Миронов 4

Никакая фотография , даже самая прекрасная , не заменит  живого рассказа о человеке на этом снимке , поэтому , дорогие художники, выпускники нашей родной Мухи , вот вам  словесный образ  Леонида Яковлевича Миронова , работавшего преподавателем  на кафедре живописи в нашей Мухе.  Леонид Яковлевич окончил институт Репина после войны , а в блокаду жил в городе Ленинграде , и те ужасные  годы воспитали в переживших блокаду чувство ответственности и доброту , что и присутствовало в Л.Я. в большом количестве.  Познакомились мы с ним очень прозаично: в те 70-80 -е годы был ограничен импорт из западных стран и хорошие материалы : кисти, акварельную бумагу , например торшон, непросто было купить, они тогда просачивались через политическое советское решето , просеивающее товары в СССР из капиталистических стран  и из стран,  строящих социализм . Эти, в то время  дефицитные, импортные материалы для художников,  в основном продавались в киоске Союза Художников только для членов Союза. Мне, тогдашней студентке первого курса Мухи,  тогда было далеко до вступления в Союз, бывший тогда в статусе  Олимпа , где обитали  боги с музами и простым смертным трудно было туда просочиться . Критерии для приема в Союз художников были очень высоки тогда. В год становились  очень немногие  художники членами Союза . Итак , в прекрасный майский день,  я околачивалась у этого киоска с недосягаемыми и вожделенными материалами  , куда вход был со стороны Мойки, и  вдруг увидела двух приятных дяденек художников,  возникших внезапно , как из воздуха / а им то было тогда всего - навсего по 40 с хвостиком лет !!! Мне бы их годы сейчас! / . Я попросила их купить хорошей бумаги за мои денежки, разумеется. Дяденьки весело поулыбались , купили желанной бумаги целый рулон и сказали- ”денег не надо! А мы портрет твой сегодня писать будем- поехали с нами”. Это были два художника живописца - Л.Я. Миронов и В.Т.Скрябин .

Мастерские у них были  в здании Московского универмага на последнем этаже , где громадные стеклянные витрины первого и последнего этажей  с двух сторон Московского проспекта взирают бесстрастно  друг на друга уже много лет . А  за толстыми стёклами этих верхних этажей , в мансарде , находятся творческие мастерские  художников, творящих ежедневно искусство и культуру страны .  Мастерские Миронова и Скрябина соединялись общей дверью и если кому - либо из них приспичило пообщаться, попросить какой- либо тюбик срочно необходимой краски  или просто совместно выпить , то царапались и стучали в эту дверь и врата  творческой и обычной дружбы открывались . Соседом  и совладельцем в мастерской Миронова в то время был П. П. Литвинский, преподаватель рисунка в нашей же Мухе. Помню как Петра Петровича чествовали там в честь его 50-летия и  собрались многие художники и также  «звёзды» изобразительного искусства- С. А. Ротницкий, Д.А. Шувалов, В. И. Рейхет и другие. Меня и мою сокурсницу Галю Кулакову тоже пригласили в это творческое созвездие поздравить  юбиляра. Пётр Петрович  долго и вдохновенно  играл на пиле волшебные мелодии под аккомпанемент звона бокалов с шампанским и аплодисменты в окружении друзей, цветочных букетов и бутылок вина .

 Вот там , в этой светлой и полной творческих замыслов и планов , написанных  картин, а  временами алкогольного аромата , мастерской  Леонид Яковлевич и написал
 мой портрет в полосатой блузке с чёрным бантом .  Портрет вскоре  висел  на выставке современной живописи  в Русском музее под названием «Студентка ЛВХПУ им. Мухиной». Когда портрет был на выставке , то я в той самой блузе в полоску с бантиком повыпендривалась полчасика вблизи портрета на открытии выставки , чтобы зрители головами крутили,  разглядывая портрет и живую натуру, гуляющую рядом . Впоследствии, в нищие годы 90-х американцы купили это полотно в числе многих работ бывших советских, голодных  художников по бросовым ценам. Леонид Яковлевич 18 лет преподавал живопись в Мухе, в основном на моделировании.  В течение следующих  лет после нашего знакомства , Л. Я . Миронов написал ещё парочку портретов с меня, когда смогла приехать в мастерскую и попозировать , так как время было трудно выкроить из  бега студенческих лет и полной  будничных забот жизни.  Он очень много работал - ни дня без живописи и в стенах мастерской из под его кисти выплывали жизнерадостные пейзажи, портреты, натюрморты, балерины . У Леонида Яковлевича была скромная и заботливая жена Валя и сын Серёжа, который , кажется, в 1983 году защитил диплом на кафедре дизайна нашего училища. К сожалению, как - то  в коварное и скользкое время гололеда, в середине 90-годов, Л. Я. поскользнулся , упал и сломал шейку бёдра . От операции  отказался и хромал всю свою оставшуюся жизнь с помощницей палочкой. 

В мастерской Леонида Яковлевича постоянно проживал полосатый серьезный кот Филя . Он был неприхотливый и невозмутимый  и о женитьбе речь не заводил, даже не помышлял, хотя его причиндалы для этого были целы и невредимы.  В те дни , когда Леонид Яковлевич болел, то просил меня приезжать и кормить этого шерстяного совладельца мастерской и также там я, с позволения Л.Я.,  расписывала шарфы для продажи . Филя прожил долгую , спокойную жизнь - 24 года и похоронен во дворе этого дома на Московском проспекте. Леонид Яковлевич отсюда и начал отсчёт умерших друзей художников, двух старших сестёр не стало , потом жена Валя умерла   ... позже , в разговоре по телефону,  он перефразировал слова Тани Савичевой: «все друзья умерли, остался я один».

 Мы дружили много лет с Леонидом Яковлевичем , у нас была многолетняя, чистая, трогательная дружба . А когда я уехала жить в Финляндию, мы переписывались по эл. почте и всегда делились своими секретами как творческими так и личными и непременно звонила ему когда приезжала в Петербург. В трубке неизменно слышала : «Ну, здравствуй, чухонка!». Несколько лет назад, когда я уже долго жила в Финляндии, в один из приездов  в Петербург, купив большую дыню, навестила старенького Л. Я.  и мы с ним скушали совместно эту дыню на прощание.  А он мне подарил коробку акварельных красок «Ленинград» . Потом Л. Я. пошёл меня провожать к автобусной остановке. Я хромала,  шла с палочкой, так как колено было после операции . Хромой Леонид Яковлевич тоже шел с палочкой. Хромали мы на разные ноги, но синхронно, чему веселились и хохотали.  «Смех- это солнце , оно прогоняет зиму с лица» /В. Гюго/ .... Вскоре , к большой печали, не стало Л.Я. Очень хороший был Леонид Яковлевич - человек , веселый и доброжелательный, отзывчивый, у меня о нем самые тёплые воспоминания живут в памяти.  Леонид Яковлевич - участник многочисленных выставок. На протяжении 18 лет преподавал в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной на кафедре общей живописи  с 1960 по 1978 год .Трудился над праздничным оформлением города в бригаде художника С. П. Ласточкина. Живописные и графические работы Л. Миронова находятся в частных собраниях России, США, Англии, Франции, Германии. Грустно, что не стало такого чудесного человека, художника, но он прожил 86 лет позитивно. А жизнь  любит тех, кто на неё не жалуется .


Рецензии