Любимых окон негасисый свет

Любимых окон негасимый свет
                Посвящается 80 - летнему юбилею
                Краснозатонской школы.

Родная школа, как родная мать, светлая память о ней всегда живет в душе каждого ученика. Первое сентября - день знаний, красоты и радости, всесоюзный яркий народный праздник. Родители, заранее отпросившись с работы, волнуясь больше детей, ведут за руку своих первоклашек. В первый раз - в первый класс!
По всей стране улицы с утра расцветают улыбками, букетами цветов, белыми фартуками, красными галстуками, пышными бантами в тугих косичках. Ребята в новых ботинках, в белых рубашках, в глаженых школьных брюках.
Школьная форма обязывала каждого быть опрятным, аккуратным, скромным, чистым и беречь ее, как зеницу ока. Никто не кичился фирменным прикидом. Все были равны!
Первая линейка, добрые напутственные слова старших товарищей. Первый звонок, первый урок, новые друзья, новая жизнь.
Первая учительница - вторая мама. Малые первоклассники бегали за ней, как желторотые цыплята, каждый хотел быть у неё любимцем, каждый жаждал её внимания. Учитель всё может! Учитель всё знает! Учитель - авторитет, элита общества, авангард передовой советской интеллигенции, положительный пример культуры для всех слоёв населения. Выше учителя только Бог!
Учитель - не тот, кто учит, а тот - у кого учатся. Мы учились быть такими же выдержанными, скромными, трудолюбивыми, правильно говорить, думать, читать, писать, общаться, выражать себя. Мы учились быть благодарными. Наставничество было добрым почином.
«В счастливой стране - счастливое детство» - уверяли учеников учителя. - «Ваше поколение будет жить при коммунизме! Не верти головой, шевели мозгами. Школа дает знания только добровольцам».
Школа - это место, где проявляется личность, определяется призвание, расцветает творчество и талант. В школе рождались мечтатели, артисты, архитекторы, юристы, врачи, учёные, писатели и читатели. Школа - кузница мастерства.
Учителя отдавали частичку себя каждому ученику - огромное им спасибо! Списки любимых учителей золотыми буквами впечатаны в судьбы всех учеников.
Мы гордились и родителями. Мой отец, Шульц Асаф Карлович, был столяром, именно он своими руками делал большие оконные рамы и сам устанавливал их в строящемся деревянном, двухэтажном здании школы № 9. Окно в жизнь, глядя сквозь стекло, думал я, сидя в жарко натопленном классе.
В школьном детстве была своя прелесть. Мы приносили с собой сменную обувь, писали стальными перьями, осваивали нажим пера. Наши пальцы часто были в чернилах,  мы старались не ставить в тетрадях кляксы, у нас были уроки чистописания. Мы много учили наизусть, цитировали Онегина, писали контрольные, диктанты, сочинения. Любили одних учителей и чурались других. Дети чувствуют равнодушных за версту. На переменках все весело бегали по коридорам и катались по лестничным перилам.
Все были оптимистами, чудаками и шкодили на уроках. Мы подкладывали на учительский стул канцелярские кнопки, чернильницы, приносили в класс птенцов, подсаживали на спину учительницы майских жуков, в мокрую тряпку у доски заворачивали живую лягушку и весь класс ждал весёлой развязки.
Потом все страшно переживали и боялись комсомольских собраний, педсовета, директора, приглашения родителей на собеседование.
Учителей перед уроками встречали стоя, с уважением, по-военному, опоздавших не было. В школе было полно народа. В классах училось по 30 - 45 человек. У самой доски стояли школьные парты, за некоторыми сидели по три ученика.
Мы вручную чертили поля в тетрадях, любили внеклассные чтения, тайком играли на уроках в «морской бой». Незаметно кидались записками и стреляли из рогаток на двух пальцах, случалось, что  нечаянно разбивали стекла в школьных окнах и, заслужив наказание, подолгу стояли в углу.
