большинстве, из казаков-старообрядцев, в казачьем просторечии именовавшихся староверами /последователи учения протопопа Аввакума, названные раскольниками или "раскольщиками"/, разновременно ушедших с Дона на Кубань, считавшейся уже турецкой землёю. Оказавшись в пределах Турции, эти казаки-"раскольщики" получили право от турецкого султана устраивать свою религиозную жизнь по своему усмотрению и по своему укладу.

    Закладка первой казачьей старообрядческой молельни в Великом Войске Кубанском относится к концу XVII столетия, т.е. с появлением первой Донской религиозно-политической эмиграции на Кубани.

    К концу первой половины XVIII столетия, в Великом Войске Кубанском, помимо ряда старообрядческих часовен, имевшихся в каждом казачьем городке, существовали уже и несколько больших молелен и церквей.

    Весь казачий духовный клир, как-то: священники, начётчики, причетники и пр., были исключительно выборными лицами, до епископа вкл. Таким образом, Кубанская казачья старообрядческая Церковь была по своему юридическому существу вполне автокефальной /самостоятельной/.

    Все предметы церковного облачения и утвари, как священные книги, церковные одежды и др. были вывезены казаками ещё с Дона. Другие же необходимые предметы в церковном служении Кубанских казаков, например - колокола, доставлялись, по распоряжению турецкого султана, из Константинополя на кораблях, прямо на Кубань.

    Сосредоточение на Кубани большого числа казачьего старообрядческого духовенства: попов, расстриг, беглых монахов, начётчиков, книжников, старцев и стариц, способствовало сильному развитию грамотности в Великом Войске Кубанском, стоявшей на высоком уровне» применительно к эпохе.

    Говоря о известной норме взаимоотношений государственно-правового порядка, существовавших между Великим Войском Кубанским и (Турцией, определявших собой порядок общения между ними, надо указать, что это был вассалитет.

    Регламент сего вассалитета состоял из следующих обязательств Великого Войска Кубанского:

I/ Признание Кубанскими казаками Крымского Хана, как наместника турецкого султана в Кубанском Kрae.
2/ Отказ Великого Войска Кубанского от внешних сношений с окружающими степными кочевыми и горскими народами.
3/ Охрана Кубанскими казаками своих границ со стороны Московии.
4/ Наблюдение Кубанских казаков за степными кочующими народами в Кубанском Крае  5/ Признание Великим Войском Кубанским турецкого султана, как своего верховного покровителя и защитника.

    Обязательства турецкого султана в отношении Великого Войска Кубанского сводились к следующим основным положением:
I/ Предоставление Кубанским казакам полной свободы и устройства по своему усмотрению Войсковой организации в правовом и религиозном отношении.
2/ Освобождение Кубанских казаков от всех податей и налогов.
3/ Снабжение Кубанских казаков хлебом, оружием и др.
4/ Участие кубанских казаков в составе Турецкой армии во всех войнах Турции против России.


Рецензии