Я тоже учитель
Я ТОЖЕ УЧИТЕЛЬ
Антоха родился толстощекий и крепкий парень. Когда все остальные в палате пищали и издавали разные непонятные звуки, Антоха "подавал голос" очень отчетливо и не по-детски.
Развивался Антоха по возрасту, назло своей упитанной породе и благодаря старшей сестре, разница в возрасте с которой составляла два с половиной года. Неуклюжий, он и ходить научился благодаря сестренке и даже старался карабкаться на диваны и столы,как попрыгунья-сестра. Пыхтел, сопел, пускал слюни, но лез, не уступая ей ни в чем и копируя ее,как маленькая обезьянка.
В детском саду он был заводилой. На праздниках его ставили в центре, как маяк, который может вовремя включиться и не погаснуть. Все остальные зажигались от его прикуривателя и неслись стадом, наступая Антохе на пятки.
Если вся эта ватага во главе с Антохой сбивалась с ритма или забывала движения в танце, музыкальному руководителю достаточно было крикнуть: "Антоша!", и память возвращалась ко всем, благодаря озарению вожака.
- У меня на занятиях отвечают два человека: ваш Антон и еще один мальчик, - говорила воспитательница маме Антона, жалуясь на пассивность остальных детей.
Ел Антон так же как и плясал- ему скармливали по нескольку порций ненавистного рагу, от которого у остальных детей обострялся рвотный рефлекс.
Антоха жутко боялся смерти и не только своей, но своей в первую очередь. И в критических ситуациях он был либо предельно сосредоточен на опасности, чтобы ее избежать, либо сопротивлялся опасной ситуации изо всех сил. Также переживал за жизнь родителей и сестры, отчего был исключительно внимательным, нежным и ласковым ребенком.
С детства ненавидел книги. При виде книг кричал истерически и сопротивлялся как при страхе смерти.Он закрывал глаза, когда мама открывала какой-нибудь "колобок" и голосил как сирена, пока книга не была спрятана.
Затем они переехали по службе отца в другой город.Мама Антохи работала в малокомплектной школе домашнего типа. Антоха регулярно участвовал в мероприятиях школы, концертах и даже бывал на уроках хореографии и рисования, куда его приглашали сердобольные учителя, видя, как он скачет под музыку у двери зала для танцев или как он заглядывает своими большими глазенками в открытую дверь художественной аудитории.
Едва ему исполнилось 6 лет, мама договорилась с директором, и его взяли в первый класс, поскольку девать его было некуда, а свобода была Антохе не на пользу.В школу он пошел с большим удовольствием. Учитель хвалила его и была в полуобмороке от его больших синих глаз.
Рвение Антохи пропало во втором классе, когда в школу поступил его новый друг Андрюха.Их неразлучная дружба и игры в свободное от учебы время в общем дворе переросли во вселенскую привязанность Антохи к Андрею. Он выполнял все команды нового друга, как преданный охотничий пес. И однажды по такому "приказу" они оба спрятались от взрослых на дереве. Два отца в поисках были готовы застрелить этих сорванцов, а мамы в полуобмороках пили валерьянку с передозировкой. Заговорщики же спокойно сидели в плотной листве, не издавая ни шороха и не откликаясь на истерический зов предков.
На протяжении всего второго класса Антоха ждал звонка на перемену, чтобы увидеться со своим другом и прокатиться с разбегу на коленках или на пузе по школьному скользкому ламинату в коридоре. Или побегать и поиграть в рапу, салки, "тифу" и тому подобные зрелищные игры, оканчивающиеся ударом головой о разные твердые предметы - стены, мебель и тот же ламинированный пол.
Но после второго класса семья Антохи опять вернулась на прежнее место жительства. Травмированный Антоха долго зализывал свои раны и со слезами просил хоть минуту разговора со своим другом Андрюхой по телефону. Периодически он истерил и приказывал вернуть его обратно к Андрею.
Мать с отцом долго решали, оставить ли Антоху на второй год или отправить в третий класс. Ситуация с учебой была плачевная. Дружба с Андреем превратила Антоху в хорошего друга, и в то же время затмила стремление к учебе.
Долго советуясь со специалистами, родственниками и просто мудрыми людьми, решили оставить Антоху на второй год. Все очень переживали. Антоха просился в третий класс, мама уговаривала его, прибегнув к хитрости.
Сначала они уповали на то, что Андрей тоже во втором классе.
Затем нашелся друг, который мог претендовать на место Андрея и учился он тоже во втором классе.
Все верили, что облегчили судьбу Антохи, но эксперимент оказался неудачным.
Сначала он все терял и забывал. В пространствах большой городской школы пропадали туфли, спортивные брюки, перчатки, шапки, тетради. Потом он периодически терял бумажки с домашними заданиями.
Не смотря на то, что, казалось бы, программа была знакома, Антоха регулярно приносил красные жирные двойки и такие же жирные замечания его дисциплинарных "подвигов".
Антохины большие синие глаза стали высекать меньше искр.
Он чаще стал смотреть вдаль. Домашние задания он выполнял "с пинка" и часами сидел за столом, не моргая глядя за окно.
Как-то он пришел из школы совсем погасший.
- Что-то случилось, сынок? - спросила обеспокоенная мама.
- У меня нет в школе друзей , - тихо ответил он.
- Почему? - спросила мама
- Потому что я двоечник, - едва признался он.
- А как же Лёша? - с надеждой спросила мама.
- Он играет со смой только после школы, - ответил сын. - А в школе он просит меня отойти и не мешать.
Мама пришла на родительское собрание.
