П. П. Литвинский 5

В истории нашей Мухи было немало интересных, образованных учителей, с вниманием и с любовью относящихся к студентам. Поэтому вкратце вспомню здесь для вас , мухинцы, про одного из них - Петра Петровича Литвинского,  преподавателя рисунка в нашей Мухе в 70-х годах . Он даже  некоторое  время работал проректором нашего училища . Это был такой лысенький , небольшого роста художник, ничем не примечательный внешне, разве что один глаз его косил, что совершенно не мешало ему шикарно, с размахом писать полотна на исторические, батальные сюжеты, портреты  и пейзажи. А как  он писал лошадей! Изумительный , профессиональный рисунок ! . Помню ему из Казахстана привезла книгу с великолепными  фотографиями лошадей и он так радовался как ребёнок ! 
А  когда он что - либо рассказывал, это было чрезвычайно интересно , увлекательно и компания вокруг окружающая заслушивалась , а какая там внешность у рассказчика никто не замечал . Впрочем , внешние черты какого- либо человека обычно интересуют  до тех пор, пока он свой рот не откроет. А там уже видно, что скрыто за «фасадом»: сокровище , добрый  человек или просто пустой  фантик . Пётр Петрович был сокровище и всесторонне образованный,   доброжелательный и  обаятельный художник. Его мастерская долгое время находилась  в здании Московского универмага, на верхнем этаже , да- да, там где огромные стеклянные витрины , которые очень опасны для прохожих внизу  если вдруг громадное стекло из этой витрины надумает упасть . Причём эта мастерская была на двоих , на пару с Леонидом Яковлевичем Мироновым, живописцем.   Так как оба художника Л. Я. и П. П. были незлобивые, с хорошим воспитанием, и с чувством юмора  хорошего уровня, то старались не мешать друг другу в общей мастерской . Они оба пережили блокаду Ленинграда в юном возрасте , а это трудное испытание научило тогда людей бережно относиться друг к другу . П. П обычно говаривал:  «Если денег нет с утра- одолжите у Петра! Но верните ввечеру эти деньги все Петру» / он имел ввиду, что деньги очень  быстро умел спускать непонятно куда / . Про В.И. Шистко  он придумал шутливый каламбур: « Каждый сверчок знает своего Шистко» / имел в виду В. И. Шистко, зав кафедры рисунка /. У Петра Петровича была жена , любимая жена , но деток им бог не послал . Впрочем оба сильно не горевали, им было хорошо и уютно вдвоём и по вечерам, если Пётр Петрович приходил не очень уставшим из Мухи  или из мастерской, они играли на пианино в четыре руки. А разве это не лучшее  доказательство согласия и гармонии их союза ? В детстве Пётр Петрович закончил класс скрипки, а на пиле играл виртуозно , и это была какая- то неземная,   космическая, волшебная музыка .. он был тогда так счастлив, у него было все , о чем он мечтал. Hо неожиданно  случились  горестные дни для счастливых супругов - у  жены П.П.нашли онкологию и тогда,  примерно год он , как мог, ухаживал за ней. Ему  было  50 лет, когда она умерла и супруга его очень хотела, чтобы ее муж  в будущем, после ее смерти,  был счастлив и смог стать отцом  - она вязала коврик,  пока болела , лёжа в постели, детский коврик . Он такой прелестный получился и трогательный, видимо она свою любовь к нерожденным ею детям, воплотила в коврик этот. Пётр Петрович горевал , но как- то быстро нашлась новая жена, молодая Марина, дочь секретаря кафедры монументальной живописи в нашем ЛВХПУ им.. Мухиной . Марина была такая светленькая и пухленькая женщина с тремя малыми детьми, а ее мама , секретарь , наоборот , была стройной, элегантной женщиной, шатенкой  и строго следила за весом и прической дочки  и именно она решила утешить Петра Петровича, женив его на своей разведённой дочери . Ну вот вскоре и живот у Марины стал увеличиваться и за ее весом следить отпала необходимость. Родился сын у П.П.  и Марины . А Литвинский  неожиданно  получил свою шикарную мастерскую с камином до потолка , облицованным кафельными изразцами  в старинном доме у метро Чернышевского на Кирочной улице . Эта мастерская раньше принадлежала художнику Маковскому. Вскоре П. П. с молодой женой стали искать дачу на лето . У меня как раз в то время был домик в Петрославянке. Ну , впрочем, это слишком лестно  называть эту развалюху домиком , но в студенческие годы это была роскошь! Это тебе не какая - нибудь комната в  тогдашней зачуханной ленинградской коммуналке, где одновременно по коридору и кухне могут бегать тараканы, алкаши, клопы и визгливые, вздорные  старухи ! Я поэтому гордилась той халупой на лоне природы , правда в ста метрах от кладбища, который был тогда единственной достопримечательностью посёлка , не считая плотины и пруда с лягушками.  Как раз в 1979 году ожидались очередные рабочие каникулы и очень хотелось , чтобы домик не был пустой, а под присмотром , так как в Петрославянке жили несколько тунеядцев, очень не любящих работать, но желающих кушать регулярно и потреблять бормотуху в неограниченных количествах. Они поэтому любили тайно притыривать что - либо из имущества жителей посёлка. Поскольку Петр Петрович с Мариной хотели  дачу на лето, то  приезжали посмотреть на мою избушку. П. П. , посмотрев мои «апартаменты» , разумеется,  дипломатично промолчал и деликатно отказался под каким - то незначительным предлогом . Пошла их провожать на вокзал , на электричку и мы шли  вдоль речки , обрамлённой валунами и камнями , узенькой,  но с бурным течением, чтобы молодожены полюбовались  тамошней весенней природой . Был нежный май и рыба плавала и плескалась игриво даже  в этом ручее и  вдруг одна , довольно большая щука, запуталась в гуще тоненьких зелёных водорослей и прыгала вверх и вниз в надежде спастись . Совершенно забыв о гостях - Петре  Петровиче  и Марине, я кинулась ястребом на щуку и , прижав ее к своему голодному животу , побежала в свой дом. Даже не помню успела ли я с ними попрощаться. В тазике щука плавала недолго , а на сковородке она уже больше не прыгала . Петра Петровича впоследствии сманил в Москву на работу Илья Глазунов . Вначале П.П. был
профессором  в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (1984—1986), затем  в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве (с 1987 года, проректор с 1989). В 1996 был удостоен почётного звания Заслуженный художник РСФСР.
Его живописные картины  , росписи можно увидеть в Посольстве СССР в Мадриде. Около 400 работ закуплено Музеем Современного искусства в Испании. Работы П.П. Литвинского находятся в государственных и частных коллекциях России, США, Испании, Италии, Греции, Швейцарии, стран СНГ, других стран.
Судьбу Марины и сына П .П .  не знаю, следы их затерялись. Живут, видимо, где - то в Петербурге . Дай бог им счастья и здоровья!  А Петра Петровича, этого  образованнейшего аристократа советских времён, не стало в 2009 году.   Ему было около 82 лет . Пусть ему земля будем пухом , светлая память художнику и замечательному человеку ! Зато талантливо написанные им картины почти бессмертны , пока катаклизмов , типа извержения Помпеи , нету


Рецензии