Он парил вровень с орлами ч. 14

Наконец, 21 марта Фёдоров подбил вражеский аэроплан, и тот упал во французских линиях. 2 апреля 1916 г. сержант Виктор Фёдоров был ранен в ногу. 9 августа 1916 г. произведён в су-лейтенанты и переведён в Группу Тренировочных Дивизионов (GDE), для переучивания на истребители "Ньюпор". После месячной подготовки  направлен в 26-ю эскадрилью, входившую в состав "Истребительной группы Соммы". В декабре 1916 г., в звании подпоручика, официально включён в состав Французской авиамиссии в России, в качестве авиаинструктора и преподавал в отделе Гатчинской авиашколы в Одессе. В апреле 1917 г. добился назначения на фронт, в XI корпусной авиаотряд, базировавшийся в Барановичах, и сбил 2 немецких самолёта на восточном фронте. После Октябрьского переворота 1917 г. вернулся во Францию, где получил назначение в эскадрилью Spa 89 из состава 17-й истребительной авиагруппы. В 1918 г. Фёдоров одержал ещё несколько побед, получив за это 12 августа орден Почетного Легиона. Всего за годы ПМВ знаменитый ас 16 раз выходил победителем из воздушных сражений. Роковым для Федорова стал вылет, произведённый им за 4 дня до конца ПМВ. Отправившись на «свободную охоту», пилот «Кодрона» наткнулся на два десятка немецких бомбардировщиков, летевших в сопровождении истребителей. Несмотря на подавляющее преимущество врага, «воздушный казак Вердена» ринулся в атаку. Он сумел сбить 2 бомбардировщика, после чего сам был подбит. Исследователи биографии Виктора Фёдорова долго думали, что он погиб в тот день. Но судьба русского аса оказалась сложнее и трагичнее.

Он сумел посадить горящую машину, однако немцы захватили его в плен и отправили в лагерь. Обратно во Францию Фёдоров вернулся уже с подхваченной тяжёлой болезнью – горловой чахоткой. Он скончался в Париже в 1922 г. на руках у брата, приехавшего из Сибири, чтобы ухаживать за ним. Жена и дочь Фёдорова доживали свой век в г. Рыбинске в СССР. По оценкам П.Д. Дузя, которые отражены в его 2-х книгах - История воздухоплавания и авиации в России, (М.: Машиностроение, 1981 г.) всего в заграничных авиашколах прошли обучение 250 чел. По 69 из них, учившихся в Англии (Кройдон близ Лондона), в РГВИА сохранились характеристики за подписью «заведующий обучением полётами штабс-капитан Вяткин». Среди курсантов - два поручика и один прапорщик, остальные рядовые. Обучение проводили на многих типах самолетов. Сначала курсанты осваивали «Морис Фарман», затем переходили либо сразу на ВЕ2Е, либо в различных комбинациях осваивали «Кертисс», DH-6, ВЕ2В, ВЕ2С, «Авро», «Моран» биплан, «Сопвич-Пап», «Сопвич» с мотором «Испано» в 150 и 200 л.с. RE8, ВЕ12, SE5A, SE5B, «Мартинсайд», DH-4, «Бристоль Скаут» (каждый обычно осваивал 4-6 машин). Наиболее способных дальше обучали на истребителе «Бристоль Файтер», причём в характеристике налёт на нём указывали отдельно. Как правило, общий налёт составлял 20—30 час, лишь у отдельных летчиков достигая 40-50 час. В Англии обучался например, известный ас Ян Махлапуу из Эстонии. 1916 год высоко поднял роль русской авиации и командование войск убедилось, что без неё уже немыслим успех боевых действий на земле.

Очень важным было и то, что авиация, уже имевшая с землей радиосвязь, работала в тесном взаимодействии с артиллерией. Огромная заслуга в этом принадлежит подпоручику артиллеристу XXIII корпусного авиаотряда Виктору Савицкому. Своею деятельностью инициативный и талантливый офицер-наблюдатель явил пример исключительного военного подвига, полного бескорыстия, беззаветной храбрости и истинного героизма. В конце 1916 г. Вячеславу Ткачёву, который был подчинен генерал-квартирмейстеру штаба Юго-Западного фронта ген. Н.Н. Духонину, последним ставится задача - разработать план применения авиации в предстоящем совместно с союзниками февральском наступлении 1917 г. В.М. Ткачев производит необходимые расчёты и указывает, что всему фронту ген. А.А. Брусилова необходимо задействовать 10 артиллерийских, 4 армейских, 16 корпусных и 10 истребительных отрядов. Уже через несколько дней Вячеслав Матвеевич защищает и доказывает свою правоту в Киеве перед главой русской авиации - великим князем Александром Михайловичем. В это время в Киеве Ткачёва навещает супруга Надежда (Дина) Алексеевна, приехавшая из Тифлиса (Тбилиси). Они много общаются, в том числе и по ситуации в стране, в результате чего выясняется разность подходов. Жена сообщает, что она в Тифлисе вместе с двоюродными братьями посещает тайные студенческие сходки, где говорят, что настало время для революции. Супруг Вячеслав не согласен с этим, полагая, что революция окончательно погубит Родину и надо прежде всего разбить немцев.

