Мы верим твердо в героев спорта

Камера иногда выхватывает в депутатском зале Валуева. Я в нем не видел боксера, порхающего, как бабочка и жалящего,как пчела. Но речь не о его спортивных достижениях. Вопрос, как бывший боксер оказался в депутатском зале? Он юрист? Экономист?  Общественный деятель? Журналист, наконец? Как он прежде показывал себя на общественной ниве, чтобы его избрали депутатом?  Какую пользу обществу он может принести в качестве депутата?
И тут начинаешь вспоминать, что спортсменов - депутатов у нас немало. Алина Кабаева стала не только депутатом, а еще и… Не могу точно сказать, какие теперь она должности занимает в каких структурах, - не следил за ее карьерой, - но определенно, эти должности и синекуры позволяют ей стать очень состоятельной дамой. В депутатских залах засветилась и уважаемая мной Ирина Роднина
И что в этом криминального? Люди ушли из спорта и занялись другой деятельностью. Ведь военные в отставке часто продолжают работать. И генералы уходят в государственные структуры.
Наши герои и героини спорта часто засвечиваются на таких высказываниях о стране, о народе, о ситуации в стране, что кажется, живут они иначе, чем народ. В другом мире.  Ну, что они – люди состоятельные, вполне объяснимо. Они это заработали своим талантом и своим трудом. И даже то, что они пошли в депутаты, не смертный грех. Сиди себе и жми кнопку. Но мысли вслух некоторых бывших героев спорта заставляет подумать, чем рождены такие мысли.
 Я думаю, это идет от особенностей нашего большого спорта, когда спорт является важным рубежом государственной политики.  Скандал с Сочинской олимпиадой тому пример.
 Все хотят выигрывать. Каждая страна гордится своими спортсменами. В любой стране герои спорта так или иначе обласканы. Но в Советском Союзе, и в России, как его восприемнице, взаимоотношения спортсменов из большого спорта и аппарата имеют свои особенности.
 Тот средний уровень, которого я достиг в спорте, не дает мне возможности заглянуть в тайные глубины спорта большого.  Думаю, что профессиональные спортсмены не опустятся до чтива такого уровня, чтобы им на глаза попались мои рассуждения. Боюсь, что прочитай они мои дальнейшие строки, так обидятся: да кто ты такой, чтобы рассуждать о том, чего не знаешь?
Не раз в прессе утверждают, что для восхождения на спортивный олимп нужны морально-волевые качества. Я видел, занимаясь спортом, людей, которые не столько по физическим данным, сколько по своим морально-волевым качествам были готовы для большого спорта. Готовы пахать идти на все, ради достижения успеха. Нужно отдать этой цели всего себя, задвинуть остальное в дальний ящик. Жить так, что высокая цель заслоняет мелкое. И мелким становятся: друзья, подруги, родственники, и простые человеческие желания. Я  в свое время на такое не решился. Чувствовал, что не потяну не столько физически, - тут можно натренироваться, если много работать, - сколько морально. Но, всегда находятся такие люди, не скрою, физически подготовленные и талантливые, которые помимо спортивного таланта имеют волю и непреодолимое стремление к великим спортивным достижениям
 Как это стремление к ним приходит, как оно заслоняет собой все остальное? Часто юных ребят поднимает волной успеха, они рады успехам, и естественным путем, даже охотно, готовы подчиняться правилам большого спорта. Успех, популярность, азарт их поначалу просто вдохновляют. Но потом очень быстро и подкупают. А правила большого спорта жестки.  (я не знаю каковы правила в других странах, но думаю, что до этой точки, точки где больше вдохновения, мало чем отличаются от наших)
