Беспризорники

Часть 1. Письмо маме.
Сцена 1. Экс. Сельские окраины. Двор у полуразрушенного, заброшенного дома. Лето. 1945 год. Вечер.
У костра сидят несколько чумазых детей. Кто-то одет в видавшие виды обноски, у кого-то откровенные лохмотья вместо одежды. Все мирно и тихо жуют раздобытый где-то черствый черный хлеб. Вдруг один из них, тяжело вздохнув, произнес.
Митька.
- Эх… сейчас бы к этому маленькому куску хлеба, да большой шматок сала…
Все с удивлением и легким чувством надежды посмотрели на Митьку.  И только Серый с усмешкой произнес:
Серый.
- Во дает! Сала он захотел…  Да ты небось  сала то никогда в глаза и не видел?!
Митька.
- Хы! Не только видел, но и ел его.
Все как по команде перестали жевать и пристально уставились на Митьку. Кто-то с удовольствием сглотнул слюни, вспоминая вкус сала, а кто-то, кому еще не доводилось пробовать сала, стал воображать, какое оно на вкус. Сладкое и молочное, возможно даже похоже на мороженое, хотя и самого мороженного никогда не пробовали…
Малому стало очень любопытно узнать про сало:
Малой.
- А какое оно это сало? И как оно на вкус? Сладкое очень, наверное?
Митька рассмеялся:
Митька.
- Ну, Малой ты смешной. Какое же оно сладкое?!  Сало жирное и соленое, на корочке из свиной кожи.
Малой скривился и стал сплевывать и вытирать губы чумазой рукой.
Малой.
- Фу! Тьфу! Какая гадость. Я никогда этого в рот не возьму.
Митька.
- Это ты зря так говоришь. На самом деле в мире нет ничего вкуснее сала. Кто хоть раз его пробовал – тот знает.
Серый.
- А ты сам то, где его пробовал? Врешь, наверное, что ел сало?!
Митька.
- С чего мне врать то?! Я, правда, его ел. А угостил меня солдат, который с войны домой возвращался.
Серый.
- Да ладно?! Расскажи!
Митька.
- Да ну чего там рассказывать то…
И все ребята почти хором и настойчиво закричали:
- Расскажи! Расскажи!...
Митька.
- Ну, так и быть. Слушайте.

Сцена 2. Экс.  Ж/Д полустанок. Амбар. Рассказ Митьки. Май 1945г. День.
Дело было недалеко от нашего села. На железнодорожном полустанке. Я бродил вокруг и надеялся, раздобыть себе, что-нибудь поесть. Потом, спрятавшись  в старом и покосившемся амбаре, что раньше был складом, я следил за всеми кто приезжал и уезжал на поезде. Но в тот день проезжих пассажиров было мало и все в основном наши местные жители. К ним я на глаза не хотел попадаться, что бы они меня не сдали нашему участковому милиционеру. Вечерело. Оставшись голодным, я собрался уже возвращаться в наш Приют, как вдруг увидел молодого солдата, который шел на полустанок со стороны нашего села. Он подошел к расписанию поездов, а потом присел на лавочку. Снял со спины сидор и раскрыл его. Достал оттуда хлеб и сверток бумаги. Из свертка он достал нечто, чего я раньше не видел, издалека оно было похоже на сливочное масло, но это было совсем не масло. От него он отрезал кусок перочинным ножом и положил на хлеб, а потом, стал есть его с большим удовольствием. У меня тогда весь рот заполнился слюнями. Мне во что бы то ни стало, захотелось тоже это попробовать. Таким аппетитным и вкусным казался этот кусочек чего-то. После чего он убрал все в свой вещмешок и откинувшись на спинку лавки – задремал. Выждав немного, я вылез из амбара и подкрался к лавке, осторожно стащил этот сидор и украдкой вернулся на свою тайную лежку. Усевшись поудобнее, я раскрыл вещмешок и вытряхнул из него все содержимое. Посыпались: хлеб, сверток, мыльно-рыльные принадлежности, перочинный ножик, маленькая металлическая шкатулочка с наградами, еще какие-то личные вещи и фотокарточка вложенная в письмо-треуголку. Первым делом я схватился за сверток, развернул его и стал нюхать этот кусок. На запах он не представлял из себя что-то съедобное, но в целом выглядел очень аппетитно. Я лизнул его верхнюю часть и сразу же сплюнул, так как она была очень соленая. Но мой желудок так сильно заурчал от голода, что я понял, это все мне надо съесть. Я потянулся за хлебом и подобрал лежащую на нем фотокарточку с письмом. На фотографии была изображена миловидная женщина среднего возраста, а на обороте фотокарточки было подписано карандашом: «Моя любимая Мама». Я узнал эту женщину, она живет в соседней деревне и часто бывает, выходит на дорогу,  ведущую на полустанок, и подолгу стоит и ждет кого-то.  Письмо было адресовано тоже маме от сына. В нем было написано о том, что он воюет уже на территории проклятой Германии и что война уже совсем скоро закончится, и он вернется к ней домой.