- Скажите своему ребенку, - неласково сказала учительница, - что я два раза на уроке не повторяю задание. Все нужно понять сразу!
Во втором классе...детям, которые только научились читать и писать...- думала мама.
- Антон, скажи, а если тебе что-то не понятно, можно спросить у учителя? - уточнила мама дома вечером.
- Ты что! Нельзя отвлекать учителя и вопросы задавать нельзя! - ответил возмущенно сын.
"От чего отвлекать?" - так было и не понятно.
"Наверное, я очень по-матерински все воспринимаю. Он привыкает. Конечно, распустился. Пусть! Немного дисциплины не помешает", - думала мама Антона после собрания.
Спустя некоторое время, Антон заболел. Потом поправился, но в школу пошел нехотя.
"Все дети радуются, что есть возможность отдохнуть от уроков и многие не очень торопятся в школу", -успокаивала себя мама.
Вечером по дороге из школы мама спросила:
- Что сказала учительница, когда ты пришел?
- Ничего, - ответил Антон и глубоко вздохнув, добавил:
- Мама, ведь никто, понимаешь, НИКТО не обрадовался, что я пришел.
- Может быть это потому, что ты плохо себя ведешь и не хочешь учиться?- спросила мама.
"Поддержала, называется" - укорила она себя.
С каждым днем взгляд сына становился все грустнее. Единственной отдушиной был футбол, где Антохе искренне радовались его друзья по команде.
К новому году терпение мамы пошатнулось. Нескончаемая череда плохих оценок, потеря желания Антохи учиться приводила ее в уныние.
С одной стороны, как учитель, она понимала, что дисциплина прежде всего, но, как мать, ей было до боли жалко, что Антоха никому не нужен, что его выдавливают из класса "отобранных", "лучших из лучших".
Занимаясь оформлением электронного дневника Антохи, в разговоре с завучем по начальной школе, она не заметила, как перешла на плач, обсуждая проблемы сына.
Материнское сердце дало слабину. Нет, она не защищала его. Она знала, что он неприлежен в учебе и озорлив. Но она боялась потерять тот "маячок", который всегда теплился в его больших синих, как море, глазах.
Негласно информация дошла до директора школы, которую мама Антона знала и очень уважала.
- Как там "наше дело"? - спросила директор при встрече, намекая на ситуацию с Антоном.
- Я очень прошу Вас не обижаться, - деликатно начала мама Антона, - но я , скорее всего, переведу его в другую школу.
Директор с пониманием посмотрела в глаза мамы Антона.
- У нас нет претензий к учителю, - продолжала мама, хотя понимала, что где-то лукавила, во избежание недомолвок. - Может у учителя свой стиль. Но Антон стал другим. Я знаю о всех его проблемах и не уверена, что поступаю правильно, но он все-таки мне не чужой.
- Я вас прекрасно понимаю, - задумавшись о чем-то своем, отвечала директор. - Но даже, если у вас не получится в другой школе, - мы всегда вас примем обратно и что-нибудь придумаем!
Приятнее и благороднее ответа и быть не могло!
Мысленно разговаривая сама с собой, мама Антона уверяла себя, что поступает правильно. Хотя сомнений было очень много. Сначала она укоряла себя, что жалеет Антоху, но потом доказывала сама себе, что он попал не в ту среду.
- Вы знаете, ни своим детям и ни своим внукам я никогда не пожелала бы такого учителя, как тот, который учит вашего сына, - говорила в задумчивости ее коллега с большим опытом и знающая лично учителя Антона.
Это "никогда" перевешивало чашу, на которой еще оставались какие-то сомнения. Оно стучало эхом в висках.
- Надо перевести...Нет, не в другую школу, а назовем это "другой средой обитания", - заключили родители.
Сын и сам был не против.
Антоху перевели.
Он с яростной радостью махал на прощание бывшей школе. Он искренне радовался, что уходит.
Мама не могла радоваться, как Антон. Она чувствовала некоторое облегчение, с одной стороны. И вину, с другой стороны, за свое недоверие к учителю.
Антоха 1 сентября пошел в другую школу.
Наступил день учителя. Как обычно, мама положила в его портфель сладкий сувенир в подарок новой учительнице. А прежней - отправила открытку. С днем учителя. И песню.
Осенний день закружит листопадом
И каждого с собою позовет.
Сегодня день учителя и рядом,
Все те, кто наши ДУШИ бе-ре-жет!
Профессия учителя светла,
Профессия учителя - ПРИЗВАНЬЕ,
Ваш добрый строгий силуэт,
На протяженьи долгих лет,
В сердцах мы сохраним, как яркий свет....
Это был не упрек. И это не было лестью. Это была мысль.
Как часто мы невнимательны к тому, что мы делаем.
"Я ТОЖЕ УЧИТЕЛЬ. И я понимаю, что каждый ребенок - это душа, которую не надо уродовать. Если не умеешь - уйди. Не можешь уйти, останься, но хотя бы не вреди.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Антон заболел. А сестра забыла сменку, и его отправили в прежнюю школу со сменной обувью для сестры.
- Мама,я когда ждал сестру, - признавался Антон, - я очень хотел увидеть учительницу и поздороваться с ней.
- Ты не злишься на нее? - спросила мама.
- Нет. Она же человек, - ответил он великодушно.
А маме было так радостно от того, что ее сын -БОЛЬШОЙ человек.
Она тоже была учителем и понимала, что прощение - это великий дар, особенно, если тебя прощают незаслуженно обиженные тобой дети....
Свидетельство о публикации №221010801229