Подготовка к планируемому на 15 февраля 1917 г. общему наступлению была почти завершена и на Юго-Западном фронте было сосредоточено более одной трети всей русской авиации, которая в начале 1917 г. насчитывала 91 авиаотряд различного назначения. Однако по просьбе англичан из-за их неготовности наше наступление было отменено и подполковник Ткачёв, используя этот момент убывает с инспекцией из Штаба фронта (г. Каменец-Подольск) в авиаотряды. По её окончании он обобщает наработанный материал и вместе со своими предложениями направляет Авиадарму. В последней декаде февраля Ставка направляет офицера Генштаба для уяснения вопроса, связанного с предстоящим использованием авиации Юго-Западного фронта. И вновь поездка в авиаотряды, где упор делается на главный вопрос: - Как будет применяться авиация, приданная в распоряжение артиллерии? Проинструктировав летный состав авиаотрядов, а также представителей артиллерии Вячеслав Ткачёв с проверяющим возвращается 2 марта в Каменец-Подольск и узнает, что в Петрограде 23-27 февраля произошла буржуазно-демократическая революция, свергнувшая царизм. Боевой дух войска, который и созидает победу, истощился с обеих сторон к концу лета 1916 г. Через окопы летал от одной стороны к другой и обратно вопрос: за что воюем? Зачем убиваем друг друга? Ответ знали царствующие особы, но хранили в тайне. Кайзер Вильгельм приоткрыл лишь завесу, обмолвившись: «Если б народы знали причины войн, вряд ли бы стали воевать».

В тревожный период первых дней февральской революции Штаб фактически растерялся. О событиях в столице знали только некоторые ответственные лица. Спустя ещё какое-то время они объявили об отречении царя и о передаче всей гос. власти Временному правительству во главе с князем Г.Е. Львовым, в котором главенствовали либералы (кадеты). Министром юстиции срочно сформированного правительства стал масон А.Ф. Керенский. Первый приказ, который был передан в войска, объявлял солдатскую свободу, в связи с чем у офицеров полнота власти над солдатами резко ограничивалась. Всё это порождало немало недоразумений, эксцессов и даже кое-где самосудов. На завершающем этапе войны Воздушный Флот из вспомогательного средства разведки и связи превратился в самостоятельный род Сухопутных войск. Он принимал участие во всех крупных войсковых операциях и оказал существенное влияние на характер боевых действий. С наступлением в марте благоприятной погоды русская авиация активизировала свои действия на Юго-Западном и Румынском фронтах. Она не только обеспечивала штабы разведданными, но и организованно подвергала объекты противника бомбовым ударам. Удачные налёты на район г. Браилова заставили врага усилить авиагруппировку, что в свою очередь привело к увеличению числа воздушных схваток. В мае и июне 1917 г. продолжалась организованная бомбардировка вражеского тыла и на Карпатском участке Румынского фронта. Активное участие принимали в этом и новейшие типы «Муромцев».

Так «Илья Муромец Е», уже имел 4 мотора «Рено» с общей мощностью 880 л. с. и полезную нагрузку больше 3 тыс. кг. Наличие хвостовых пулемётных установок обеспечивало их сильным оборонительным огнем. Топливные баки уже были снабжены предохранительными средствами от пожара. Командный состав, офицеры и солдаты, высказывали восхищение действиями лётчиков, заявляли, что их боевая работа выше всяких похвал... За два дня налётов ни один из вражеских лётчиков не появился над расположением наших войск безнаказанно, тогда как русское командование, благодаря авиаторам, беспрерывно получало точные сведения о всех передвижениях в тылу неприятеля». «Обладая ровным и приветливым характером, постоянно заботящийся о лётчиках, В. Ткачёв привлекал к себе все сердца. Несмотря на недостаточность и неудовлетворительность технической части нашей первой авиации, она была щитом фронта против налётов противника и оказала нашей армии огромную помощь своими разведками в тылу противника. К 1917 г. наша авиация продолжала технически совершенствоваться. Революция разрушила все её усилия...» (8). В начавшемся 18 июня 1917 г. наступлении Юго-Западного фронта была задействована вся авиация, сосредоточенная ещё к несостоявшемуся наступлению в феврале. С воздуха осуществлялась корректировка огня мощной русской артиллерией, которая не только подавляла огневые средства противника, но и разрушала его сильно укреплённую линию фронта. Действия артиллерийских аэропланов прикрывали летчики-истребители.

В связи с произошедшей февральской революцией великий князь Александр Михайлович 21 марта 1917 г. ушёл с поста генерал-инспектора русской авиации на фронте. 9 июня 1917 г. эта должность была переименована в начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главкома, сокращенно - Авиадарм (авиация действующей армии). На неё подполковник Ткачёв был назначен 21 июня и уже 30 июня 1917 г. вступил в исполнение. Первым шагом нового главы авиации России стала организация им в Москве авиационного съезда. Разрешение на его созыв и финансирование В. Ткачёву удалось получить от самого А.Ф. Керенского, бывшего уже председателем Совета министров. В.М. Ткачёв  после своего назначения  на столь высокую должность был хорошо принят в Ставке, где Верховным Главкомом был тогда ген. А.А. Брусилов. Ему оказывал всяческую поддержку и начштаба ген. Лукомский. Вячеслав Матвеевич с большим энтузиазмом приступил к работе. Созданная им специальная комиссия, состоящая из опытных боевых лётчиков проинспектировала все авиашколы. В итоге ряд офицеров, носивший звание военлётов и не имевших ни одного боевого вылета на фронте были переведены из авиации в пехоту, кавалерию и т. п. Следующим важным решением Ткачёва было направление 10 лучших боевых офицеров для учёбы в открывшуюся в Петрограде Академию Генштаба. Теперь уже ген. Алексеев, занимавший должность начштаба Верховного Главкома поддержал данное решение, так как понимал значение повышения военного образования в среде командного состава авиации.

Продолжение следует в части  15                http://proza.ru/2021/05/28/1496          


Рецензии