В школьном коридоре на табуретке стоял двухведерный алюминиевый бачок с питьевой водой, кружка к нему была привязана цепочкой. Вся школа пила воду из одной кружки, никто не брезговал, никто не болел, никто не знал, что можно по-другому.
Пятый класс - разные учителя, разные предметы; школьную маму сменила классная дама, первая классная руководительница. Учителя-предметники вели только один свой предмет, а школьники должны были знать все на «хорошо» и «отлично!»
На прощание первая учительница раздавала всем первые тетрадки: вместо букв прописными строчками стояли наши дорогие, неумелые каракули. Мы сами приятно удивлялись своим достижениям, своему успеху, своему росту.
Личный дневник, тайное писание, некоторые девчонки вели сами для себя, доверяя бумаге все помыслы, мечты и чувства. А официальный школьный дневник - свидетель успеваемости и поведения - приходилось заполнять всем. Одни его хранили, чтоб потом показывать потомкам, другие уничтожали на корню, в зависимости от оценок и записей красным цветом.
Учебники выдавали в школе: они были бесплатными. Их берегли, содержали в чистоте, прикасались, как к святыне. Книга - источник знаний, она была маленьким желанным Божеством в каждом доме. Учебники заворачивали в газетную обложку и передавали в конце года из класса в класс как новенькие. Замарашек, грязнуль, нерях выявляли, стыдили, наказывали за порчу школьного и государственного имущества. Санитары при входе в класс проверяли белые воротнички, причёску, ногти, чистоту рук.
Стенная газета «За ушко да на солнышко!» выявляла недостатки, отмечала успехи. Любая тайна становилась явью. Мало кто хотел, чтоб на него показывали пальцем, все стремились к прекрасному!
К победам призывали незабываемые школьные олимпиады. На них зарождалось школьное братство, единство, воля, преданность, патриотизм, спортивный азарт. Учителя собирали деньги с родителей, где-то доставали «трико», спортивные шапочки, костюмы, кеды, в них гордо щеголяли местные спортсмены и ставили школьные рекорды.
Школьная дружба - самая искренняя, честная, чистая, добрая. Одноклассники - настоящие друзья, всегда выручали друг друга, давали списать домашнее задание, охраняя, провожали домой товарища, если у него появлялись недруги, приходили домой и объясняли новый материал, если школьный товарищ заболел. Вместе становились октябрятами, вступали в пионеры, в комсомол, в жизнь.
Если на переменке, вытаскивая из парты бутерброд, не успеешь сказать «сорок один ем один», потому что бутерброд запеленговали многие одноклассники, и на опережение уже скороговоркой прозвучало «сорок восемь, половину просим», бутерброд делился поровну на всех, порой на совсем маленькие кусочки, по - другому и мыслей не было.
Естественное коллективное стремление - чувствовать локоть друга и видеть грудь третьего стоящего в строю - придавало чувство внутренней уверенности. Депрессии, чувства страха и одиночества никто не знал. Тучных детей не было. Школьная жизнь бурлила событиями, скучать было некогда. Сколько было кружков, конкурсов, творческих и тематических вечеров, спортивных секций, занятий по интересам: школьный театр, оркестр, художественная самодеятельность, КВН с учителями. Все учили биографию комсомола, сдавали Ленинские зачёты. На открытых уроках, под контролем проверяющих из «Гороно», коллективно отстаивали честь школы, повышали её добрый имидж.
Дежурные по очереди убирали классы, мыли полы, проветривали помещения, поливали цветы, приносили учебные материалы, скелет, карту, глобус, циркуль, мел, тряпку, приготавливали классную доску к занятиям.
А после уроков весёлая ватага не расходилась по домам. Расставив на дороге вместо ворот школьные портфели, играли в футбол, стенка на стенку, класс на класс.
Верные девчонки болели за них и для отвода глаз прыгали недалеко со скакалкой или скакали «по классикам», нарисованным мелом на асфальте. Дружба была - один за всех и все за одного.
