ПРФ. Глава 10. Евреи

Принято считать, что Столыпин антисемитом не был. На чем это убеждение основано, трудно сказать. Тут полно разных сфабрикованных мифов, как, впрочем, и кругом любых начинаний премьера и самой его личности. Почему так?

Скорее всего, всё зависит от точки отсчета, с которой вы рассматриваете фигуру «реформатора» России.

Как Столыпин относился к евреям? Все, что нам известно сегодня, никак. Он не испытывал какой-то особой ненависти к евреям, что было обыкновенным делом в императорской России, но и любви не питал.

Заняв высокие должности и приблизившись к царю, Столыпин, не мог противостоять, оставаясь в должности, общим российским тенденциям в отношении евреев. Либо придерживаться пожеланий и взглядов на еврейский вопрос царя, либо уходить в отставку. Столыпин в отставку не пошел.

В начале 1907 г. некий русско-американский журналист Петр Алексеевич Тверской (1), специальный корреспондент агентства «Американ Ассошиэйтед Пресс», взял интервью у Столыпина. Речь шла о положении евреев в Российской империи и, в частности, еврейских погромах, как уже о хроническом явлении, и бездействии властей.

Отвечая Тверскому, Столыпин заявил, что «погромы теперь пока прекратились, и пока я у власти, их больше не будет».

В большинстве современных публикаций о Столыпине обязательно будет сказано, что во времена его премьерства погромов не было. Авторы подобных утверждений, скорее всего, имеют в виду вот это данное Столыпиным журналисту обещание. Но одно дело говорить. Совсем другое действительное положение дел в Российской империи. На самом деле погромов стало меньше. Но они продолжали иметь место. В 1907 году, уже после интервью, однозначно (2).

Нельзя сказать, что Столыпин ничего не пытался сделать для уравнивания прав евреев с коренным населением России, но его инициативы, как правило, царь не поддерживал и спускал на тормозах.

«Царское село. 10 декабря 1906 г.
Петр Аркадьевич.
Возвращаю вам журнал по еврейскому вопросу не утвержденным.
Задолго до представления его мне, могу сказать, и денно и нощно, я мыслил и раздумывал о нем.
Несмотря на самые убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу, – внутренний голос все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя. До сих пор совесть моя никогда меня не обманывала. Поэтому и в данном случае я намерен следовать ее велениям.
Я знаю, вы тоже верите, что "сердце царево в руцех божиих".
Да будет так.
Я несу за все власти, мною поставленные, перед богом страшную ответственность и во всякое время готов отдать ему в том ответ.
Мне жалко только одного: вы и ваши сотрудники поработали так долго над этим делом, решение которого я отклонил. […] Николай».

В ответ Столыпин написал довольно длинное письмо государю. Приводить целиком не буду. Только отдельные моменты.

При чтении письма может сложиться впечатление, что Премьер пытается изменить решение императора, хотя наверняка знал, что Николай, как правило, решений своих не менял.

Другое впечатление: Столыпин оправдывается.

«Еврейский вопрос поднят был мною потому, что, исходя из начал гражданского равноправия, дарованного манифестом 17 октября, евреи имеют законные основания домогаться полного равноправия; дарование ныне частичных льгот дало бы возможность Государственной думе отложить разрешение этого вопроса в полном объеме на долгий срок».

Вот в этих словах и заключается подлинное отношение Столыпина к еврейскому вопросу. Т.е. сделаем вид, а далее спустим на тормозах.

До того, как был подан Столыпиным царю «журнал по еврейскому вопросу», состоялся второй съезд уполномоченных дворянских обществ. В резолюции съезда прямо было сказано, что каждая уступка «еврейским притязаниям» должна расцениваться как проявление слабости государства. Естественно, царь не намеревался входить в конфронтацию с дворянским собранием, хотя бы потому, что и сам был подобного мнения.

У Столыпина был брат Александр Аркадьевич Столыпин, всего на год его младше.  Занимался журналистской деятельностью и был ведущим политиком «октябристов» (Союз 17 октября) – политической партии крупных землевладельцев, предпринимательских кругов и чиновников России.

Цитата из его статьи в «Новом Времени», с которым А.А.Столыпин плотно сотрудничает с 1904 года:

«Необходимо понять, что расовые особенности так сильно отграничили еврейский народ от всего человечества, что они из них сделали совершенно особые существа, которые не могут войти в наше понятие о человеческой натуре. Мы можем их рассматривать так, как мы рассматриваем и исследуем зверей, мы можем чувствовать к ним отвращение, неприязнь, как мы чувствуем к гиене, к шакалу или пауку, но говорить о ненависти к ним означало бы поднять их к нашей ступени… История знает о вымирающих племенах. Наука должна поставить не еврейскую расу, а характер еврейства в такие условия, чтобы оно сгинуло».

Говорят, в семье не без урода, но мне кажется, что в данном случае, два сапога пара. А где доказательства?

Сергей Юльевич Витте: «Правительство Столыпина объявило войну русскому еврейству».

