Сасовский взрыв. Мысли годы спустя

                На фото воронка от Сасовского взрыва.
                Фото из свободных источников.
Копаемся мы в далеком прошлом, версии строим о событиях давно ушедших времен и столетий…
А в настоящей действительности не всегда разобраться можем.
Вот на днях вновь наткнулся я на публикацию о Сасовском взрыве, произошедшем ровно тридцать лет назад и ставший неразгаданным событием всероссийского масштаба.
Сасово это небольшой городок в Рязанской области, моя малая родина.
Выглядели события по сообщениям СМИ следующим образом:
«…13 апреля 1991 года  Сасовский район потрясло в самом буквальном смысле громкое происшествие. Советские газеты напечатали сообщение ТАСС: Сильнейший взрыв после предшествующего гула потряс в 1 час 30 минут ночи небольшой город Сасово. В большинстве зданий вылетели стёкла, отдельные жители получили царапины. Однако серьёзно пострадавших нет».
Я долгое время скептически относился к рассказам о взрыве.
Вот, думал, раздули из мухи слона… Пока меня земляки не поставили на место.
Мол, ты не видел, так молчи. А мы живем здесь. И стекла из домов лично выметали. А в местном районном универмаге огромные рамы, простоявшие не один десяток лет, так аккуратно филигранно легли, что до сих пор оторопь берет…
Позже я разглядывал фото последствий и стал потихоньку верить…
В те времена часто по телевидению показывали интервью, взятое у одного маститого местного поэта на фоне разлившегося озера после взрыва, и запомнился мне его комментарий:
-Вот сижу я, пишу, четверостишие очередное заканчиваю… И вдруг хлопок…
И подивился тому таланту местному, с которым местный самородок смог бедствие это через свое творчество пропустить.
А вспомнились мне его слова в связи с другим случаем, произошедшим уже в Рязани, где я живу.
Тоже взрыв был у нас. Взрыв газа в доме.
Тоже сидел я поздней ночью и раздался сильный хлопок. Непривычный такой, резкий.
Занимался по обычаю своему литературой да краеведением малой своей родины.
Наутро стало известно, что взорвался многоэтажный дом в паре кварталов от моего места жительства.
И пришли мне в голову сразу мысли, по тем временам кощунственные в силу несчастья природного либо по халатности чьей-то.
Но сами события не располагали к зубоскальству.
Прошло тридцать лет уже. В трагедию взрывы не перешли, хотя резонанс был по всей стране.
И можно стало спокойно все оценить и взвесить…
А мысли были следующего рода…
Мол, чем же мы, патриоты своего края, такие порченые?
Что как только мыслями своими погружаемся в загадки родного края, так природа не выносит нас…
В случае газового взрыва разобрались быстро. Дело было в обычном разгильдяйстве и пренебрежении правилами газовой безопасности.
В первом случае не разобрались до сих пор.
Все окутано тайной и загадками.
Но мое комсомольско-атеистическое воспитание приучило меня в загадки не верить. Не бывает чудес.
Даже церкви не от чудес возгораются, а от разгильдяйства ответственных лиц.
Но в связи с Сасовским взрывом вспомнились мне впечатления далекого детства.
Добирался я в юности своей из соседней деревушки Ряньзя, что была на самой границе с Мордовией, в свою родную Жульевку после клубных посиделок…
И вижу, что в стороне, где должны находиться городки Сасово и Чучково, поднимается облако…
Медленно так поднимется, но растет наподобие атомного.
Времени было часа два-три ночи. Еще не рассвет.
Но небо ясное и безветрие полное.
 И страх…
 А рядом глухой мордовский лес, через который рукой подать до Потьминских  лагерей.
Что делать было? Родителей будить не будешь. Да и самому через пару часов буренку с мелким скотом в стадо выгонять…
Молодой организм провалился в сон быстро.
Когда проснулся, о катастрофе ничего уже не напоминало. Ярко светило солнце, щебетали птички, день обещал быть жарким…
И в суете сенокоса страхи ночные ушли прочь.
Ситуация повторилась на следующий год в том же варианте.
Но смотрел я на ночной облачный гриб уже без страха.
Было это в 1969-70 годах.
Много думал я за полвека прошедших об этих облаках и Сасовских взрывах.
В районе городка Чучково были военные объекты, аэродром…
Конечно, и мы с поэтом ни причем здесь…
А расследовать этот взрыв никому не надо было.
Или ни к чему.
Пусть лучше чудом останется.

P.S. Из воспоминаний очевидцев взрыва.
... Этот пережитый ужас не забыть никогда! Нашу 9-ти этажку так качнуло, что, находясь на 8 этаже, я слетела с дивана. Не понимая, что происходит, распахнула балкон: звук сыпавшихся стёкол и... чёткий звук  удалявшегося в сторону Чучкова  тяжёлого самолёта. До утра не было никаких сообщений о том, что происходит. Утром над городом кружили военные вертолёты.  А совсем через небольшой промежуток времени Горбачёв наградил экипаж самолёта, который, рискуя жизнью, спас население города.
Связаны ли эти события между собой? Сейчас нам об этом никто не скажет, а возможно и никогда не рассекретят...
…На следующий день военные оцепили воронку от взрыва и залили ее водой. И гул уходящего самолета слышали все. Было много статей написано по этому поводу, но...ни в одной из них не было написано о гуле уходящего самолета…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.