Стремясь к победе в общешкольном социалистическом соревновании, чей класс лучше, тащили хором в школьный двор тяжёлую железяку, облепив ее как муравьи. Собирали металлолом, макулатуру, фантики от конфет, фотографии знаменитых киноартистов, значки, спичечные этикетки, почтовые марки, подписные издания русских, советских и иностранных классиков.
Связками несли из школьной библиотеки домой разные книги. Взахлёб читали «Остров сокровищ», «Как закалялась сталь», «Тимур и его команда», «Четвёртая высота».
Тимуровское движение возрождалось, жило и давало благородные плоды. Школьники бегали в магазин, носили воду, чистили огромными фанерными лопатами от снега тротуары, складывали в поленницы дрова старым и больным людям. За так! Уважая старших, не ожидая платы, наоборот, выражая им свою искреннюю, бескорыстную благодарность. Всюду пожилым уступали место. Молодым везде у нас дорога, пожилым везде у нас почёт. За наше счастливое детство спасибо, родная страна!
Иногда, намаявшись, устало засыпали в школе и видели на уроках самые удивительные и сладкие сны. По-детски всем классом наивно радовались: «Ура!!! Училка заболела!» или когда вместо урока был классный час, приходили ветераны труда и войны, которые рассказывали о своей трудной жизни.
Вдохновлённые живым примером, зимой по улице поотрядно, большой школьной колонной, с пионерским горном и барабанным грохотом ходили за околицу, на игру «Зарница». Отважно ползали по снегу, мечтали и совершали немыслимые подвиги, и одноклассницы, рискуя жизнью, вытаскивали забинтованных ребят с поля боя. Потом пили «снежный чай» у костра, обжигались горячей кашей и громко восхищались воспоминаниями прошедшего боя.
Школьный зал боевой славы и пионерская комната во главе с пионервожатым были вулканом массового энтузиазма. Там воспитывались нравственные ориентиры, самоутверждение, самореализация, романтика, эрудиция, человечность, дисциплина. Каждый старшеклассник имел своего подопечного первоклассника, заботился о нём, помогал учиться, объяснял непонятное, защищал от неприятностей.
Родители из родительского комитета класса и школы просили своих работодателей выделить служебный автобус предприятия для поездки школьников в музей или в театр. Предприятия оказывали спонсорскую помощь для поездки в каникулы по центральным городам России, выделяли стройматериалы и помогали провести ремонт помещений. Школа была почётной заботой всех.
В школьном актовом зале бесплатно проходили концерты заезжих артистов. Они показывали фокусы, играли на трубе, на скрипке, на фортепиано и даже на пиле. Все хлопали до боли в ладошках.
Великолепно проходили новогодние утренники, конкурсы Дедов Морозов и Снегурочек, весёлые игры, хороводы у душистой ёлки. Мы восхищались новогодними подарками с шоколадными конфетами и настоящим яблоком в кульке! Дети были на седьмом небе!
23 февраля, 8 марта, день космонавтики, день пионерии, день учителя – в советском календаре каждое воскресение был какой-то профессиональный праздник, ко многим готовили торжественную часть, выставки и самодельные подарки.
Многолюдным праздником были «Проводы зимы» на стадионе, с горячими блинами, самоварным чаем, перетягиванием каната, мотогонками на льду, катанием на тройках с бубенцами.
Нельзя было пропустить ледоход на реке, начало вооружения судов, открытие и окончание навигации.
Ежедневным праздником был заводской гудок, который слышно было далеко в лесу во время сбора грибов и ягод, он говорил о времени и о направлении возвращения домой.
Великий праздник был, когда взлетел Юрий Гагарин. Когда заработало Сыктывкарское телевидение, открылся кинотеатр «Волна», построили долгожданный мост через реку Сысолу, покрыли асфальтом первую улицу посёлка, пришел первый рейсовый автобус, был построен первый панельный дом со всеми удобствами, открылась новая трехэтажная школа, столовая, поселковая баня и больница.
Часто на лугах летом проводились «народные гуляния». Во время выборов целый день в клубе были концерты и бесплатное кино. Местными праздниками считались футбольные матчи на стадионе или когда в распутицу почтовый самолет низко летал над крышами домов и сбрасывал на землю мешки с  почтой, а ещё когда в лес прыгали парашютисты; на такие зрелища сбегался весь посёлок.