14 сентября 1907 г. общее собрание членов Киевского губернского отдела «Союза русского народа» – черносотенной организации, которой весьма симпатизировал Столыпин, а царь Николай души в ней не чаял, – потребовали в письме Столыпину очистить Киевский политехникум от «засилия» евреев. Резолюция премьера на полях письма была такой: «Наконец, среди грубой брани и требований, вызванных политиканством и интригой, дождался я от „Союза русского народа“ мыслей правдивых и серьезных. Безобразный прием евреев в Киевский политехникум уже обратил на себя мое внимание, и я принял соответствующие меры». Столыпин приказал исключить из политехникума 100 студентов-евреев, выдержавших конкурсные экзамены, а на их места принять русских, получивших меньше баллов.

Итальянский барон Юлиус Эвола – эзотерик, мистик, писатель поэт и художник – написал статью о Петре Столыпине «Жертва Израиля», в которой говорит:

«Не преследуя евреев, Столыпин угрожал им более, нежели бы он приказал истребить их несколько десятков тысяч. Было очевидно, что своей политикой он делает невозможным их паразитический образ жизни, искореняет зависимость России от международных еврейских финансов и что он не позволит никаких подрывных маневров еврейского революционного интернационала. Перед евреями, не умевшим и не желавшим жить иначе, открывалась только мрачная перспектива эмиграции. Никогда российские евреи не подавали заявок на эмиграцию, главным образом в США, землю обетованную капитализма, больше, чем при Столыпине».

И точно не без участия Столыпина 11 марта 1911 г. был подписан закон «О процентных нормах допуска евреев к экзаменам в качестве экстернов в предусмотренные в означенном положении средние учебные заведения».

А еще чуть раньше закон «Об условиях приема евреев в средние учебные заведения» от 22 августа 1909 г., установивший нормы 15 % для черты оседлости, 5 % для столиц и 10 % для прочих местностей.

Вот такая «борьба» за свободу евреев в Российской империи.



(1) П.А. Тверской – литературный псевдоним Петра Алексеевича Дементьева. В 1880 году Петр Дементьев вместе с семьей переселился в США, где проявил себя как очень деятельный человек, оставив большой след в истории Америки. Есть на берегу Мексиканского залива во Флориде основанный им город Санкт-Петербург (Сент-Питерсберг или просто Сент-Пит), в память о своем месте рождения.

(2) 1 июня 1906 года начался еврейский погром в Белостоке, продолжавшийся три дня. Член Думы от Гродненской губернии, в состав которой входил Белосток, М. Я. Острогорский заявил о получении телеграммы с сообщением о погроме в ночь с 1 на 2 июня; в 4 часа утра сам послал телеграмму Столыпину и в 11 часов утра был у него. Министр обещал «принять немедленно самые энергичные меры», сказав, что Острогорский может успокоить своих земляков. Однако вскоре погром «стал бушевать с необыкновенной силой».
С ответом на запрос о белостокском погроме Столыпин собирался выступать 10 июля, как он заявил председателю Думы, прекрасно зная к этому времени, что никакого 10 июля у Думы не будет. Напомню, что 8 июля 1906 г. I Дума была распущена, и министр освободился от, по-видимому, крайне неприятных для него объяснений.
9 июля 1906 года произошел погром в Нижнем Новгороде, 10 июля в Одессе, 27-28 августа в Седлеце, в Царстве Польском.  28 февраля 1907 г. в Елизаветграде Херсонской губернии, 8-12 августа в Одессе.

Продолжение http://proza.ru/2021/01/08/1062


Рецензии
Доброго дня, Яков! Во-первых, хочу отметить прекрасную подачу материала, лишённую каких-либо эмоциональных оценок. Сдержанный и лаконичный тон этой главы делает её более убедительной. Скупые факты звучат гораздо убедительней, чем любые эмоциональные домыслы, которыми грешат публикации "за" и "против" Столыпина.

Отличная работа, Яков!

С уважением и пожеланием доброго здравия,

Владимир Пастернак   26.02.2021 17:22     Заявить о нарушении
Привет Володя!
Я что-то малость приболел в нелегкой борьбе с ковидом и не смог тебе вовремя ответить. Находился в горизонтальном положении, а с телефона писать не люблю. Только "да и нет".
Немного с опозданием, поздравляю тебя с веселым праздником Пурим.
После главы "Обер-вешатель" некий Валера Слюньков оставил мне "отзыв" в том смысле, что жаль, мол, Столыпина убили, а не то бы он показал нам-жидам, где раки зимуют. Ну, и революцию 1917, естественно, не допустил. Я написал ответ "публичный", но не называя его имени, "Виноваты евреи". Сносили раз пять, я опять вывешивал. Параллельно вел дискуссию с администрацией.
Претензии ко мне: я о ком-то (так как имени нет) написал, ранящие его (а он-то догадывается, что о нем) хрупкую душу. Я и на самом деле написал. Ничего страшного - о тараканах в больных головах. Но как же быть с его антисемитским выпадом и переходом на личности?
А тут - будешь смеяться - я не имел право их обнародовать (как-будто они и по сей день не висят для любого читателя).
Сейчас я разместил свой ответ в дневнике с названием "Йегудим тамид ашмим беаколь". Пока висит.
Спасибо за теплые слова, Володя.
Яков.


Яков Задонский   28.02.2021 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.