Сцена 3. Экс. Сельские окраины. Двор у полуразрушенного, заброшенного дома. Лето. 1945 год. Вечер.
Ребята сидели молча и завороженно слушали рассказ Митьки. Серый недоверчиво поглядел на Митьку в тот момент, когда он говорил, что было написано в письме, и, перебив его – спросил.
Серый.
- А где это ты научился читать?
Митька.
- Известное дело. До того как сбежать из детдома, я успел пройти 3 класса школьной программы. Так что худо-бедно, а читать я умею.
Серый.
- А ведь говорят, что чужие письма читать не хорошо…
Митька.
- Согласен! Я и не хотел сначала читать это письмо, но так увлекся с первых слов, благо то было написано аккуратным почерком, что и прочел его до конца.
Малой.
- Ладно, Митька, расскажи, что же было дальше? Ты съел этот кусок сала с хлебом?
Митька.
- Ух! Конечно! Лопал так, что за ушами трещало…
Серый.
- Подожди ка… Ты же сначала говорил, что тебя этим салом угостил солдат, который с войны домой возвращался?!
Митька.
- Угу! Так точно!
Серый.
- А теперь ты говоришь, что в наглую стащил у солдата его сидор и самовольно съел это сало с хлебом…
Митька.
- Верно! Сидор стащил, но ни сало, ни хлеб есть не стал.
Все опять уставились на Митьку, засыпав его вопросами:
- Как? Почему? А куда ты его дел? Спрятал?
Митька.
- Вернул обратно солдату.
Все еще больше вылупились на Митьку, а потом стали переглядываться и перешептываться между собой, мол, какой Митька дурачок и растяпа. Серый стал посмеиваться и подначивать Митьку.
Серый.
- Вот ты, Митька, лопух! Вместо того чтобы наесться досыта и поживиться вещами отдал все обратно хозяину?! Да, таких дураков еще поискать надо…
Малой.
- А почему ты решил так поступить? Почему не оставил все себе?
Митька.
- Мне стало жаль этого солдата. Ведь он искал маму.
Ребята перестали шептаться и вспомнили, что каждый из них пытался когда-то искать свою маму, даже зная о том, что ее уже нет в живых. Малой заметно погрустнев, спросил у Митьки.
Малой.
- Он тоже искал свою маму?
Митька.
- Нет! Он искал маму своего погибшего фронтового товарища. 

Сцена 4.Экс. Ж/Д полустанок. Амбар. Рассказ Митьки. Май 1945г. День.
Прочитав письмо, мне стало очень грустно. Я даже расплакался, потому что сразу вспомнил о своей маме, хотя совсем смутно помню ее. Она погибла в самом начале войны от бомбежки, когда фашисты бомбили завод, где она работала на станке, изготавливая снаряды. Отец мой тоже погиб на фронте, где-то под Калинином. О их смерти я узнал намного позже. После того как меня и многих детей-сирот эвакуировали в наш районный центр, подальше от войны, где нас приютили в детском доме. Я постоянно расспрашивал, где мои родители и старшая вожатая сжалилась надо мной и все мне рассказала об их героической гибели. Я долго не мог отойти и не верил в это, а потом не выдержав – сбежал из этого детдома. Я хотел найти маму, но так и не нашел ее.
Так что, я собрал все высыпанные вещи, и сало с хлебом в том числе, обратно в сидор. У меня пропал аппетит, и проснулось чувство угрызения совести. Этот солдат искал маму, которая еще жива, и ждет его домой. А я так бессовестно его обворовал. Я встал, взял вещмешок и пошел на полустанок, хотел так же тайком, чтобы меня никто не заметил, вернуть его обратно. Но подойдя, увидел, что этого солдата там уже нет. Видимо он проснулся и, не обнаружив своего вещмешка, пошел его искать. Я подошел к лавке и только хотел положить сидор на место, как услышал позади себя топот сапог. Я обернулся и увидел того самого солдата, он стоял и смотрел на меня с укоризной.