Весной на школьных субботниках все дружно убирали в классах, подметали дворы, сажали «свои» деревья, озеленяли посёлок.
В турпоходах жгли пионерские костры, как клятву под салют всегда говорили: «Честное пионерское!» или «Честное комсомольское». Это было железно!
Первомайская и ноябрьская огромная школьная колонна украшала поселковый митинг. Громкая музыка на улицах, бодрые браурные марши, патриотические песни. Было море самодельных цветов, улыбок, красных плакатов. Весёлое, громогласное «Ура!!!» под праздничные лозунги провожало с трибуны каждого оратора. Все были уверены в завтрашнем дне.
Летом в школе надо было отрабатывать часы, там же действовал спортивно - трудовой лагерь или группа продленного дня. Те, кого оставили на осень, ходили летом в школу на занятия.
Осенью, в «бабье лето», в открытых кузовах грузовых машин с песнями и шутками старшеклассники ездили в колхоз убирать картошку, трудились наравне со взрослыми. За бесплатный ударный труд получали благодарности и Почётные грамоты.
В прохладных осенних сумерках пели во дворе под гитару бардовские песни и танцевали на школьных вечерах под собственный школьный вокально-инструментальный ансамбль с электрогитарами, ионикой, контрабасом и барабанной установкой.
Иногда на вечерах в сердца школьников в унисон робко стучалась платоническая, чистая первая любовь. Тайные записки, свидания, горькие слезы, редкие, сладкие, незабываемые поцелуи.
Вот и государственные экзамены, естественные волнения, последний звонок школы - первый звонок взрослой жизни. Взаимное переживание учеников и их любимых учителей.
Спасибо, школа, за все, что было в твоих дорогих стенах! Всё это навсегда осталось в наших сердцах. Школьные песни, школьный вальс, прощальный бал, аттестат зрелости - путёвка в большую жизнь!
Школьные правила пригодились в армии, на работе, в семье, во всей дальнейшей жизни.
И вот мы снова нарядные, сентиментальные в знакомом дворе родной школы уже с нашими детьми - они  тоже стали первоклашками. Всё те же школьные проблемы, родительские собрания и знакомые добрые старые учителя. Жизнь продолжается! Родная школа - первая любовь. Огромное тебе СПАСИБО!
Круговорот воды в природе. Первый звонок, последний звонок, звон в ушах. У нас уже появились внуки. Школа, как Храм, стоит на пути каждого. Но что-то в школе стало по-другому. Раньше знания черпали, теперь их скачивают. Мы уже не догоняем молодёжь. В добрый путь, молодое поколение. В добрый путь!

Вот такие чувства вызвала во мне присланная из Сыктывкара, из родной Краснозатонской школы № 9 школьная историческая книга «Любимых окон негасимый свет», выпущенная там в прекрасном оформлении, с множеством уникальных фотографий.
Книга о тех, кто стоял у истоков школы, о тех, кто учил и учит сегодня, о выпускниках и нынешнем поколении, о тех, кем гордится школа, в кого верит, надеясь на продолжение традиций.
Учителям, ученикам и выпускникам школы к её 80- летнему юбилею посвящается.
В школе, бывало, обучалось по полторы тысячи учеников, планировали обучение в три смены. Сейчас в ней 1124 ученика. Высокопрофессиональный педагогический коллектив насчитывает 68 человек, среди них 26 имеют высшую квалификацию и 21 – первую квалификационную категорию. Большинство преподавателей имеют звание «отличник просвещения», «заслуженный учитель», «заслуженный работник РФ» и Республики Коми. Многие награждены Почётными грамотами и медалями. Сорок восемь преподавателей - бывшие ученики этой школы, есть несколько семейных династий. Есть самоотверженные учителя с 50-летним стажем. По качеству обучения и количеству медалистов девятая школа - многолетний флагман народного образования.