Находящиеся на гребне, уже понимающие, чего стоит достичь гребня, баловни успеха, если не дураки, понимают, на что им нужно решаться, чтобы на гребне удержаться. И мало кто отвергает эти условия. Жесткие условия.  Они к этому успеху так долго шли. Что же теперь, отказаться? Особенно это видно, когда вид спорта популярен, когда за соревнованиями следит весь мир. 
 К примеру, Карпов принял условия, что на него работает почти весь тренерский штаб страны. Не отказался от такой нечестной форы.
В этом возрасте спортсмены - далеко не дети. Тертые ребята. За плечами отбор в сборную, (пока даже не страны) соревнования, конкуренция. Ориентируются.  А значит, и задумываются о своем будущем. Карпову хорошо. Шахматами можно заниматься до старости. И то, что-то о нем давно не слышно.  А что делать гимнастам, фигуристам, футболистам, хоккеистам?  Сухари сушить?
 Вот тут и проявляется наша особенность взаимоотношений героя спорта с госаппаратом. Это тебе не любительский спорт. Любительский – он потому и любительский, что в нем где-то порхает любовь. А большой спорт – бизнес. Тут царит принцип: утром рекорды – вечером деньги. Ты нам победы и славу. Мы тебе –блага.  Но облагодетельствованные спортсмены привыкают не только к благам, они привыкают к такому порядку вещей.
Но вот они уходят из большого спорта. Куда податься? Что они теперь могут дать стране? Пойти в тренеры? Но тренеров меньше, чем спортсменов. А хороших тренеров, хорошо зарабатывающих, еще меньше. И тут еще свои жесткие тренерские подводные камни. К тому же необходим тренерский талант. Герои спорта уже прекрасно знают, как функционирует тренерская машина.   Но они знают, как работает эта бизнес-машина вообще. Проще пойти в депутаты.  Народ, желающий хлеба и зрелищ, он них зрелищ уже получил.  А задача депутата дать народу хлеба.
  И тут принцип бизнеса. Тот же принцип: ты мне –я тебе. Ты мне нужный закон – мы тебе кусок пирога. Пирога со сладкой начинкой. А что насчет хлеба народу? Это сложнее. Денег нет, но вы держитесь. Депутаты пишут законы. Нужно бы народу выбрать юристов, экономистов, общественных деятелей. А выбирают гимнасток и боксеров. 
 Мне возражают: и актеры крутятся в тусовке и лебезят перед властью. Да, и они лебезят. И они зависимы от власти.  И их можно в одночасье опустить ниже плинтуса. Лишить концертов.  Но актеры, в отличие от спортсменов, не теряют профессию после тридцати, а то и раньше. А бывшие спортсмены-профессионалы приучены: есть слово НАДО. Аппарату нужен закон? Вот вам закон. а нам нужны деньги, привилегии и пенсии. Бизнес есть бизнес.   
Мы любили наших героев спорта, мы за них болели. Было так: мы верим твердо в героев спорта. Но герои спорта верят в нас?  Понимают народ?  И мы видим иногда, что они говорят о народе.
Не вините их за это. Они впряженные в жесткую государственную упряжку, привыкли с молодости тянуть, куда прикажут. Они с молодости живут иначе, чем остальной электорат. Тренировки, сборы, соревнования, медали, блага. Все по Марксу: бытие определяет сознание.  И теперь, депутатами, они свое отрабатывают.  Не нужно, увидев их в телевизоре, стараться заглянуть им в глаза. Напрасный труд.  Они вас не видят. Лучше посмотрите в зеркало. Видите себя?  Это вы сами депутатский корпус выбирали. Теперь можете глядеть на этот корпус и любоваться. А депутаты- спортсмены, просто, служат маркером всему корпусу. Они на виду. О чем вы думали, выбирая?   Думали? Сон разума рождает чудовищ.
 Я писал раньше. Что спортсмены-профессионалы могут предъявить претензии: кто ты такой, чтобы нас критиковать? Ты что разбираешься в большом спорте? Могу только робко ответить в оправдание: а вы кто такие, чтобы писать законы? Вас этому учили?  Или по Ленину: это может делать любая кухарка, любая фигуристка.