Сцена 5. Нат. Ж/Д полустанок. Май 1945г. День.
Митька.
- Простите меня! Это я взял ваш вещмешок.
Солдат.
-Без разрешения нельзя брать чужие вещи!
Митька.
- Виноват! Я больше так не буду.
Солдат.
- Хм! Молодец! Исправляешься!
Митька.
- Вот, возьмите, пожалуйста!
Солдат взял свой вещмешок и раскрыв его убедился, что все вещи на месте и ничего не пропало, даже хлеб и сало.
Солдат.
- Хвалю, что решил его вернуть. Но что же тебя натолкнуло на это?
Митька.
- Я прочитал Ваше письмо, написанное вашей маме, и мне стало стыдно.
Солдат рассмотрев мальчика и оценив состояние его одежды, спросил.
Солдат.
- Твои родители погибли?
Митька.
- Да. Еще в самом начале войны…
Солдат.
- Ясно! Но это не мое письмо, это письмо, написанное своей маме моим боевым товарищем, с которым мы вместе воевали и дошли с боями до самой Германии. Он погиб в апреле при штурме Зееловских высот, чуть-чуть не дожив до победы. И умирая у меня на руках, он протянул мне треуголку и попросил об одной просьбе, лично передать это письмо его маме. Так как сам уже никогда не сможет этого сделать. В кармане у него, я нашел ее фотографию и его ордена с медалями. Возвращаясь, домой к своим родным, я решил заехать по пути и разыскать маму своего товарища, чтобы передать ей письмо и его личные вещи. Я разузнал, что она живет в этих местах, но никак не могу ее найти, говорят, что она куда-то переехала.
Митька.
- Я знаю! Я знаю, где она живет. Я могу Вас к ней провести.
Солдат.
- Правда?! Ну, что ж. Если ты проведешь меня к ней, то я тебя угощу за это.
Митька.
- Договорились!

Сцена 5. Нат./Инт. Отдаленная деревня. Старая покосившаяся изба. Рассказ Митьки. Май 1945г. День.
Выйдя с полустанка, мы направились вместе с солдатом в соседнюю с нашим селом деревню. По дороге, он много рассказывал мне интересных историй о сражениях, в которых ему приходилось участвовать. Как было порой страшно и тяжело на войне. Как ему хотелось вернуться поскорей домой к своим родным с победой. Часто думал о маме, что она ждет его домой, и эти мысли помогали ему выжить на фронте под смертельным огнем. Наконец, подойдя к деревне, мы увидели, что множество домов были заброшены, а некоторые совсем развалились. Но дом, где жила женщина, к которой мы шли, был цел, хоть и изрядно покосился. Мы подошли к двери и солдат постучался. Долго никто не открывал, но затем послышались шаги за дверью и она распахнулась. В дверном проеме показалась та самая женщина, что была изображена на фотографии, только теперь она выглядела более пожилой и уставшей. Солдат представился и рассказал ей историю о ее сыне. Она, конечно же, расплакалась и уткнулась лицом в его грудь. После чего он передал ей личные вещи ее сына, фотографию и письмо. Слезы ручьем текли из ее глаз, но она прочитала его до конца. Солдат обнял ее и успокоил, пообещав, что будет часто заезжать и навещать ее. Потом она нас пригласила в дом и накормила вареной картошкой из печи. Солдат, рассказал ей, как они сильно дружили, и что ее сын, несколько раз даже спас его от смерти. Она сидела и слушала его со слезами на глазах, а потом рассказала, что у нее теперь никого не осталось, так как муж погиб еще в финскую войну, а теперь еще и единственный сын. После того, как мы наелись, решили ей помочь по хозяйству. Залатали дыры в крыше, накололи дров и убрали территорию от мусора. Попрощавшись с ней, я тоже пообещал к ней заходить и помогать  чем смогу. Вернувшись на полустанок, солдат достал из вещмешка свой хлеб и сверток с салом. Протянул его мне и поблагодарил, мол, я заслужил это. Попросил меня чаще заходить к этой женщине и заботиться о ней. Потом вскочил на уезжающий поезд до города и помахал мне рукой.