В книге на фотографиях знакомые, родные, умные лица старых учителей и новых учащихся. Школа за эти годы выпустила тысячи учеников, из них школьной золотой медалью награждено 9 выпускников, серебряной 11.
Один - гвардии рядовой Василий Неустоев отдал свою жизнь, выполняя интернациональный долг в Афганистане. В память о нем на школьной стене у входа почётно висит мемориальная мраморная доска с барельефом.
Некоторые бывшие выпускники школы стали уважаемыми людьми. Среди них - заслуженные учителя и директора школ, сотрудники академий наук, заведующие научными кафедрами, кандидаты и доктора наук.
Есть профессор психологии СГУ, доцент Московского государственного педагогического института, заместитель декана, кандидат биологических наук, доцент института биологии УО АН, генеральный директор группы «РОСЛЕКС» в Санкт - Петербурге.
Выпускники школы - военный комиссар города Сыктывкара, заместитель министра развития и транспорта республики Коми, директор филиала Роспромбанка, заместитель начальника управления по налоговым преступлениям, судьи, прокуроры, военнослужащие, врачи, лётчики, спортсмены, чемпионы, мастера спорта.
В США после окончания Дрексельского университета в авиакомпании «Верджин Австралия» успешно работает выпускница девятой школы Анастасия Михайлова.
В Норвегии первая скрипка государственного симфонического оркестра звучит в руках выпускницы Краснозатонской школы Елены Викторовны Яковлевой.
Очень много выпускников живёт в Германии, среди них круглая отличница, первая золотая медалистка Краснозатонской школы, затем учитель-методист и завуч этой школы Приер Ида Фридриховна.
Там трудится выпускник школы, русскоязычный писатель с литературным псевдонимом «Папа Шульц», лауреат международных литературных конкурсов, активный член многих писательских союзов.
Шопстат Бруно более 20 лет проработал в Германии конструктором на фирме Мерседес Бенц. Там живёт бывшая учительница биологии Акст Зинаида Николаевна, учитель физкультуры Окснер Александр Владимирович и многие, многие другие выпускники замечательной Краснозатонской школы.

От имени всех выпускников хочется выразить искренние слова благодарности всему педагогическому составу школы, всем работникам, родительским комитетам, спонсорам и добровольным помощникам.
От себя лично - особая благодарность первой моей учительнице Потаповой Римме Васильевне  и её мужу Потапову Василию Степановичу, моему первому учителю производственного обучения.
Моим уважаемым учителям Жаковой Агнии Ивановне (история). Кофаль Елене Георгиевне (математика). Козловой Валентине Ивановне (химия). Белогубу Фёдору Фёдоровичу (физика), Кокшаровой Лидии Петровне, привившей любовь к литературе, бывшему директору школы, доброму Михаилу Михайловичу Макарову и его команде. 

С благодарностью вспоминаем первую учительницу моей старшей дочери Татьяны - Власову Галину Васильевну, царство ей небесное и вторую первую учительницу, перенявшую тогда первый «А» класс Бородину Надежду Митрофановну.
Большой привет первой учительнице младшей дочери Эллины - многоуважаемой Морозовой Нине Васильевне, жившей в селе Новый Затон, или, на языке коми, Выльты Дор.
Спасибо всем, принимавшим благородное участие в издании замечательной школьной книги «Любимых окон негасимый свет», персонально - госпоже Забелинской Вере Васильевне, директору школы Рожкову Андрею Алексеевичу и многим, многим другим.
Низкий поклон всем одноклассникам, одношкольникам, однопосельчанам. Желаем всем счастья, здоровья, достатка, успехов в работе. С юбилеем, родная школа!!! Большой вам из Германии привет!!!
И огромное- преогромное спасибо!!!

Райнгольд Шульц,
Германия. Гиссен.

Писатель и публицист
(литературный псевдоним Папа Шульц),
член литературного объединения «Немцы из России»,
член Международного сообщества писательских союзов,
МСПС – правопреемник Союза писателей СССР


Рецензии