Рецензии
Думаю, Леонид, Вы не правы. Независимо от персоналий, депутаты представляют в своём лице проблемы. Эти проблемы делегированы им избирателями. Это могут быть проблемы отдельного города, проблемы некой группы населения... И проблемы спорта в этом общем числе. А кто лучше знает об этих проблемах, как не бывшие спортсмены?
Разумеется, яркие люди в партиях тоже нужны. Но не только, как витрина.
Недавно мне позвонили с опросом - кого бы, по Вашему мнению, по роду занятий не следовало бы избирать? И следом большой список. Нужно выбрать два пункта. Я выбрал "представителей силовых структур" и "космонавтов". Телефонистка подивилась такому выбору и посмеялась ))

Дмитрий Маштаков   23.02.2021 09:46     Заявить о нарушении
Я не считаю, что спортсменов нужно выбирать только потому,что они спротсмены. Но я писал не о том. Вот одна спортсменка прославилась на всю страну,заявив женщинам, что их государство рожать не заставляло. Во-первых она не понимает что если лет 20-30 не будут рожать, то и государства как страны не будет, и ее как депутата некому будет выбирать. Но я писал о том, откуда такие мысли
Я думаю, от жесткой властной вертикали в нашем спорте. Я помню советский
Но думаю разницы немного. Эта спортсменка, с детских лет занимаясь спортом, по-серьезному, привыкла к тому, что никакие звания, а тем более места в команде, просто так не даются. Что все это зарабатывается тяжелым трудом. Ничего ей государство просто так не давало. А тут женщины рожают без призыва государства, а потом еще требуют роддомов больниц, ясель и садиков.спортсменка-депутат и представить себе не может, что у гражданина есть права по праву гражданства. Тут личных прав было мало, а в большом спорте их отродясь не было. Видели Карколя? Разговаривает с девушками, как с крепостными наложницами. И они в теме.но очень плохо, когда такой подход переносится в депутатский зпл. Вот об этом я писал

Леонид Колос   23.02.2021 14:31   Заявить о нарушении
Да, в этом я с Вами согласен. Не нужно примерять на всех ту среду, в которой привык жить, и менталитет которой внутри неё ты принимаешь как должное.

Дмитрий Маштаков   23.02.2021 15:13   Заявить о нарушении
так ведь драма в том, что "та среда" очень мала по сравнению с населением. вы писали, что та среда пришла в Думу для решения вопросов. у них вопросы специфические и подход к их решению специфический. и результат мы видим. но я не знаю решения для России этого вопроса. я сейчас живу в Израиле. я для этой страны иностранец, мало что понимаю. но вот скоро будут выборы. а я и жена можем голосовать. она меня спрашивает, за кого буду голосовать. я говорю, голосовать не пойду, я их программ не знаю. они для меня все одинаковы.она не согласна - голосовать нужно, может быть наш голос что-то даст. в то же время она ( женщина из вологодской глубинки)считает, научилась на примерах, что в России как ни голосуй, будет Путин и его депутаты.( неважно, кто они по профессии, они путинцы по классовой принадлежности)И менталитет больших спортсменов, думаю, воспитал большой спорт.

Леонид Колос   24.02.2021 12:43   Заявить о нарушении
Леонид, а Вы волейбол по ТВ смотрите? Я-то - с большим удовольствием. Сам в студенческие годы в баскетбольную секцию ходил, но эта игра мне не нравится. А за волейболом я слежу.

Дмитрий Маштаков   24.02.2021 13:49   Заявить о нарушении
Политику трогать не будем. А вот рассказы Вы пишите феноменально. "Поцелуи и сапоги" особо понравилось. Стихи, т.н. пейзажная лирика у Вас отличная. В смысле "изобразительности". Я-то полагаю, что стихи читатель воспринимает на слух, а вот понимает их - зрительно. То есть через воображаемые зрительные образы, которые в ходе чтения постоянно возникают. Как в "ЖАБО" - отдельно купленное яблоко.

Дмитрий Маштаков   24.02.2021 14:10   Заявить о нарушении
Прочитал последнее Ваше письмо про образы и вспомнил. читал "в ответку" одну из моих читательниц. она пишет о том как говорят ее внуки. типа "от двух до пяти"это тема неисчерпаемая. и каждый родитель и дедушка и бабушка может об этом много написать. и я могу, да как-то не думал, что это стоит написания. а тут прочитал у Вас про образы и вспомнил. по пятницам мы забирали внучку Катю из детского сада. она оставалась у нас до вечера субботы. жена в свою машину поставила диск с детскими песнями и каждый раз, пока везет домой ей крутит. а тут я взял машину жены и везу Катю и ключил а там песня "А нам говорят, что катет короче гипотенузы" Я пою ей "А нам говорят, что Катя короче гипотенузы" Она поправляет тоном эксперта, "дедушка, не Катя, а катер" Я удивился такому восприятию. Ну а как еще ей понимать в пять лет. Что такое катет, она не знает. а катер слово понятное. Тогда спрашиваю "А что такое гипотенуза?" - "А то большой корабль" Вот так интересно у ребенка выстраиваются образы.

Леонид Колос   24.02.2021 19:14   Заявить о нарушении