Сцена 6. Экс. Сельские окраины. Двор у полуразрушенного, заброшенного дома. Лето. 1945 год. Вечер.
Митька.
- Вот так, я остался сытый и довольный, что помог людям и заслуженно получил свое угощение.
Малой.
- Здорово! Ты, правда, молодец!
Серый.
- Да, я тоже хотел бы кому-нибудь помочь, чтобы меня так хорошенько накормили.
Все ребята тоже стали поддакивать и кивать, соглашаясь с Серым.
Митька.
- Ребята, я придумал! А давайте мы завтра, как проснемся, пойдем в эту соседнюю деревню и поможем этой одинокой женщине по хозяйству.
Все дружно стали говорить.
- Да! Конечно! Давайте! Обязательно пойдем.
Потом все стали собираться и укладываться спать, кутаясь в разное тряпье. Все были воодушевлены завтрашним днем и желанием помочь. Малой лежал рядом с Митькой и высунувшись из под своего одеяла спросил.
Малой.
- Митя, а она, правда, нас накормит, если мы ей поможем?
 Митька.
- Правда! Она очень добрая и щедрая женщина.
Малой.
- А, правда, чтобы получить награду надо делать добро?
Митька.
- Правда! Твори добро и добро к тебе вернется.
Малой.
- А, правда, что…
Митька.
- Малой, давай спать. Завтра у нас много дел. Надо выспаться. Спокойной ночи!
Малой.
- Хорошо! Спокойной ночи!

Конец.





Письмо маме.
Дорогая мама! Как ты там? Как у тебя здоровье? Получила ли мое письмо от пятого апреля? Извини, что долго не писал тебе. Времени совсем не было, так как мы постоянно были в боях и на марше. Наш батальон перебросили из Кракова к Зееловским высотам. Вот мы и дождались этого счастливого момента, мама. Теперь война ведется на территории проклятой Германии. Остается последний рывок, и скоро мы добьем врага в его логове. Тогда конец войне и всем нашим страданиям. Я, наконец, вернусь домой к тебе. Подожди еще чуть-чуть и скоро мы с тобой увидимся. В прошлом твоем письме ты писала, что собираешься переезжать в другую деревню, но еще не решила куда именно. Так что, я отправлю тебе свое письмо на старый наш адресат, но ты как получишь эту треуголку – напиши мне сразу ответ и сообщи свой новый адрес. Кстати, как там дела у тети Фроси и тети Кати? А дед Федос еще жив? Напиши мне все ваши новости. И все-таки зря ты решила переехать, я понимаю, в нашей деревне осталось мало жителей и она находится далеко от районного центра, но ведь война совсем скоро закончится, и люди вернутся к мирной жизни, и будут строиться: новые дома, дороги, семьи. Подожди меня и тогда вместе мы все решим. А помнишь, я писал тебе о моем лучшем друге и боевом товарище Мишке Карпове? С которым мы с самого 1941года воюем вместе. Если бы не он, тяжело бы мне было, а вместе с ним все тяготы и беды – все нипочем. Сколько раз мы уже выручали  и прикрывали друг друга. Он хочет приехать со мной, познакомиться с тобой и помочь нам: поправить покосившийся дом, ну и так по хозяйству. Мишка тебе понравится, он классный парень и надежный товарищ. В общем, ждать осталось уже не долго. Люблю, целую! Твой сын Алексей!


Рецензии