Первый бой

На фронт мой отец, Туриков Валерий Иванович, попал в начале зимы сорок третьего года. До этого он где – то семь месяцев учился в Омском пехотном училище, куда его направили после окончания десятилетки. Моему отцу, как и его товарищам, не суждено было стать офицерами, так как война требовала ежедневно новых и новых солдат, а тут еще закончились кровопролитные бои на Курской Дуге, где наши войска понесли значительные потери. Из Москвы пришел приказ недоучившимся курсантам присвоить сержантские звания и отправить на фронт.
- Экипировали нас на войну основательно, - рассказывал отец. – Выдали новенькие романовские полушубки, валенки, в заводской смазке автоматы ППШ.
Пока эшелон двигался до Москвы, ходили слухи, что повезут на Северный фронт, в Заполярье, чтобы защищать важный стратегический порт Мурманск.
- Нами решили залатать брешь на Первом Украинском фронте, - вспоминал отец то далекое время. – Зима в том году на Украине оказалась теплой, так что мы пролили семь потов, пока добрались до передовой.
Дальше военная судьба сложилась так, что мой отец со своим взводом был оставлен охранять штаб дивизии.Наши части успешно развивали наступление и на фронте была ситуация слоеного пирога, по окрестным лесам бродило много вражеских частей, попавших в окружение, поэтому четких понятий «фронт – тыл» не было, бой мог возникнуть в любой неподходящий момент.
- Сидим мы с бойцами на окраине села в окопах полного профиля, - продолжал свое повествование отец. – Едим курицу, которую выменял у местных жителей мой друг Сашка Орлов. В училище нас кормили плохо, поэтому попав на фронт, мы не могли первый месяц наесться вдоволь. Вдруг тот же Сашка меня толкает и кричит: - Смотри, Валера, немцы!
Я поворачиваюсь в сторону леса, куда мне показал друг и обмер: прямо на нас с автоматами и пулеметами наперевес шагали фашисты.
- К бою, - закричал я своим подчиненным и снял свой автомат с предохранителя. Признаюсь честно, что появление столь значительных сил перед своими никто из нас не ожидал и нам в первые минуты стало не по себе, ведь не у кого у нас не было никаго боевого опыта и фашистов мы живыми видели первый раз.
Мой отец рос безотцовщиной, испытал немало трудностей, которые его закалили, поэтому он в любой ситуации никогда не терял присутствие духа.
- Я принял решение подпустить фрицев поближе и обрушить мощь автоматного огня, - вспоминал отец. – По цепочке передал, чтобы без моей команды не стрелять и приготовить гранаты к бою.
Можно понять состояние восемнадцатилетних парней, не разу не нюхавших пороха. Многие их них вспомнили знаменитый фильм «Чапаев», когда каппелевцы идут в психическую атаку на позиции красных.
- Тогда была точно такая ситуация, только вместо каппелевцев черной волной нас шли гитлеровцы, - переживая свой первый бой заново, продолжал отец.- Как мы узнали после боя, против нас в атаку шел немецкий штрафбат, которому особо терять было нечего.
Мой отец принял решение стоять до конца. И это был осознанный выбор, продиктованный всей его непростой жизнью.
И вот когда через несколько минут взвод готов был вступить в неравную схватку с гитлеровцами, в расположение взвода прибежал бывалый старшина Евдокимов, который закричал отцу и бойцам: - Сынки! Бегом за мной в овраг! Сейчас наши танки подойдут, они покажут немчуре , где раки зимуют.
Евдокимов встретил войну на границе, поэтому он как родной отец беспокоился о своих подчиненных и всегда старался избежать лишнего кровопролития.
- Не успели мы покинуть окоп, - рассказывал отец, - как немцы оставленную позицию начали обстреливать из минометов. Только мы скатились на дно оврага, как до нас долетел рокот танковых двигателей и выстрел из пушки.
- Ну, вот Туриков, я не обманул, - сказал Евдокимов отцу, - помощь вовремя подошла.
Отец и его подчиненные выбрались на край оврага и увидели убегающих к лесу гитлеровцев, по которым на ходу из пушек и пулеметов стреляли наши танки.
Вскоре после этого боя решено было недоучившихся курсантов вернуть в пехотное училище, но мой отец всякими правдами и неправдами добился, чтобы его отправили учиться на танкиста. Но это другая история.

2019

На снимке: Туриков Валерий Иванович. Фото из архива Игоря Турикова


Рецензии